«Здоровый педагог – успешный педагог»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Здоровый педагог – успешный педагог»
Автор: Бибикова Александра Анатольевна

«Здоровый педагог – успешный педагог.»Автор: Бибикова Александра Анатольевнаг. Лангепас, 2019
  • Введение
  • Актуальность проблемы здорового образа жизни для педагогов вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм педагогов в связи с усложнением общественной жизни, учебным процессом, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.Отрицательная динамика состояния здоровья педагогов связана с прогрессирующим ухудшением состояния экологии, невниманием к режиму питания и качеству продуктов, но статистические данные, характеризующие здоровье населения, показывают, что его низкий уровень главным образом связан с низким уровнем двигательной активности. Это обстоятельство делает высокоактуальной проблему организации физкультурно - оздоровительной работы в трудовом коллективе образовательного учреждения.Физкультурно – оздоровительная работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения – система организационных мероприятий, направленных на повышение функционального состояния педагогов, на их оздоровление средствами физической культуры.Цель проекта: разработка мер, направленных на сохранение здоровья педагогов, посредством организации в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды для педагогов и формировании у них восприятия собственного здоровья как ценности не только личного характера, позволяющей им реализовывать свои потребности, но и как ресурса имеющего значение для общества, влияющего на продолжительность эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей.Задачи физкультурнооздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения, которые можно решить при условии включения педагогов в здоровьесберегающую деятельность:
  • Понимание педагогами роли физической культуры в развитии личности;
  • Знание научно-практических основ физической культуры, здорового образа жизни;
  • Овладение системой практических умений и опыта, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре, в ходе чего происходит психическая и физическая адаптация педагогов к современным условиям жизнедеятельности;
  • Приобретение опыта использования физкультурно-оздоровительной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
  • Положительные результаты, важность и значение физкультурно-оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения состоит в следующем:
  • Способствует сохранению и улучшению здоровья педагогов образовательного учреждения.
  • Физкультурнооздоровительная работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения способствует профилактике профессионального выгорания.
  • Физкультурнооздоровительная работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения способствует сплочению коллектива.
  • Управление и кадры
  • Контроль реализации мероприятий проекта на всех этапах осуществляет руководитель учреждения. Контроль проходит в режиме мониторинга, а так же является часть плана контроля учреждения. Координация деятельности специалистов структурных подразделений учреждения, осуществляющих реализацию проекта, имеет функциональную структуру управления и осуществляется на трех уровнях, согласно схеме (Рис.1).Рис.1
  • Содержание и механизмы реализации проекта
  • Реализация проекта осуществляется в три этапа (Рис.2):
  • Подготовительный этап (2 месяца)
  • Основной этап (9 месяцев)
  • Итоговый этап (1 месяц)
  • Рис.2План реализации проекта:
  • проведение опроса педагогов по анкетам с вопросами, выявляющими отношение педагогов к своему здоровью, их мнения об условиях работы относительно влияния на их здоровье, предложений к руководству образовательного учреждения валеологического характера;
  • проведение плановой диспансеризации педагогического состава, на основании которых медицинские работники должны составить паспорт здоровья каждого педагога и дать конкретные рекомендации, касающиеся условий труда, которые не будут ухудшать его здоровье;
  • составление педагогами программы (рассчитанную на четверть, полугодие, год) личного здравопостроения (например: отказ от вредных привычек, освоение методик по оздоровлению, изучение и применение психотехник и т. д.), с обязательной фиксацией результатов (уменьшение времени проведенного на больничных, научился выходить из стрессовых ситуаций, улучшение памяти и т.д.);
  • анализ руководителями образовательного учреждения результатов анкетирования, изучить рекомендации медиков, исследовать возможности образовательного учреждения на предмет организации «комнаты здоровья» для педагогов;
  • поиск и анализ информации, в том числе и статистических данных, о заболеваниях, наиболее часто регистрируемых
  • поиск, анализ, обсуждение информации (в том числе и в сети Интернет, в форумах педагогических сообществ) по вопросам касающиеся такого понятия как «здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении для педагогов» (так как это понятие гораздо шире чем «комната отдыха»);
  • поиск социальных партнеров и их привлечение к конструированию здоровьесберегющей среды в образовательном учреждении (не только учителей других образовательного учреждения, но и медиков, физиологов, психологов, дизайнеров);
  • внесение в коллективный договор дополнений закрепляющих права и гарантии работников на наличие в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды (при необходимости и после согласования сторонами);
  • составление бюджета проекта;
  • поиск источников финансирования проекта и потенциальных спонсоров;
  • обустройство и оснащение «комнаты здоровья» для педагогов;
  • составление плана и графика обучения педагогов здоровьесберегающим и оздоровительным методикам специалистами (физиологи, психологи и др.), проведение личных консультаций;
  • поиск средств на оздоровительно-профилактические мероприятия педагогов (курс массажа, посещение бассейна, каникулы в санатории и др.);
  • проведение семинаров и мастер-классов по сохранению здоровья педагога;
  • осуществление мониторинга достижений педагогов при выполнении ими личного плана по оздоровления;
  • обсуждение промежуточных результатов реализации программы с участниками и партнерами проекта, представителями общественности и власти, специалистами, с целью внесения корректировок в программу;
  • анализ результатов реализации проекта и их доведение через различные СМИ до общественности;
  • распространение опыта среди педагогов района, города, области, регионов c использованием возможностей социальных сетей.
