"Проведение открытого урока с учетом требований учебно - воспитательного процесса"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проведение открытого урока с учетом требований учебно - воспитательного процесса"
Автор: Смирнова Елена Николаевна

Проектирование на уровне дисциплины
  • Специальность: все специальности первого курса
  • Курс обучения: 1
  • Учебная дисциплина (УД): Химия. Объем учебного времени: максимальная учебная нагрузка – 116 часов, обязательная аудиторная нагрузка - 78 часов, самостоятельная работа – 38 часов.
  • Место УД в учебном плане: общеобразовательный цикл
  • Требования ФГОС и работодателей к компетенции выпускников (ОК): формирование элементов общих компетенций ОК.1-ОК.9
  • Цели, задачи (ожидаемые результаты освоения УД):
  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
  • Критерии (показатели достижения целей):
  • знать/понимать
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
  • уметь
  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
  • Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный с элементами продуктивного; методы: словесные (дискуссия), наглядные, практические; технологии: проблемного обучениилементы модульного обучения ИКТ формы работы: групповая, парная и индивидуальная работы.
  • Форма итоговой аттестации по УД: дифференцированный зачет
  • Проектирование на уровне темы
  • Название и №темы по программе УД: Раздел 2 «Органическая химия», тема 2.3 «Кислородосодержащие органические соединения».
  • Объем учебного времени: 14 часов, из них 6 часов – лабораторные работы.
  • Место темы в УД, межпредметные (внутрипредметные) связи:
  • химия - тема 2.1(«Основные понятия органической химии»), тема 2.2 («Углеводороды»), тема 3.1 («Химия и жизнь») МДК Устройство автомобилей. Тема 1.8.Автомобильные эксплуатационные материалы.
  • Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения) с учетом требований ФГОС (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД, ОК):
  • Предметные: давать определения понятиям: карбоновые кислоты, изомеры, гомологи, развивать умение проводить химический эксперимент, предсказывать продукты реакций. Метапредметные результаты:Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенообучающимися, и того, что ещё неизвестно;- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; - оценка и самооценка результатов работы. Познавательные: развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы, работать с различными источниками информации Общеучебные действия:- структурирование знаний;- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Знаково-символические действия:- преобразование объекта в пространственно-графические или знаковосимволические модели; Логические действия:- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);-установление причинно-следственных связей;--построение логической цепи рассуждений-синтез -построение целого из частей Постановка и решение проблемы:- формулирование проблемы.Коммуникативные: - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;-владение монологической и диалогической формами речи; - планирование учебного сотрудничества;-управление поведением партнеров;-разрешение конфликтов;- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности; - умение работать в парах, малых группах, осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку. Личностные результаты: -профессиональное, жизненное самоопределение;-установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -воспитывать положительную мотивацию к изучению химии, внимательность, дисциплинированность; -воспитывать чувство ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих через соблюдение правил безопасной работы в химической лаборатории, самостоятельность, толерантность.
  • Критерии и показатели достижения целей:
  • Знает понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология, теорию строения органических веществ.Умеет называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре.Умеет определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений.Умеет характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений. Умеет решать задачи: на вывод молекулярной формулы вещества.Умеет выполнять: химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ.Умеет проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.Умеет применять: полученные знания в повседневной жизни и в практической деятельности, в частности в своей будущей специальности
  • Основной тип педагогического процесса: сущностно-репродуктивный с элементами продуктивного
  • Методы и формы оценки образовательного результата по теме: проверочная работа, решение задач, выполнение упражнений, решение ситуационных задач, лабораторная работа.
  • Используемые учебно-методические материалы ( в том числе, что требуется доработать): рабочая программа дисциплины, календарно-тематический план, инструкции для проведения лабораторной работы, материалы для проведения промежуточной аттестации.
  • Средства обучения (ТСО, МТБ): Компьютер проектор, химические реактивы, индивидуальные задания, инструкции для проведения лабораторной работы, учебник химии.
