"Я-педагог-библиотекарь"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Я-педагог-библиотекарь"
Автор: Мельник Наталья Николаевна

Проблемы современной библиотеки. Взгляд изнутри.Выдающийся английский поэт и публицист Чарльз Лэмб говорил: «Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаете, что можно принять в нем участие и наполнить до краев свою чашу». Безусловно, для 18 века это высказывание было актуальным, ведь тогда книга была единственным источником знаний.Какова же была, есть, и надеюсь, будет основная функция библиотеки? Несомненно, это - сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Поэтому, библиотека несет ответственность за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Прекрасные слова и благие намерения. Но так случилось, что в наше время библиотека постепенно утрачивает свою способность прививать интерес к чтению. Сразу уточним, что речь идет о библиотеках, которые находятся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Потому что привитие навыков чтения, а затем и интереса к чтению - это основная задача семейного дошкольного воспитания и начального школьного обучения.В 60-70-е годы прошлого столетия наша страна была самой читающей страной в мире. Хорошие книги ценились, моментально раскупались и зачитывались, как говорится, «до дыр». В 80-90-е годы книги стали показателем достатка и социального статуса семьи. Я думаю, у каждого из нас были знакомые, в квартирах которых были стеллажи книг с корешками, подобранными под цвет обоев. С них заботливо стряхивалась пыль, а большинство из них никогда не открывались.Но вернемся к семье. Традиция семейного чтения сохранялась во многих семьях до тех пор, пока книги не вытеснили другие формы проведения досуга: сначала телевизор, потом «видео» и, наконец, - компьютер. С какими же проблемами сталкиваются педагоги-библиотекари в большинстве образовательных учреждений СПО? Ежегодно в сентябре я провожу анкетирование студентов 1 курса нашего образовательного учреждения с целью выяснить, какие формы культурного досуга предпочитают наши обучающиеся. И вот результаты данного опроса. Чтение, как форму досуга, отмечают менее 40 % студентов. Коллеги, я думаю, согласятся, что это не самый плохой результат. Хотя, скорее всего, желая произвести хорошее впечатление, не все отвечают искренне. На вопрос, читают ли они какие либо книги вместе с родителями, приблизительно 32% отвечают утвердительно, но, мне кажется, что речь здесь не идет о совместном чтении, когда один читает, другие слушают, а затем обсуждают прочитанное. Скорее всего, дети читают книги по совету родителей. Около 75 % респондентов отмечают, что в детстве родители читали им сказки и другие книги. А как же остальные 25%? Здесь нельзя не учитывать ситуацию нынешнего времени, когда основная цель родителей – заработать деньги, чтобы накормить и одеть детей, а на совместное чтение, а тем более обсуждение прочитанного, просто нет времени.Из опыта работы в качестве педагога-библиотекаря могу утверждать, что студенты читают мало. Добросовестные их представителя в лучшем случае прочитывают только образовательный программный минимум по предмету «Литература». Справедливости ради, стоит сказать, что специальная литература пользуется у студентов гораздо большим спросом, но это и не удивительно, ведь их основная цель – получение профессии. Художественную литературу для дополнительного чтения берут единицы.Какая же литература интересует молодежь сейчас? В основном, современная фантастика и фэнтези. Это – следствие влияния компьютерной игровой индустрии, когда по мотивам известных компьютерных игр пишутся книги и наоборот. Стоит ли читать литературу подобного жанра, мы спорить не будем. Мнения неоднозначны. В наличии данной литературы в библиотеках все равно, практически, нет. А вот то, что нет 100% оснащения книжного фонда программной литературой – это, действительно, проблема.Теперь об интернете. Друг он или враг? С одной стороны, несомненно, всемирная сеть приносит большую пользу. При помощи электронных библиотек и магазинов можно найти и прочитать либо приобрести нужные и полезные книги. С другой стороны доступ к интернету отучает большинство студентов мыслить и работать самостоятельно. Зачем искать нужный материал в книгах и учебниках, анализировать, если гораздо проще скачать готовый реферат или сочинение. Из уже упомянутого выше анкетирования студентов необходимую для учебы информацию 93 % получают из интернета, остальные 7 % - из книг, но и из этих 7 %, при условии выбора «интернет или книга», 5 % сделали выбор в пользу интернета. Поэтому здесь можно сделать вывод либо об отсутствии доступа в интернет у этой группы студентов, либо о дозированности пользования интернетом со стороны родителей. Что же делать в условиях, когда пища духовная студентов мало интересует? Чего делать нельзя, так это опускать руки. Все методы должны быть использованы. Перефразируем известную поговорку: если читатель не идет в библиотеку, то библиотека идет к читателю. О грустном. Хотелось бы сказать, что роль библиотеки могла быть более весомой, чем сейчас, если были бы созданы все необходимые условия для работы педагога-библиотекаря. Ведь немногие учебные заведения могут похвастаться технически хорошо оборудованным помещением библиотеки, постоянно обновляемым книгофондом, достойной заработной платой сотрудников. Во многих образовательных учреждениях об этом можно только мечтать. В заключение. Видимо, все библиотекари по натуре оптимисты и любят свою работу, потому что, несмотря на все имеющиеся проблемы и сложности, они продолжают работать. И то, что дети идут к нам в библиотеку не только за книгой, а иногда даже просто поговорить, дорогого стоит. Одно время в прессе муссировалась информация о том, что профессия библиотекаря вырождается. Как сказал Рабинович: «Не дождетесь!». Мельник Н.Н.,педагог-библиотекарьКГПОАУ «Камчатский колледж технологии и сервиса»