Покормим птиц зимой
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Покормим птиц зимой
Автор: Зезюлина Ирина Васильенвна и Воропаева Светлана Петровна
ПРОЕКТ СТАРШЕЙ ГРУППЫ МАДОУ Д/С №12 Г.КАЛИНИНГРАД«ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ» Покормите птиц зимойПусть со всех концовК вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо…Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну».Актуальность проекта: Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.ВИД ПРОЕКТА - экологическийОБЪЕКТ ПРОЕКТА – природаПРЕДМЕТ ПРОЕКТА – зимующие птицыЗадачи:Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города.Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.Практическое выполнение кормушек.Сделать анализ и обобщить результат.Сроки работы: январь (2 недели)Методы и приемы:Знакомство детей дошкольного возраста с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.Экскурсии зимний период.Наблюдение за птицами.Сбор и обработка информации.Творческая работа.Этапы работы:Теоретический.Цель: Расширение знаний детей о зимующих птицах.На этом этапе дети изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде. Практический.Цель: Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц. На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки; тетра паки от сока; картонные коробки от новогодних подарков; а также деревянные конструкции. Кроме этого была приготовлена кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.Творческий.Цель: Вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников.На этом этапе детям было предложено изготовить съедобные кормушки для птиц. А также были проведены следующие мероприятия: викторина «Кто лучше знает птиц», круглый стол «Как зимой помочь птицам», игры – путешествия, конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, экологический КВН «Птичьи разговоры».Наблюдения.Цель: Вести календарь наблюдений за птицами.Заключение.В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:- В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы. - Сытой птице мороз не страшен. - Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТАПодбор и изучение педагогической литературы; чтение рассказов и стихов о птицах: А. Барто «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона»; В. Жуковский «Птичка», отгадывание загадок.Прослушивание звукозаписи птичьих голосов.Подборка иллюстраций и сюжетных картинок по темеКомплекс утренней гимнастики – «Птицы»,Привлечь родителей к изготовлению кормушек.Подбор дидактических и подвижных игр по теме.Изготовление творческих работ: «Снегирь на ветке», «Съедобные кормушки».ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТформирование представлений у детей о птицах, как о живых существах в природе;Умение узнавать и различать птиц (воробья, синицу, ворону, сороку, снегиря)Умение подражать голосам птиц;Умение использовать в речи слова: птица, воробей, синица, голубь, ворона, хвост, лапки, перья, крыло)Формирование заботливого отношения к птицам;Умение скатывать бумажные комочки из салфеток и отрывание кусочков пластилина от целого куска.Умение использовать в игре потешки и песенки по теме.ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:1 этап – подготовительныйВыявление цели, задачи. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Подбор методической и художественной литературы по теме. Подборка иллюстраций и картинок по теме «Зимующие птицы». Сбор корма для птиц.2 этап – основнойОбразовательные области – виды деятельности.3 этап – завершающийВыставка творческих работ, изготовление родителями кормушек для птиц.Достигнутый результатРасширен кругозор детей о зимующих птицах, улучшилась предметно-развивающая среда: иллюстрациями, информацией о птицах, дидактическими играми, театральными атрибутами. У детей сформировалось любознательность, творческие способности. Активизировался словарь по теме «Птицы».ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИСОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ- расширять представления детей зимующих птицах и их характерных особенностях- воспитывать стремление к игровому общению со сверстникамиПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ- дать представления о птицах.- закреплять умение составлять группы по количеству с использованием слов «много», «один», «мало».- Группировать птиц по размеру (большая, поменьше, маленькая)- поощрять самостоятельное наблюдение за птицами.РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ- учить детей отвечать на вопросы по содержанию изображенной картинки.- Активизировать словарь детей.- развивать правильное звукопроизношение.- воспитывать доброе отношение к «братьям нашим меньшим».- обогащать с помощью художественной литературы представления детей об образе жизни птицФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ- закреплять умение в подпрыгиваниях на месте.