«Здоровый педагог – успешный педагог»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Здоровый педагог – успешный педагог»
Автор: Бибикова Александра Анатольевна
«Здоровый педагог – успешный педагог.»Автор: Бибикова Александра Анатольевнаг. Лангепас, 2019ВведениеАктуальность проблемы здорового образа жизни для педагогов вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм педагогов в связи с усложнением общественной жизни, учебным процессом, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.Отрицательная динамика состояния здоровья педагогов связана с прогрессирующим ухудшением состояния экологии, невниманием к режиму питания и качеству продуктов, но статистические данные, характеризующие здоровье населения, показывают, что его низкий уровень главным образом связан с низким уровнем двигательной активности. Это обстоятельство делает высокоактуальной проблему организации физкультурно - оздоровительной работы в трудовом коллективе образовательного учреждения.Физкультурно – оздоровительная работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения – система организационных мероприятий, направленных на повышение функционального состояния педагогов, на их оздоровление средствами физической культуры.Цель проекта: разработка мер, направленных на сохранение здоровья педагогов, посредством организации в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды для педагогов и формировании у них восприятия собственного здоровья как ценности не только личного характера, позволяющей им реализовывать свои потребности, но и как ресурса имеющего значение для общества, влияющего на продолжительность эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей.Задачи физкультурно – оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения, которые можно решить при условии включения педагогов в здоровьесберегающую деятельность: Понимание педагогами роли физической культуры в развитии личности; Знание научно-практических основ физической культуры, здорового образа жизни; Овладение системой практических умений и опыта, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре, в ходе чего происходит психическая и физическая адаптация педагогов к современным условиям жизнедеятельности; Приобретение опыта использования физкультурно-оздоровительной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.Положительные результаты, важность и значение физкультурно-оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения состоит в следующем:Способствует сохранению и улучшению здоровья педагогов образовательного учреждения.Физкультурно – оздоровительная работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения способствует профилактике профессионального выгорания.Физкультурно – оздоровительная работа с педагогическим коллективом образовательного учреждения способствует сплочению коллектива. Управление и кадрыКонтроль реализации мероприятий проекта на всех этапах осуществляет руководитель учреждения. Контроль проходит в режиме мониторинга, а так же является часть плана контроля учреждения. Координация деятельности специалистов структурных подразделений учреждения, осуществляющих реализацию проекта, имеет функциональную структуру управления и осуществляется на трех уровнях, согласно схеме (Рис.1).Рис.1Содержание и механизмы реализации проектаРеализация проекта осуществляется в три этапа (Рис.2):Подготовительный этап (2 месяца)Основной этап (9 месяцев)Итоговый этап (1 месяц)Рис.2План реализации проекта:проведение опроса педагогов по анкетам с вопросами, выявляющими отношение педагогов к своему здоровью, их мнения об условиях работы относительно влияния на их здоровье, предложений к руководству образовательного учреждения валеологического характера; проведение плановой диспансеризации педагогического состава, на основании которых медицинские работники должны составить паспорт здоровья каждого педагога и дать конкретные рекомендации, касающиеся условий труда, которые не будут ухудшать его здоровье; составление педагогами программы (рассчитанную на четверть, полугодие, год) личного здравопостроения (например: отказ от вредных привычек, освоение методик по оздоровлению, изучение и применение психотехник и т. д.), с обязательной фиксацией результатов (уменьшение времени проведенного на больничных, научился выходить из стрессовых ситуаций, улучшение памяти и т.д.); анализ руководителями образовательного учреждения результатов анкетирования, изучить рекомендации медиков, исследовать возможности образовательного учреждения на предмет организации «комнаты здоровья» для педагогов;поиск и анализ информации, в том числе и статистических данных, о заболеваниях, наиболее часто регистрируемыхпоиск, анализ, обсуждение информации (в том числе и в сети Интернет, в форумах педагогических сообществ) по вопросам касающиеся такого понятия как «здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении для педагогов» (так как это понятие гораздо шире чем «комната отдыха»); поиск социальных партнеров и их привлечение к конструированию здоровьесберегющей среды в образовательном учреждении (не только учителей других образовательного учреждения, но и медиков, физиологов, психологов, дизайнеров);внесение в коллективный договор дополнений закрепляющих права и гарантии работников на наличие в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды (при необходимости и после согласования сторонами);составление бюджета проекта;поиск источников финансирования проекта и потенциальных спонсоров;обустройство и оснащение «комнаты здоровья» для педагогов;составление плана и графика обучения педагогов здоровьесберегающим и оздоровительным методикам специалистами (физиологи, психологи и др.), проведение личных консультаций;поиск средств на оздоровительно-профилактические мероприятия педагогов (курс массажа, посещение бассейна, каникулы в санатории и др.); проведение семинаров и мастер-классов по сохранению здоровья педагога;осуществление мониторинга достижений педагогов при выполнении ими личного плана по оздоровления;обсуждение промежуточных результатов реализации программы с участниками и партнерами проекта, представителями общественности и власти, специалистами, с целью внесения корректировок в программу;анализ результатов реализации проекта и их доведение через различные СМИ до общественности;распространение опыта среди педагогов района, города, области, регионов c использованием возможностей социальных сетей. Формы организации физкультурно – оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учрежденияОрганизация физкультурно-оздоровительной работы с педагогами учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности. В соответствии с этим необходимо разрабатывать содержание всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы и оптимальные условия ее реализации. Логика изучения проблемы исследования определяет задачу рассмотрения необходимых условий, способствующих повышению эффективности организации физкультурно-оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.