  • Формы организации физкультурно – оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения
  • Организация физкультурно-оздоровительной работы с педагогами учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности. В соответствии с этим необходимо разрабатывать содержание всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы и оптимальные условия ее реализации. Логика изучения проблемы исследования определяет задачу рассмотрения необходимых условий, способствующих повышению эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.По способу существования можно выделить три формы физкультурно-оздоровительной работы:
  • Государственную – представлена деятельностью государственных организаций;
  • Общественную деятельность общественных организаций;
  • Самостоятельную включает индивидуальную, семейную и групповую.
  • По способу организации выделяют следующие формы занятий:
  • Групповые занятия;
  • Самостоятельные занятия;
  • Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия
  • Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Это одна из организованных и эффективных форм повышения двигательной активности и улучшения функциональных показателей организма человека.Мероприятия по организации физкультурно – оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения можно условно разделить на две большие группы:
  • Мероприятия проводимые с педагогическим коллективом в образовательного учебном учреждении;
  • Мероприятия проводимые с педагогическим коллективом за пределами образовательного учреждения.
  • Рассмотрим подробно мероприятия, проводимые с педагогическим коллективом в образовательном учреждении. К ним относятся: производственная гимнастика, занятия лечебной физической культурой, «День здоровья», физкультурно-спортивные праздники, лекции, викторины по здоровому образу жизни, соревнования, конкурсы, семейно-спортивные праздники и прочее.К мероприятиям, которые проводятся с педагогическим коллективом вне образовательного учебного заведения относятся: утренняя гимнастика, лечебно оздоровительные процедуры в санаториях, профилакториях, отдых на морском побережье, посещение физкультурно оздоровительных комплексов и спортивно оздоровительных комплексов, участия в соревнованиях различных уровней, семейно-спортивные праздники на свежем воздухе, туристические походы, ходьба на лыжах, плавание, ходьба и бег, велосипедные прогулки, катание на коньках и прочее.
  • Перспективный план работы с педагогическим коллективом по укреплению здоровья и совершенствованию физического pазвития
  • Основные направления деятельности по реализации программы физкультурно-оздоровительной работы формируются следующими блоками мероприятий Программа физкультурно-оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения реализуется с целью достижения следующих результатов:
  • Совершенствования рабочего процесса;
  • Формирования культуры здорового образа жизни, компетентности всех участников рабочего процесса;
  • Создания для педагогов безопасного здоровье сберегающего образовательного пространства для реализации программы развития, удовлетворения личностно ориентированных образовательных потребностей
  • Межведомственное взаимодействие в рамках проекта
  • По итогам проведенного в учреждении круглого стола была построена модель совместной деятельности всех субъектов процесса организации физкультурно – оздоровительной работы и определена специфика деятельности по комплексному сопровождению организации на протяжении всего хода проекта. Заключены соглашения между учреждениями города (Рис.3)Рис.3
  • Ожидаемые результаты:
  • Программа физкультурно-оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения реализуется с целью достижения следующих результатов:
  • Совершенствования рабочего процесса;
  • Формирования культуры здорового образа жизни, компетентности всех участников рабочего процесса;
  • Создания для педагогов безопасного здоровье сберегающего образовательного пространства для реализации программы развития, удовлетворения личностно ориентированных образовательных потребностей.
  • Мы предполагаем, что реализуемая программа обеспечит:
  • Повышение численности заинтересованных в своем здоровье педагогических кадров;
  • Увеличение числа педагогов, желающих использовать спортивный зал, тренажерный зал и спортивные площадки во внерабочее время;
  • Увеличение числа педагогов, желающих участвовать в работах исследовательского характера и творческих, социально значимых проектах здоровье сбережения;
  • Рост спортивных достижений среди работников образовательного учреждения.
  • Оценка ожидаемых результатов:- Гармоничность – сбалансированное представление интересов педагогов и руководителей образовательного учреждения, представителей педагогических сообществ, общественности, власти.- Эффективность – показатель уровня заболеваемости педагогов оцениваемой в контексте проекта.- Массовость – число участников, партнеров и привлеченных к содействию специалистов.- Результативность – поддержка идеи и принятие решений её реализации в других образовательных учреждениях, отклик СМИ, власти, участников и партнеров проекта.VIII. Список использованной литературы
  • Физкультурно-оздоровительная работа с воспитателями [Текст] / Абрамович Ж. В. // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн.2014.N 1.С. 2225
  • Воронков, А. В. [Текст] / Воронков А. В. Исаев И. Ф. // .2007.. – С. 26–29.
  • Герьянская, Н. О. [Текст] / Герьянская, Н. О. // . – 2008.. – С. 86–89.
  • Гониянц, С. А. [Текст] / Гониянц, С. А. // . – 2009. . – С. 5557.
  • Гуляева, А. Н. [Текст] / Гуляева, А. Н. //. – 2014. С. 101105.
  • Жеребцова, И. В. [Текст] / Жеребцова И. В., Кошурина Т. А. // . 2014. . С. 7681
  • Жумаганбетов, С. С. [Текст] / Жумаганбетов, С. С. //. . – 2004. – . С. 4852.
  • Калина, И. Г. [Текст] / Калина И. Г. // . 2008. . С. 8790.