Внутренний и внешний мир педагога
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внутренний и внешний мир педагога
Автор: Лапина Елена Валерьевна
Лапина Е.В. Преподаватель ГБПОУ АО «Архангельский техникум строительства и экономики»Эссе на тему «Внутренний и внешний имидж педагога»В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо: и одежда, и душа, и мысли. Эта всем нам хорошо известная цитата из пьесы А.П. Чехова «Дядя Ваня» как никогда подходит к образу педагога.Как внешне выглядит педагог, как он умеет общаться, убеждать, понимать людей, управлять собой и своими мыслями, быть компетентным в своей области, такой образ и останется в сознании воспитанников, коллег, родителей и окружающих людей.Имидж – это всегда единство внешнего и внутреннего. А педагогический имидж – это общее представление о педагоге, сформировавшееся в сознании людей либо в результате прямого восприятия тех или иных его характеристик, либо косвенно, через мнение других людей.Поэтому хотим мы или не хотим, став на путь педагогической деятельности мы становимся людьми публичными, а значит должны соответствовать требованиям времени и общества.В.А. Кан-Калик отмечал: Учитель должен тщательно готовиться к первому общению с аудиторией, в этом деле нет мелочей. Первая встреча формирует представление о личности воспитателя, так как облик и внутренние свойства личности, конечно же, имеют взаимосвязь. От успешности начальной стадии общения в воспитательном процессе зависит успешность осуществления всего процесса коммуникации. Таким образом, акт формирования первого впечатления очень важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход взаимодействия.На основе первого впечатления формируется изначальный и нередко довольно устойчивый стереотип восприятия педагога. Первое впечатление об учителе играет большую роль в возникновении педагогического воздействия, влияния на обучающихся.Начнём с внешнего вида, ведь «по одёжке встречают», а значит, самое первое впечатление о себе педагог произведёт именно своим внешним видом. Современный человек одевается сочетая требования моды со своим личным вкусом, а педагог, это не просто офисный работник, он должен работать над своей внешностью до тех нор, пока не появится привычка всегда хорошо выглядеть, иметь свой стиль, образ, который включает не только внешний вид (одежда, украшения, прическа, макияж), но и умения говорить, двигаться, стоять и ходить.Весь облик преподавателя должен гармонично дополнять его профессиональную деятельность, его индивидуальность, помогать в осуществлении учебного процесса. Поскольку педагог является примером для обучающихся во всем, и в одежде тоже, он обязан следить за модой. Элегантно, красиво одетый преподаватель вызывает положительные эмоции у студентов, поднимает их настроение, побуждает следить за собой, воспитывает их вкус. Безупречный внешний вид – первый шаг к завоеванию авторитета.Теперь, когда мы поговорили о внешней стороне вопроса, можно перейти к е внутренней составляющей имиджа. Не стоит забывать, что мы работаем с подростками и удержать их внимание, вызвать их уважение и завоевать авторитет только внешним видом невозможно.Преподаватель входит в аудиторию, и тут его манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений с студентами и приобщения их к правилам поведения. Педагогу необходимо помнить: его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от его тона зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение обучающихся. У преподавателя должна быть четкая дикция, грамотно поставленная речь, приятный немонотонный голос.Обаяние педагога формирует позитивное отношение, делает общение лёгким и приятным.Теперь, когда мы наладили контакт с обучающими, поговорим о профессиональной компетентности, ведь это одна из самых важных составляющих имиджа педагога.В оценке компетентности и профессионализма преподавателя студенты хотят видеть педагогов объективными в оценке знаний и людей, профессионалами, знающими свой предмет и умеющими понятно и интересно преподносить материал, целеустремленными, творческими, небезразличными к происходящим событиям и к каждому студенту. Педагог обязан быть личностью. Только личность воспитывает личность, только характер формирует характер.Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Одна из важных задач современного педагога — формирование собственного имиджа.Таким образом профессиональный имидж является инструментом педагогического влияния и условием успешной профессиональной деятельности.