- закреплять умение в ходьбе по гимнастической скамейке и в спрыгивании с высоты.- проявлять интерес к правилам безопасного и здоровьезберегающего поведения.- Воспитывать выдержку и смелость.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ- продолжать учить детей отрывать кусочки от целого пластилина и скатывать шары круговыми движениями.- учить детей скатывать комочки из салфеток и приклеивать их.- совершенствовать музыкально-ритмические навыки.- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ«ПТИЦЫ»Холодно стало, и птицы на юг стаями улетают.Ну, а ребята в детском саду в птиц перелётных играют.Дети строятся в колонну по одному.Вводная часть:Ходят по водичке птички-невелички.Ходьба в колонне по одному.Ходят, лапки поднимают птички-невелички.Вот так, вот так ходят у водички.Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.Полетели птички, птички-невелички.Взвились в небо высоко, полетели птички.Бег в колонне по одному.Летели, летели и на землю сели.Ходьба. Перестроение в круг.Основная часть: ОРУ1. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны – И. П. (4 раза.)Вдруг мы громкое КАР-КАР услыхали,И на ветке мы ворону увидали:Крылья вверх и крылья вниз.Зарядку делай – не ленись!2. И. П. – сидя на ковре, ноги скрестить, руки на пояс. Поворот вправо, правую руку отвести назад, коснуться пола – И. П. То же в левую сторону. (2 раза в каждую сторону.)Сизокрылый голубок нахохлился, сидит.И гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.Гули-гули, гуль-гуль-гуль с друзьями говорит.3. И. П. – сидя на ковре, ноги вместе, выпрямленные руки в упоре за спиной. Согнуть ноги, обхватить колени руками «крылышками греем лапки» - И. П. (4 раза.)Солнце меньше светит, лапки замерзают.Птички лапки греют, подгибают.4. И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Приседания, руками постучать по полу - И. П. (4 раза.)И воробушки тут как тут,Зёрнышки с земли клюют.5. И. П. – стоя, руки на поясе. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой.Заключительная часть:Мы бегали, прыгали, вместе играли.На завтрак все дружно теперь зашагали!Ходьба в колонне друг за другом ХОД ПРОЕКТАЗвучит музыка, дети проходят в группу.Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:Замела дорожки, разукрасила окошки,Радость детям подарила и на санках прокатила!Какое же время года сейчас гостит у нас?Дети: Зима.Воспитатель: Правильно, зима. А как вы догадались, что пришла зима? (Дети перечисляют:стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках, птичкам стало трудно искать себе корм).Воспитатель: Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! С нами зимовать остались воробьи, синицы, вороны, сороки, снегири. Тяжело им в это время года, снег всё кругом засыпал, тяжело им искать себе корм.Мы сегодня с вами поговорим о птицах, зимующих у нас.1. Сорока – это большая птица, у неё чёрная голова, шея, спина и белая грудка. Она ест все подряд, может даже у собак утащить косточку. Её называют сорока – белобока.Сорока – белобока, кашу варила – деток кормила.Этому дала на блюдечке, этому на тарелочке, этому в чашечке,А этому не дала, зачем дров не рубил, зачем воду не носил.2. Синица – это маленькая птичка, у неё на голове чёрная шапочка, белые щёчки, жёлтая грудка с чёрным галстуком. Она любит клевать сало, зёрнышки и хлебные крошки. Синички летают стайкой.Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.Прыг – скок, прыг – скок, завертелась как волчок.Синица расписная, свистит не уставая.За окном повешу ей я кусочек сала,Чтоб теплей и веселей, бедной птичке стало!Игра « Разноцветные синички».Взрослый говорит стишок, а дети выполняют действия, о которых рассказывается в стишке.Вот в гнезде проснулись птички разноцветные синички.Тянут крылышки, встают, громко песенку поют.(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат)Птички, крылья расправляйте, поскорее вылетайте,Корм ищите по полям, по садам и по лесам.(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).Вот нашли в кормушке крошки, поклевали их немножко.Громко клювики стучат. «Вкусно!» — птички говорят.(Присели на корточки, стучат пальцами по полу «клюют»). Осторожнее, синички, по внимательнее, птички!К вам крадется кот Матвей! Улетайте поскорей!3. Снегирь – у него чёрная головка и красная грудка. Он ест семена и ягоды. Снегиря называют вестником зимы, как только появились снегири – жди первого снега. Они очень дружные птички, летают стайкой.Красные грудки, чёрные спинки –Яркие птички, будто с картинки!Что-то там ищут, клюют, посмотри.Видишь? На белом снегу – снегири!4. Воробей – это маленькая птичка, у него коричневая спинка и светлая грудка. Живут воробьи стайкой. Воробьи любят клевать зёрнышки и хлебные крошки.