дидактическая игра в жизни дошкольника с нарушением слуха
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: дидактическая игра в жизни дошкольника с нарушением слуха
Автор: Филатова Елена Алексеевна
Дидактическая игра в жизни дошкольников с нарушением слуха.В жизни ребенка с нарушением слуха игра занимает не менее важное место, чем у слышащего. При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством всестороннего воспитания глухого дошкольника. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития не слышащего ребенка, которые страдают из-за данного дефекта.Для таких детей отношения людей, некоторые нормы поведения скрыты и нередко понимаются ими неверно. Отрицательную роль здесь играет недостаточность общения с детьми и взрослыми.Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой доступной форме простейших нравственных правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более поздние сроки и с большим трудом.Игры расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения. Неоспорима игровая деятельность и для становления речевого развития глухого дошкольника.Посмотрим, как происходит становление основных структурных компонентов игры.Сюжет и содержание - два взаимосвязанных компонента. Играя, дети отражают окружающую действительность; чем шире сферы действительности, с которой они сталкиваются, тем разнообразнее сюжеты игр. Содержанием ролевой игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. За одним и тем же сюжетом может скрываться разное содержание. Выделяют 3 этапа в развитии содержания игры:- в младшем дошкольном возрасте содержанием игры оказывается воспроизведение действий взрослых с предметами (предметно – процессуальная игра); -в среднем дошкольном возрасте содержанием игры становятся отношения между людьми, их внешняя сторона;- в старшем дошкольном возрасте – подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли, отражение внутренней стороны социальных отношений. Поскольку восприятие мира осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, невозможно ожидать полного сходства в содержании игр глухих и слышащих дошкольников. У первых игра развивается более медленно. Без специальной работы, направленной на расширение опыта глухих детей, задерживается становление мотивационного плана игры. Преобладают бытовые игры. Глухие дети не умеют самостоятельно вычленить основное, существенное и сосредотачивают внимание на особенностях, которые имеют второстепенное значение, зато наглядные предметные действия отражают в играх детально и педантично. Сюжет заслоняется детально выполняемыми предметными действиями. Иногда вся игра сводится к детальному изображению какого–то одного действия. Дети механически повторяют те действия, слова и роли, которые уже использовали ранее. Беден творческий потенциал в игре. Дети повторяют игру друг друга, не внося туда ничего своего. Элемент подражания сохраняется до старшего дошкольного возраста.Использование предметов – заменителей.При игровом использовании предметов слышащие дети обычно используют их по – новому, соответственно тому, какую функцию они должны выполнять в игровой ситуации. Глухие дети испытывают трудности при замещении предметов. Если взрослый назвал кубик утюгом и ребенок согласился так называть этот предмет, это вовсе не значит, что он будет им «гладить». Слово (ролевое название) как таковое не диктует глухому ребенку способа действия с предметом. Отсутствие слуховых впечатлений не возмещается зрительным восприятием, да и само зрительное восприятие, не направляемое взрослым, не может дать глухому ребенку достаточно материала для необходимых обобщений.Принятие на себя роли.Формирование умения воспроизводить функции и отношения другого человека из – за отсутствия развитого воображения у глухого ребенка достаточно затруднено. Таким образом, игровая деятельность дошкольников с нарушением слуха достаточно специфична. Это в первую очередь , является следствием недостаточного речевого развития.Без специального обучения игровым действиям нельзя добиться большого прогресса в усвоении данной деятельности.