классный час "Научи себя учиться"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: классный час "Научи себя учиться"
Автор: Серегина Марина Анатольевна

Классный час «Научи себя учиться»Цель:
  • Обратить внимание детей на то, что учёба – труд.
  • Развивать уважение к любому труду.
  • Вырабатывать алгоритм успешной учёбы.
  • Развивать стремление у детей к самосовершенствованию,саморазвитию.
  • Ход классного часа
  • Орг. момент.
  • Сообщение темы и цели классного часа.
  • Кто читает много книг, Тот хороший ученик. А без них никак нельзя, Засмеют тебя друзья. Сами, без старания, Не приходят знания, Поэтому заранее Прояви старание. Если знаешь ты предмет, То тогда вопросов нет. Если учишь не всерьёз, То тогда другой вопрос. Двойки вечно у того, Кто не знает ничего. Если чётко отвечать, То получишь «пять» да «пять».- Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе?(Заслушиваются ответы учащихся)
  • Беседа по теме классного часа.
  • - Ребята, а что значит учиться? (Заслушиваются ответы)- Правильно говорят многие из вас, что учёба – это прежде всего труд. Ученикам необходимо умение слушать и запоминать, делать все точно и аккуратно, интересоваться окружающим, надо иметь привычку планировать своё время, чтобы все успевать. - Но наверняка часто так бывает, что, получив очередную двойку или тройку, вы решаете, что вот сейчас приду домой и «возьмусь за ум», начну всё учить. Но приходите из школы – хочется полежать, посмотреть телевизор, а там друг или подруга позвонили, нужно идти гулять. Приходите вечером, опять усталые, нужно поужинать, опять отдохнуть, а тут интересная передача да ещё компьютерная игра .И остаётся на домашнюю работу совсем немного времени. А глаза уже слипаются, сил нет. И утром опять идёт такой ученик в школу без желания: уроки сделаны кое – как, а значит будет соответствующий результат. Что же делать? (Заслушиваются ответы учащихся)Учитель: Послушайте, как справился с похожей ситуацией один ученик.Я с утра учу таблицу, я замучился совсем: Дважды девять – 18, трижды девять – 27. Не смотрю я передачи, даже мультики ни – ни! Все учу её, таблицу, даже в выходные дни! Не гонял я мяч с друзьями, телевизор не смотрел. Но зато – ура! – таблицу Я, ребята, одолел.- Как мальчик справился со своей проблемой? (Заслушиваются ответы)- Почему же один ученик может «взять себя в руки» и выполнить то, что он задумал, а другой предпочтёт развлечения делу? (Заслушиваются ответы)- Действительно, одно из составляющих любой успешности – умение отказать себе в удовольствиях. - Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы хорошо учиться? Почему это не у всех получается?(Дети высказываются.)Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя выучить правило, разобраться в новой теме или в условиях задачи. Для этого требуется сила воли. Воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.Во-вторых, нужно помнить, что учение - это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.В-третьих, надо иметь способности к учёбе, но они - дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля).Итак, базовыми качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности. (Записывает на доске.)1. Как развить силу воли?- Вот несколько простых советов, которые позволят вам тренировать свою волю.• Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».• «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.• Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных усилий и укрепляет волю.• Верьте в себя.2. Как сосредоточиться на уроке?- Представьте: вы стоите у доски и не можете решить задачу. Учитель говорит: «Ну, думай, думай же!» А что это значит? Что именно надо делать? Учитель показать этого не может, он только повторяет: «Думай, соображай!»Мы стоим и соображаем, но никто в целом мире не скажет, думаем ли мы в этот момент или мечтаем о мороженом, и если думаем, то правильно или неправильно, а если неправильно, то в чем именно мы ошибаемся. Никто не может влезть к нам в голову и понаблюдать за происходящим в ней.Научиться думать - самая трудная задача ученика. Неприятности в школе, нежелание учиться, плохие отметки - все это происходит большей частью оттого, что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотим думать, потому что думать тяжело. Умственный труд тяжелее физического, человек быстрее устаёт, да и результаты не всегда налицо.Вокруг нас постоянно что-то происходит: соседка пишет кому-то записку, муха ползёт по оконному стеклу, солнечный зайчик мелькает и т. д. Да и в голове у нас великое множество интересных мыслей: о вчерашнем фильме, ссоре с товарищем, планах на выходные. Как сосредоточиться на словах учителя?