Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для основного общего образования


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для основного общего образования
Автор: Черномырдина Ольга Михайловна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» городского округа город Стерлитамак Республики БашкортостанПриложение к основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «СОШ №20»Рабочая программа учебного предмета«Обществознание» для основного общего образованияСрок освоения программы: 5 лет УМК: Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5 – 9 классыСоставитель учитель истории и обществознанияМАОУ «СОШ №20» Черномырдина О.М.2015
  • Планируемые результаты
  • освоения учебного предмета «Обществознание»Личностные результаты:У выпускника будут сформированы:1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.2. Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Ответственное отношение к учению; уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.4. Целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).7. Ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).9. Основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).Метапредметные результаты:Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,коммуникативные).По итогам обучения выпускник
  • Овладеет основами читательской компетенции, работы с текстами, научится преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
  • • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
  • Приобретет навыки работы с информацией.
  • Приобретет опыт проектной деятельности.
  • В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.Регулятивные УУД
  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
  • Познавательные УУД
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  • Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  • 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
  • Коммуникативные УУД
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
  • Предметные результаты:Выпускник научится:применять полученные знания и умения для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных своему возрасту, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;осмыслять социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по обществознанию основной школы.Человек. Деятельность человекаВыпускник научится:
  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
  • ОбществоВыпускник научится:
  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.
  • Социальные нормыВыпускник научится:
  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • характеризовать специфику норм права;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
  • Сфера духовной культурыВыпускник научится:
  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
  • Социальная сфераВыпускник научится:
  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
  • Политическая сфера жизни обществаВыпускник научится:
  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
  • Гражданин и государствоВыпускник научится:
  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
  • Основы российского законодательстваВыпускник научится:
  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • характеризовать гражданские правоотношения;
  • раскрывать смысл права на труд;
  • объяснять роль трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
  • ЭкономикаВыпускник научится:
  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
  • Выпускник получит возможность научиться:
  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
  • Содержание учебного предмета
  • СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ I. Человек в социальном измерении Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.II. Ближайшее социальное окружение Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО III. Общество — большой «дом» человечества Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.IV. Общество, в котором мы живём Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.Российское общество в начале XXI в.Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.Место России среди других государств мира.СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫV. Регулирование поведения людей в обществе Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы иправила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг иобязанность. VI. Основы российского законодательстваГражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.Административные правоотношения. Административное правонарушение.Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.Правоохранительные органы. Судебная система.ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ VII. Мир экономики Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.Современное производство. Факторы производства. Но-вые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.Особенности экономического развития России.VIII. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.Права потребителя.IX. Мир социальных отношений Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.Изменения социальной структуры общества с переходом впостиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место всовременном обществе.Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРАX. Политическая жизнь общества Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия.Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.XI. Культурно-информационная среда общественной жизни Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.XII. Человек в меняющемся обществеМожно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
  • Тематическое планирование
  • 5 класс 6 класс7 класс8 класс 9 классПриложение к рабочей программе учебного предмета «Обществознание»для основного общего образования Оценочно-методические материалы для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации по учебному предмету «Обществознание» 5 классИтоговая контрольная работа по обществознанию 5 класс.Вариант 1А1. Что отличает человека от животных?
  • 1) воспитание потомств
  • 2) способность к творчеству
  • 3) объединение в группы
  • 4) использование природных материалов
  • А2. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
  • 1) эмоции3) деятельность
  • 2) инстинкт4) сознание
  • A3. Верно ли, что: а) человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое; б) каждый человек — индивидуальность?
  • 1) верно только а□ 3) верны оба суждения
  • 2) верно только б4) оба суждения неверны
  • А4. Самостоятельность приносит пользу потому, что: а) учит принимать важные решения и нести за них ответственность; б) позволяет во всем подражать взрослым.
  • 1) верно только а□ 3) верны оба суждения
  • 2) верно только б4) оба суждения неверны
  • А5. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:
  • 1) способности3) самосознание
  • 2) самооценка4) творчество
  • А6. К социальным потребностям человека относится: □ 1) потребность в отдыхе
  • 2) стремление познать окружающий мир
  • 3) потребность в общении
  • 4) необходимость в воде и пище
  • А7. Верно ли, что: а) главное предназначение семьи состоит в продолжении рода; б) семья в РФ находится под защитой государства?
  • 1) верно только а
  • 2) верно только б
  • 3) верны оба суждения
  • 4) оба суждения неверныА8. Труд членов семьи — это: а) финансовые ресурсы семьи; б) материальные ресурсы семьи.
  • 1) верно толькоа□ 3) верны оба суждения
  • 2) верно только б4) оба суждения неверны
  • А9 Длительное увлечение человека чем-либо в свободное время:
  • 1) спорт3) игра
  • 2) хобби4) просмотр телепередач
  • А10. Обязательным в нашей стране является:1)начальное образование2) общее школьное образование□ 3) среднее профессиональное образование4) высшее профессиональное образованиеА11. Чему учат в школе: а) ставить опыты, наблюдать происходящие процессы; б) уважать людей, честности, доброте?1) верно только a3) верны оба суждения2) верно только б4) оба суждения неверныА12. Верно ли, что: а) груд может приносить человеку материальное и духовное удовлетворение; б) труд может быть бесцельным?