На дворе морозище, градусов под сорок.Прячутся воробушки, а весна не скоро.Прыгал воробьишка в коричневом пальтишке.Ростом мал, да боевой, нелегко ему зимой.Прыгал он у крыльца – покормите молодца!5. Ворона – это большая птица, у неё голова, хвост, крылья чёрные, а грудка серая. Она ест всё подряд, насекомых, остатки пищи, любит разорять чужие гнёзда, таскать из них яйца.Особа всем известная, она крикунья местная.Пусть снег вокруг искрится и зимний вечер злится.Кричит не уставая, ворона озорная!Игра «Вороны».( Дети изображают ворон, а взрослый читает стихи).Вороны крепко спят, Все по гнездышкам сидят,А проснутся на заре — Будут каркать во дворе .( В соответствии с текстом вороны присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают, машут «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами). Полетели, полетели, Кар-кар, кар-кар! – они запели.Вышла Таня на дорожку, И воронам сыплет крошки.Вороны прилетали, Все до крошки поклевали.Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Клювами стучали.( Вороны-дети присаживаются на корточки и стучат пальцами, произнося: «Тук-тук-тук!»).Взрослый берет собачку и говорит:Тузик по двору гулял, И ворон он испугал: «Гв-гв, гв-гв!»( Собачка догоняет ворон, а вороны улетают в свои гнёзда).Воспитатель: Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать. А как мы им сможем помочь, если зимой холодно и голодно? (Подкармливать в кормушке).Я старался, что есть сил, птицам домик мастерил!Прилетайте хоть сейчас, хватит места в нём для вас!Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать.Распилить я попросил досочку еловую,Вместе с папой смастерил птичкину столовую!Воспитатель:— Для этого люди развешивают зимой кормушки и насыпают туда корм. (Рассматривание ранее приготовленных вместе с родителями кормушек).Совместный рассказ ребёнка и мамы «Кто что любит».Стихотворение «Столовая для птиц».Игра: «Какая птичка улетела?»Воспитатель раскладывает птиц, дети закрывают глаза, воспитатель одну убирает. Какая птица улетела? Повтор 4-5 раз, игру можно усложнить, добавляя количество птиц.Воспитатель: Я думаю, что теперь у нас на участке детского сада будет своя птичья столовая. Птицы быстро к ней привыкнут и станут частыми гостями в ней. А мы будем следить за тем, чтобы в кормушках был всегда корм и мы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят нас своими красивыми песнями. «Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо…Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну».Актуальность проекта: Большое количество птиц гибнет в холодный период года. Человек может помочь им пережить стужу тем самым сохранить их численность.Цель проекта: Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.Задачи:Расширить представление о жизни зимующих птиц нашего города.Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.Практическое выполнение кормушек.Сделать анализ и обобщить результат.Сроки работы: октябрь – март.Методы и приемы:Знакомство детей дошкольного возраста с зимующими птицами нашего города через художественно – иллюстративный материал.Экскурсии зимний период.Наблюдение за птицами.Сбор и обработка информации.Творческая работа.Этапы работы:Теоретический.Цель: Расширение знаний детей о зимующих птицах.На этом этапе дети изучали особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде. Практический.Цель: Изготовление и развешивание кормушек, заготовка корма для птиц. На этом этапе активно принимали участие родители. Они совместно с детьми конструировали кормушки, использовали при этом: пластиковые бутылки; тетра паки от сока; картонные коробки от новогодних подарков; а также деревянные конструкции. Кроме этого была приготовлена кормовая смесь из: пшена, перловой крупы, пшеницы, плоды рябины, овса, семечек подсолнуха и корма для волнистых попугайчиков, а также добавление белого хлеба и свиного несоленого сала.Творческий.Цель: Вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников.На этом этапе детям было предложено оформить стенгазету, листовки: «Покорми птиц зимой - и они отплатят тебе летом», «Чтобы летом пели птицы вокруг, покорми ты их зимой милый друг!», «Не забывай о птицах зимой». А также были проведены следующие мероприятия: викторина «Кто лучше знает птиц», круглый стол «Как зимой помочь птицам», игры – путешествия, конкурс чтецов стихов о птицах, конкурс рисунков о птицах, экологический КВН «Птичьи разговоры».Наблюдения.Цель: Вести календарь наблюдений за птицами.Заключение.В ходе реализации проекта дети должны сделать выводы:- В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы. - Сытой птице мороз не страшен. - Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.