  • Проектирование на уровне конкретного занятия
  • Название темы УВЗ (№ УВЗ в теме): Карбоновые кислоты (тема №2.3.2)
  • Место УВЗ в теме, межпредметные (внутрипредметные) связи: тема связана с специальными дисциплинами – автомобильные эксплуатационные материалы (тема автомобильные бензины). Внутрипредметные связи-темы: основные классы неорганических веществ, Электролитическая диссоциация, Основные понятия органической химии,
  • Углеводороды, Химия и жизнь.
  • Цели (ожидаемые результаты, уровень освоения содержания):
  • Создать условия для осознания и осмысления новой информации, дать возможность применить полученные теоретические знания на практике.1.Образовательные: Помочь сформировать знания обучающихся о строении карбоновых кислот.Содействовать пробуждению интереса учащихся к познанию мира, его химических закономерностей.2. Развивающие: способствовать формированию элементов исследовательской компетенцииа)познавательных: -умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность -умение использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. -умение исследование несложных реальных связей и зависимостей.-умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;- умение самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов-умение выдвигать  гипотезы, осуществление- их проверки, владение приемами исследовательской деятельности , элементарными умениями прогноза.-умение  самостоятельно создавать алгоритмоы познавательной деятельности .-формулирование полученных результатов.б) информационно-коммуникативных: .-извлечение необходимой информации из источников в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма, др.), -отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, -передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).-умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.-объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.в) рефлексивных: -объективное оценивание своих учебных достижений, поведения,-владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.3.Воспитывающие:- воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям. 4. Задачи УВЗ: - Актуализировать понятия «кислородсодержащие органические соединения» и «номенклатура», «изомерия».- Помочь в определение понятия «карбоновые кислоты».-Помочь в самостоятельном приобретении знаний о взаимосвязи строения, физических, химических свойств карбоновых кислот.- Развивать экспериментальные умения (постановки цели эксперимента, выдвижения гипотезы, планирования эксперимента по проверке гипотезы, интерпретации результатов эксперимента, формулирования выводов).-Развивать умение применять полученные знания в новой ситуации для разрешения практических проблем.- Продолжить формирование коммуникативных компетенций
  • Критерии (показатели) достижения целей:
  • В познавательной сфере:
  • Конкретизируют знания об общей формуле, функциональной группе класса карбоновые кислоты,  их номенклатуре и видах изомерии;
  • Расширят представления о распространении карбоновых кислот в природе.
  • Разовьют умение объяснять причины многообразия карбоновых кислот
  • В ценностно-ориентационной сфере:
  • Продолжат формирование систематизированных представлений о веществах, овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  • Смогут осознать объективную значимость основ химической науки.6.Тип урока: изучение нового материала.
  • Методы и формы оценки образовательного результата по теме:
  • Методы: Текущий контроль в форме: устного опроса и тестовых заданий. Формы оценки: индивидуальные, групповые, фронтальные.8. Учебный материал: Основной: О.С Габриелян Химия 10класс М. Дрофа 2014Дополнительная литература: Настольная книга учителя. Химия 10 класс” Часть 1, О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская, М.: 2003, Дрофа.Электронные ресурсы: 9.Ведущие методы, технологии, методики: Словесные, наглядные, эксперимент, исследовательские, элементы проблемного обучения, ИКТ, анализ источников, сравнение, обобщение, проблемная беседа; системно-деятельностный подход. 10.Форма УВЗ:урок. 11.Форма предъявления учебного материала учащимся: тексты источников с вопросами и заданиями, презентация, лабораторные опыты, инструкции по выполнению лабораторных опытов.12.МТБ, ТСО, расходные материалы и т.п.: мультимедийное оборудование, учебники, презентация, раздаточный материал (письменные источники с вопросами и заданиями для групп).Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, спички.Реактивы: растворы уксусной кислоты, гидроксида натрия NaOH, гидроксида калия КОН, карбоната натрия Na2СО3, лакмуса, стружка железа, порошок оксида меди (II) СuO.