По способу существования можно выделить три формы физкультурно-оздоровительной работы:Государственную – представлена деятельностью государственных организаций;Общественную – деятельность общественных организаций;Самостоятельную – включает индивидуальную, семейную и групповую.По способу организации выделяют следующие формы занятий:Групповые занятия;Самостоятельные занятия;Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятияМассовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Это одна из организованных и эффективных форм повышения двигательной активности и улучшения функциональных показателей организма человека.Мероприятия по организации физкультурно – оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения можно условно разделить на две большие группы: Мероприятия проводимые с педагогическим коллективом в образовательного учебном учреждении;Мероприятия проводимые с педагогическим коллективом за пределами образовательного учреждения.Рассмотрим подробно мероприятия, проводимые с педагогическим коллективом в образовательном учреждении. К ним относятся: производственная гимнастика, занятия лечебной физической культурой, «День здоровья», физкультурно-спортивные праздники, лекции, викторины по здоровому образу жизни, соревнования, конкурсы, семейно-спортивные праздники и прочее.К мероприятиям, которые проводятся с педагогическим коллективом вне образовательного учебного заведения относятся: утренняя гимнастика, лечебно оздоровительные процедуры в санаториях, профилакториях, отдых на морском побережье, посещение физкультурно оздоровительных комплексов и спортивно оздоровительных комплексов, участия в соревнованиях различных уровней, семейно-спортивные праздники на свежем воздухе, туристические походы, ходьба на лыжах, плавание, ходьба и бег, велосипедные прогулки, катание на коньках и прочее.Перспективный план работы с педагогическим коллективом по укреплению здоровья и совершенствованию физического pазвитияОсновные направления деятельности по реализации программы физкультурно-оздоровительной работы формируются следующими блоками мероприятий Программа физкультурно-оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения реализуется с целью достижения следующих результатов:Совершенствования рабочего процесса; Формирования культуры здорового образа жизни, компетентности всех участников рабочего процесса;Создания для педагогов безопасного здоровье сберегающего образовательного пространства для реализации программы развития, удовлетворения личностно ориентированных образовательных потребностейМежведомственное взаимодействие в рамках проектаПо итогам проведенного в учреждении круглого стола была построена модель совместной деятельности всех субъектов процесса организации физкультурно – оздоровительной работы и определена специфика деятельности по комплексному сопровождению организации на протяжении всего хода проекта. Заключены соглашения между учреждениями города (Рис.3)Рис.3Ожидаемые результаты:Программа физкультурно-оздоровительной работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения реализуется с целью достижения следующих результатов:Совершенствования рабочего процесса; Формирования культуры здорового образа жизни, компетентности всех участников рабочего процесса;Создания для педагогов безопасного здоровье сберегающего образовательного пространства для реализации программы развития, удовлетворения личностно ориентированных образовательных потребностей.Мы предполагаем, что реализуемая программа обеспечит:Повышение численности заинтересованных в своем здоровье педагогических кадров;Увеличение числа педагогов, желающих использовать спортивный зал, тренажерный зал и спортивные площадки во внерабочее время;Увеличение числа педагогов, желающих участвовать в работах исследовательского характера и творческих, социально значимых проектах здоровье сбережения;Рост спортивных достижений среди работников образовательного учреждения.Оценка ожидаемых результатов:- Гармоничность – сбалансированное представление интересов педагогов и руководителей образовательного учреждения, представителей педагогических сообществ, общественности, власти.- Эффективность – показатель уровня заболеваемости педагогов оцениваемой в контексте проекта.- Массовость – число участников, партнеров и привлеченных к содействию специалистов.- Результативность – поддержка идеи и принятие решений её реализации в других образовательных учреждениях, отклик СМИ, власти, участников и партнеров проекта.VIII. Список использованной литературы Физкультурно-оздоровительная работа с воспитателями [Текст] / Абрамович Ж. В. // Инструктор по физкультуре: науч.-практ. журн. – 2014. – N 1. – С. 22–25 Воронков, А. В. [Текст] / Воронков А. В. Исаев И. Ф. // . – 2007. – . – С. 26–29.Герьянская, Н. О. [Текст] / Герьянская, Н. О. // . – 2008. – . – С. 86–89.Гониянц, С. А. [Текст] / Гониянц, С. А. // . – 2009. – . – С. 55–57.Гуляева, А. Н. [Текст] / Гуляева, А. Н. //. – 2014. – С. 101–105.Жеребцова, И. В. [Текст] / Жеребцова И. В., Кошурина Т. А. // . – 2014. – . – С. 76–81Жумаганбетов, С. С. [Текст] / Жумаганбетов, С. С. //. . – 2004. – . – С. 48–52.Калина, И. Г. [Текст] / Калина И. Г. // . – 2008. – . – С. 87–90.