  • 1) верно только а3) верны оба суждения
  • 2) верно только б4) оба суждения неверны
  • А13. Предприниматель, занимающийся благотворительностью:
  • 1) капиталист3) мизантроп
  • 2) торговец4) меценат
  • AI4. Создание человеком чего-то нового, ценного для всех:
  • 1) творчество3) учеба
  • 2) труд4) общение
  • А15. Слагаемыми жизненного успеха являются: а) здоровье и способности человека; б) готовность к умственному труду.□ 1) верно только а2) верно только б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА16. Субъектом Российской Федерации является:1) штат2) федеральная земля3) автономная область4) департаментВ1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «сознание». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
  • Эмоция4. Рассуждение
  • Разум5. Интеллект
  • Мышление
  • В2. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина.1.Платить налоги
  • Защищать Родину
  • Посещать театры и музеи
  • Участвовать в митингах и демонстрациях
  • Беречь природу
  • Заниматься благотворительностью
  • ВЗ. Установите соответствие между понятиями и их определениями.С1. Что такое семья? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии «семья»?Итоговая контрольная работа по обществознанию 5 класс.Вариант 2.А1. Способность к интеллектуальной деятельности:1) инстинкт3) разум2) речь4) эмоцияА2.Верны ли следующие суждения: а) умозаключение —высказывание, содержащее определенную мысль; б) суждение — вывод из нескольких логически связанных мыслей?1) верно только а3) верны оба суждения2) верно только б4) оба суждения неверныA3.Вид деятельности, мотив которой заключен не столько в ее результатах, сколько в самом процессе:
  • 1) игра3) труд
  • 2) учение4) общение
  • А4. Социальная группа, основанная на родственных связях:1) класс3) сословие2) семья4) нацияА5. Каким качеством должен обладать хозяин дома?1) скупость3) расточительность2) экономность4) жадностьА6. Верны ли следующие суждения о потребностях: а) потребности человека невозможно удовлетворить полностью; б) духовный мир человека формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей?1) верно только а3) верны оба суждения2) верно только б4) оба суждения неверныА7. Для современной семьи характерно: 1) совместное проживание нескольких поколений 2) подчинение всех членов семьи старшему по возрасту3) разделение обязанностей на мужские и женские 4) возможность высказаться всем членам семьиА8. Верны ли следующие суждения о ресурсах семьи: а) труд каждого члена семьи расширяет ее ресурсы; б) материальные ресурсы семьи могут только пополняться?1) верно только а□ 3) верны оба суждения2) верно только б4) оба суждения неверныА9. Какое из суждений соответствует понятию «хобби»?1) занятие, которому человек готов посвятить значительную часть своего свободного времени
  • 2) пустое, никому не нужное времяпровождение
  • 3) занятие, приносящее значительный доход семье
  • 4)занятие, которое приходится выполнять, чтобы продолжить семейную традицию
  • А10. Обязательным в нашей стране является: 1) высшее профессиональное образование 2) среднее профессиональное образование
  • 3) начальное образование
  • 4) общее школьное образование
  • A11. Что значит уметь учиться?1) иметь хорошие способности2) уметь правильно организовать свой труд3) исправлять оценки в конце каждой четверти 4) делать уроки только по любимым предметамА12. Верны ли следующие суждения о жизненном успехе:а)жизненный успех зависит от здоровья, способностейи умений человека; б) каждый человек по-своему представляет путь к жизненному успеху?
  • 1) верно только а□ 3) верны оба суждения
  • 2) верно только б□ 4) оба суждения неверны
  • А13. Какое суждение о труде ремесленника правильно?1)изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто дорого стоят
  • 2)в наше время труд ремесленника никому не нужен
  • 3)ремесленные изделия в наши дни можно встретить
  • только в музее4)изделия ремесленников похожи друг на друга, так как делаются по шаблонуА14. Верны ли следующие суждения о символах государства: а) государственные символы нашей страны полностью копируют символы европейских государств;б)в государственных символах многих стран есть общиеэлементы?
  • 1) верно только a3) верны оба суждения
  • 2) верно только б□ 4) оба суждения неверныА15. Верны ли следующие суждения о понятии «гражданин»: а) настоящий гражданин выполняет обязанности, возложенные на него государством; б) достойный гражданин старается не нарушать моральных принципов?
  • 1) верно только а□ 3) верны оба суждения
  • 2) верно только б4) оба суждения неверны
  • А16. Золотое правило морали определяет:□1) материальные возможности семьи 2) права и обязанности человека 3) правила этикета 4) правила отношения к людямВ1. Что из перечисленного является символами государства?
