Проектная деятельность в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность в начальной школе
Автор: Иксанова Рашида Сафаровна

Проектная деятельность в начальной школе
Все новое и по-настоящему интересное
рождается только в сотрудничестве.
Джеймс Уотсон
лауреат Нобелевской премии
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Цель проектной деятельности заключается в том, чтобы каждый учащийся почувствовал себя более уверенно и смог проявить все свои способности.
Оценить данный вид деятельности можно по критериям:
результативность;
позитивное взаимодействие;
психическое здоровье.
Многими исследователями установлено: понимание и осознанное овладение знаниями возможны только при активном участии ученика в процессе обучения. Знания приобретаются при постановке проблемы и при ее решении, при проведении исследования, при обдумывании и при разрешении противоречий.
Любой проект – это, по сути, коллективное творческое дело. И, как в каждом КТД, в нем можно выделить следующие структурные элементы:
1. Обсуждение: Что будем делать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать?
2. Планирование: заслушать и обсудить все варианты проведения проекта. (Один из вариантов взять за основу).
3. Коллективная подготовка.
Между детьми, родителями и классным руководителем распределить поручения.
Наши первые проекты были вовсе не учебными. Детям хотелось отчаянно проявить себя в какой-нибудь деятельности. Дети предложили –организовать праздник к международному Дню матери!
2 класс, окружающий мир – проект Красная книга
Проектная деятельность предполагает создание групп для конкретного проекта. На наш взгляд длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Это связано с особенностями возрастных психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Для этого проекта дети объединились по месту жительства. Обсуждение проекта прошло на уроке, а выполнение - группами на дому, где кураторами стали родители. Перед ними мною была поставлена задача: наблюдение за деятельностью каждого члена группы и обеспечение группы пирожками и чаем. Родитель или учитель-наблюдатель получает очень ценную и часто весьма неожиданную информацию о деятельности каждого члена группы.
Так вот, на родительском собрании родители-наблюдатели рассказали о своих наблюдениях. И эти выступления стали поводом родителям посмотреть на своих детей другими глазами, родители стали внимательнее относится к моим рекомендациям.
Следующий этап – предъявление проекта в виде устного доклада (сообщения), наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе и т.д. Наши дети на уроках информатики еще во 2 классе овладели навыками создания презентаций в программе PawerPoint и с удовольствием оформляют свои проекты в электронном виде.
После выполнения любого проекта обязательным этапом методики организации проекта является коллективный анализ проекта, который мы сами задумали, спланировали, подготовили и осуществили. Коллективный анализ собственной работы играет важную роль в развитии взаимопонимания, самоутверждения и самоопределения участников проекта.
Учителю не следует ограничиваться только обсуждением работы малых групп. Если заканчивается большой проект, обсуждение следует провести со всем классом.
Учащиеся могут ответить на следующие вопросы:
Почему ты начал разрабатывать этот проект? Для кого предназначен твой проект?
Было ли проведено предварительное исследование? Интервьюирование потенциальных пользователей? Если да, то что было выявлено?
Какова основная идея твоего проекта? Какие идеи ещё были у тебя? Почему ты их отверг?
Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?
Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?
Какие этапы выполнения проекта были? В чём они заключались?
Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия от пользователей или посторонних людей?
Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования?
Из значимых проектов нашего класса следует назвать проект по окружающему миру во 2 классе Профессии, гостями выставки стали учащиеся 1 классов. В 3 классе – проект по литературному чтению Глухая пора листопада, как завершение работы по одноименному разделу. По русскому языку – проект по развитию речи Утро на планете Глазунья. Силенок создать индивидуальную книгу не хватает, а вместе мы – сила!
В результате выполнения проекта в развитии и воспитании обучающихся могут быть получены следующие приращения
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Навыки, полученные в ходе общей работы над проектами, дети активно применяют при индивидуальном создании проектов. Галлямова Элина создала собственный проект по теме: Полиэтилен: вред или польза стала победителем городского конкурса проектно-исследовательских работ Грани познания.
Награды – это, конечно, приятно, но главное в проектной деятельности - серьезная, мотивированная, рассчитанная на длительный срок готовность ребенка трудиться во имя достижения определенной цели. Это – ответственность, готовность преодолевать трудности, и целеустремленность.