"Инновационная деятельность мастера производственного обучения"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Инновационная деятельность мастера производственного обучения"
Автор: Спиридонова Ольга Ивановна
Инновационная деятельность мастера производственного обучения
Т.В. Смирнова, мастер производственного обучения,
ГАПОУ КанТЭТ Минобразования Чувашии, г. Канаш.
Обучающиеся государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики Канашский транспортно-энергетический техникум Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики подавляющую часть учебного времени проводят со своим мастером производственного обучения. От мастера во многом зависит степень профессиональной подготовки его воспитанников. Уровень подготовки студентов будет сказываться и на способности молодых рабочих – выпускников техникума более рационально организовать свой труд и активно участвовать в совершенствовании производственного процесса на предприятии. Воспитание обучающихся протекает, прежде всего, в процессе обучения. Мастер производственного обучения на занятиях учебной практики и во внеучебное время в значительной мере содействует формированию и дальнейшему развитию личности студента.
Мастер производственного обучения является центральной фигурой в обучении и воспитании обучающихся и именно от него зависит как студенты будут относится к выбранной специальности.
Многообразие и сложность задач формирования нового человека делает проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики обучения и воспитания.
В педагогике понятие инновационная деятельность трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.
Одним из направлений инновационной деятельности является внесение изменений в цели обучения. Инновации в целях обучения – это формирование общих компетенций, включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности. Поэтому педагогам необходимо сформулировать новые цели преподаваемых дисциплин. Например, формирование профессиональной компетентности по специальности.
Инновационная цель образования заключается в создании благоприятных условий для творчества, реализации природной сути и социальных потребностей человека.
С целью реализации творческого потенциала и формирования общих и профессиональных компетенций студентов мастера производственного обучения включают творческие задания во время учебной практики, а также осуществляют внеурочную работу, проводят внеклассные мероприятия, кружки, предлагают и координируют участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. При этом мероприятия несут не только познавательный характер, позволяют студентам показать свои знания по специальности, но и формируют, развивают творческое профессиональное мышление.
Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей. Обновление профессиональной информации и условий труда происходит непрерывно практически во всех областях: введение новых методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных технологий при выполнении должностных обязанностей и т.п. А порой издание учебников с обновленной информацией допущенных Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для студентов среднего профессионального образования запаздывает, поэтому следует не забывать дополнять материал занятий необходимыми новыми сведениями.
При проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Наиболее часто на своих занятиях мастера производственного обучения используют такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, а также обучение на основе использования информационных технологий.
Преимущества применения информационных технологий на занятиях в средних специальных учебных заведениях неоспоримы, но существуют и проблемы использования информационных технологий в преподавании дисциплин и модулей. Анализ специальной литературы и методической деятельности педагогов позволил выделить следующие:
-недостаточная информационная компетентность педагогов (отсутствие навыков работы за компьютером; быстрое обновление информационных технологий; а порой нежелание стать активным участником процесса создания информационной образовательной среды);
-отсутствие готовых к использованию на занятиях материалов (не разработанность программного обеспечения или необходимость корректировки и переделывания под себя);
- трудоемкость разработки уроков с применением информационных технологий (сложность поиска и подготовки учебного материала, нехватка времени);
-разобщенность, отсутствие обмена опытом между преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения.
Как указывалось выше мастер производственного обучения – это ведущая фигура при подготовке профессионала. Сегодня от него требуются не только профессиональные знания и навыки, но и высокая педагогическая культура, знание психологии, методики обучения.
Успешно работать мастером производственного обучения может только тот, кто хорошо знает свою основную профессию, постоянно повышает свой кругозор и деловые качества, кто любит детей и чувствует ответственность за их судьбу, кто может быть хорошим организатором и постоянно служит для своих воспитанников хорошим примером.
Повышением квалификации мастера п/о должны заниматься регулярно, подбирая курсы повышения квалификации самостоятельно, согласно профилю преподаваемых дисциплин и потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций.
С целью совершенствования своего профессионального мастерства мастера производственного обучения проходят стажировку на предприятиях соответствующей профессиональной направленности. В результате стажировки педагоги приобретают практический опыт в рамках преподаваемых профессиональных модулей, необходимый для качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.
Непрерывная работа и творческое проявление педагогов обязательно благоприятно отразится на качестве обучения и конкурентоспособности выпускников средне специальных учебных заведений.
Библиографический список
Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.
Сангаджиева З.И. О содержании понятия Инновационная деятельность в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С.123-127.
Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.