В армии, когда командир отдаёт приказ, подчинённые становятся по стойке «смирно». Отчего это? Почему нельзя слушать приказ развалившись, засунув руки в карманы? Зачем обязательно вытягивать руки по швам? Оказывается, поза, состояние мускулов очень связаны с вниманием. Собран человек, не двигается, напряжён - и внимание его само собой концентрируется. Мы сдвигаем брови, наклоняем корпус вперёд к собеседнику, потому что хотим быть внимательными, и становимся внимательными, если примем определённое положение. Значит, если мы хотим быть внимательными на уроке, прежде всего нужно изменить позу. Этому вас учили ещё в первом классе: сядем прямо, соберёмся, приготовимся слушать...- Расскажите, каким вы видите себя в будущем, через 20 – 25 лет? (Заслушиваются ответы детей)- Совершенно точно, что все хотят быть успешными людьми – иметь любимую работу и хорошую зарплату. Но почему для одних это так и остаётся мечтами, а другие добиваются того. Чего хотят и даже больше.(Заслушиваются ответы)- «Талант – это труд и ещё раз труд». Некоторые из вас, наверное, думают: «Да вот, я ещё маленький, вот в классе 10…» Но на самом деле начинать надо сейчас. Знания, которые даёт начальная школа, создают фундамент интеллекта. Представьте, тот, кто учит уроки регулярно и старательно, создаёт фундамент, такой, который выдержит любое потрясение. В любом классе и в институте он сможет воспользоваться этими знаниями. А тот, кто не старается, делает уроки кое – как, не сможет создать прочного фундамента. Его дом знаний в любой момент может дать трещину, а то и совсем рухнуть.- Вспомните и расскажите, бывали ли у вас такие моменты, когда вы преодолевали свои желания погулять, поиграть в компьютер, чтобы выполнить домашние задания. (Заслушиваются ответы)- Волю, и как любое качество характера, можно развивать. Как вы думаете, какие качества присущи волевому человеку? (Заслушиваются ответы) - Правильно, это и настойчивость, и решительность, и самостоятельность, и целеустремлённость.4. Ответы на вопросы теста «Насколько у меня развита сила воли»- А теперь, я предлагаю вам заполнить тест и определить, насколько у вас развита воля. Постарайтесь честно ответить самому себе на следующие вопросы.Ученики отвечают на вопросы теста, записывая ответы на листках «да» или «нет».Учитель: Будьте внимательны.
  • Способен ли ты, если надо, рано утром встать с постели, как бы рано это ни было?
  • Каждое утро ли ты делаешь зарядку?
  • Стремишься ли ты соблюдать режим дня?
  • Как бы тебе ни мешали, можешь ли ты на уроках не отвлекаться и делать то, что требуется?
  • Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает или пропускает уроки, мешает на них другим?
  • Всегда ли ты выполняешь домашние задания, пусть даже не самостоятельно?
  • Читаешь ли ты дополнительную литературу?
  • Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?
  • В конфликтной ситуации, находясь на грани того, чтобы с кем –то поссориться, можешь ли ты этого не делать?
  • Всегда ли ты выполняешь домашние задания без напоминания?
  • Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и тем же делом?
  • Если ты начал что – то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведёшь ли ты начатое до конца?
  • Можешь ли ты отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у тебя срочное и важное дело?
  • Всегда ли ты выполняешь свои обещания?
  • Задумываешься ли ты о своём поведении, поступках, делаешь ли ты из этого выводы?
  • Интерпретация теста. За каждый ответ «да» - поставить себе 2 балла, за ответ «нет» -0. Подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о том, насколько развита твоя воля. Если набралось от 22 до33 баллов – вас можно поздравить – с силой воли все в порядке. На вас можно положиться, вы не подведёте. Но иногда ваша твёрдая позиция неприятна окружающим. Научитесь считаться с ними. Если набралось от13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если вам поручают что – то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берете. Вы не всегда тверды и упорны в достижении цели. И чётких целей пока нет. Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь «спустя рукава», делаете лишь то, что легче и интереснее. У вас наверняка много неприятностей в школе и дома. Постарайтесь посмотреть на себя со стороны, проанализируйте своё поведение, поступки, постарайтесь хоть что – то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, и станете волевым человеком.Учитель:- А какие бы ещё советы вы бы дали тем, кто хочет укрепить волю?(Заслушиваются ответы учащихся)- Любые свои способности можно развивать. Конечно, большой друг нам в этом – спорт. Постарайтесь выработать для себя режим дня и неукоснительно его соблюдайте. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас видят близкие люди, друзья. Подумайте о том, что вам пригодится в будущем, какие качества вам необходимы.5. Подведение итогов- Что нового вы узнали сегодня? - Как будете использовать эти знания?Обсуждение притчи «Всё в твоих руках»Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.Вопрос учителя: Что значит для вас смысл высказывания Мастера «Всё в твоих руках». (Обсуждение высказывания Мастера).