На основе проделанной работы подготовить доклад и подготовить презентацию: «Птицы наши друзья!». Тематический план работыпо экологическому воспитанию детей старшей группык теме: «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»Конспект интегрированного занятияпо ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.Викторина "Кто лучше знает птиц?"Задачи:Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера;Умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение;Совершенствовать грамматический строй речи – образование притяжательных прилагательных (утиный хвост), употребление в речи предлогов (у кормушки);Развитие связной речи – употребление сложноподчиненных предложений (потому что).Воспитывать в детях бережное отношение к птицам.Материалы:Таблицы, карточки с изображением птиц, пейзажи Африки, виды моря, пруда, болота, и картинка с изображением кормушки, плоскостные изображения птиц.Предварительная работа:Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.Ход занятия:I этап: Актуализация:Воспитатель загадывает детям загадку:Они летать умеют, их пух и перья греют. (Птицы.)II этап: Ознакомить детей с правилами проведения викторины.Задания для проведения викторины: “Кто лучше знает птиц?”.1.Вопросы:– Чем отличаются птицы от других животных?Дети: Птица летает, у нее есть перья и клюв.– Птиц очень много и живут они в разных местах. Некоторые в дикой природе, а другие рядом с человеком. Как называются птицы в зависимости от того, где они живут?Дети: Птицы дикие и домашние.– Назовите домашних птиц.Дети: Куры, утки, гуси, индюки.– Диких птиц тоже много. Одни из них улетают в теплые страны, а другие остаются у нас зимовать. Как называются эти птицы?Дети: Птицы, которые остаются у нас зимовать – это зимующие, а те, которые улетают – перелетные.2. Задание. “Кто быстрее разделит птиц на перелетных и зимующих?”Дети должны разделить птиц и назвать их.Материал: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц в двух экземплярах.3. Упражнение “У кормушки”.Воспитатель помещает на магнитную доску изображение кормушки и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя и выделяют предлоги. Например: Снегирь летит к кормушке. Синица улетает от кормушки.4.Задание. “Отбери водоплавающих и болотных птиц”.Вопросы:– Чем отличаются водоплавающие птицы от других птиц?Дети: У них на лапах перепонки.– Болотные птицы не умеют плавать, как они живут на болоте?Дети: У болотных птиц длинные ноги и они ходят по воде, а длинный клюв помогает им добывать пищу.Дети из большого количества птиц должны выбрать водоплавающих и болотных птиц, назвать их и отнести к панно с изображением пруда, моря, болота. Болото – журавли, цапли. Пруд – дикие утки, дикие гуси, лебеди. Море – чайка, пеликан.5.Упражнение “Продолжи предложение, найди причину”.Педагог читает предложения, дети заканчивают их.- Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).- Зимой погибло много птиц, потому что….(была холодная зима).- Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что….- Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что… - Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что… - У цапли длинные ноги и клюв, потому что… - Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что… - У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что… - Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что… - Все люди любят слушать соловья, потому что…6. Физкультминутка. Подвижная игра “В птицу превратись”.Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев, затем в журавля, ласточку.7. Задание “Каждую птицу на свое место”.Ребенок берет карточку с изображением птицы, выбирает для нее место в таблице, объясняет, почему поместил именно на это место. Например: “Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными, у нее тоже загнутый клюв и длинные, острые когти.Материал: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали расположены: орел, павлин, альбатрос. Несколько предметных картинок с изображением хищных птиц (ястреб, сова). Птиц, живущих в жарких странах (попугай, страус) и птиц, обитающих на севере (тупик, полярная сова).8. Упражнение “Кто, где спрятался?” На игровом поле пейзажи Африки. Воспитатель вставляет в прорези игрового поля, изображения частей птиц жарких стран и задает детям вопросы:– Кто спрятался на пальме? Почему, вы, так думаете?Дети: На пальме спрятался попугай, потому что мы видим попугаичьи крылья.– Кто спрятался в море? Почему, вы, так думаете?Дети: В море спрятался пеликан, потому что мы видим пеликаний клюв.9. Упражнение “Четвертый лишний”.Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.III этап: Подведение итогов викторины, награждение победителей.Литература: «Перелетные и зимующие птицы России» Горьканова А.Н.«Прогулки в детском саду» Кравченко И.В., Долгова Т.Л.«Пернатые друзья лесов» Строкова В.В.«Спутник юного защитника природы» Борейко В.Е., Грицеко В.Н.«Покормите птиц зимой» Александр Яшин.