  • Герб3. Флаг
  • 2.Гимн4. ОдаВ2. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.В3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «разум». Укажите термин, не связанный с этим понятием.1.Мышление4.Сознание2.Эрудиция5. Потребность3. ИнтеллектС1.Что такое федерация? Составьте два предложения, раскрывающие это понятие на примере России.Ключи1ВАРИАНТ2 ВАРИАНТЗа каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.Используется гибкая система оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:80-100 % - оценка «5»;60-79 %- оценка «4»;40-59 % - оценка «3»;0-39 % - оценка «2»;Выполнение разработанных к тексту заданий предполагает использование учениками предметных знаний и умений, сформированных в процессе изучения обществознания. В контрольной работе проверяется сформированность двух групп УУД: познавательных, регулятивных.6 классКонтрольная работа по обществознанию (6 класс)I вариантЧасть А
  • Что отличает человека от животных?
  • Воспитание потомства 3) объединение в группы
  • способность к творчеству 4) использование природных материалов
  • Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
  • Эмоции 2) инстинкт 3)деятельность 4) сознание
  • Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:
  • способности 2) самооценка 3) самосознание 4) творчество
  • К социальным потребностям человека относится:
  • 1) потребность в отдыхе 3) потребность в общении2) стремление познать окружающий мир 4) необходимость в воде и пище 5. Что является главным предназначением семьи как части общества? 1) физическое развитие человека 3) появление новых поколений 2) организация совместного труда 4) получение образования 6. Где отражены основные права несовершеннолетнего ребенка в нашей стране? 1) в Конституции РФ 3) в Трудовом Кодексе РФ 2) в гражданском Кодексе РФ 4) в Семейном кодексе РФ 7. Время, которое остается после выполнения основных дел: 1) свободное 2) каникулы 3) выходной 4) рабочее 8. Люди, близкие по возрасту: 1) друзья 2) родственники 3) однофамильцы 4) сверстники 9. Что является источником всякого богатства? 1) деньги 2) золото 3) труд 4) серебро 10. Верны ли суждения о понятии «патриот»: а) патриот – человек, который любит свою Родину; б) уважение к другим народам – черта патриота? 1) верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа 11. В каком символе России есть двуглавый орел? 1) флаг 2) герб 3) гимн 4) знамя 12. Неповторимость и своеобразие каждого человека определяется понятием: 1) талант 2) личность 3) индивидуальность 4) нравственностьЧасть В В1. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина
  • Платить налоги
  • Защищать Родину
  • Посещать театры и музеи
  • Участвовать в митингах и демонстрациях
  • Беречь природу
  • Заниматься благотворительностью
  • В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «Этапы жизни человека». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
  • Детство 4. работоспособность
  • Отрочество 5. старость
  • зрелость
  • В3. Соотнесите: Контрольная работа по обществознанию (6 класс)II вариантЧасть А
  • Способность к интеллектуальной деятельности:
  • Инстинкт 2) речь 3) разум 4) эмоция
  • Оценка человеком своих качеств, способностей, возможностей:
  • Деятельность 2) сознание 3) самооценка 4) потребность
  • На чем основаны действия животных?
  • На сознании 2) на инстинкте 3) на мышлении 4) на разуме
  • Процесс, в результате которого человек начинает понимать собеседника, самого себя, учится беседовать, уважать чужое мнение:
  • Труд 2) игра 3) общение 4) работа
  • Для государства и общества главной обязанностью семьи является:
  • Совместный труд 3) объединение доходов
  • проживание в одном городе 4) воспитание детей
  • В Семейном кодексе Российской Федерации закреплено право ребенка:
  • На содержание семьи 3) на труд вместе с членами семьи
  • На общение с обоими родителями 4) на получение образования
  • Примером использования свободного времени может быть:
  • Выполнение домашнего задания 3) уборка комнаты
  • Занятие спортом 4) школьный урок
  • Люди, родившиеся в один год:
  • Одноклассники 2) сверстники 3) друзья 4) ровесники
  • Продукт труда, выставленный на продажу:
  • Заработная плата 2) товар 3) земля 4) премия
  • Верны ли суждения л понятии «патриот»: а) черта патриота – уважение к другим народам; б) настоящий патриот видит не только достоинства, но и недостатки своей страны?
  • 1) Верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны 4) нет верного ответа 11. Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации? 1) белый, красный, синий 3) белый, синий, красный 2) красный, белый, синий 4) синий, красный, белый 12. Сергей делится по телефону с Александром впечатлениями о просмотренном кинофильме. Это пример: 1) игры 2) общения 3) учения 4) трудаЧасть В В1. Найдите в приведенном списке примеры проявления человеком смелости.
  • Школьник отказался от сигареты, предложенной старшим
  • Подросток грубо ответил на замечание мамы
  • Ученик помог младшему пройти мимо большой собаки
  • Солдат поднялся в атаку
  • Ученик обманул родителей, чтобы избежать наказания
  • В2. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «образование». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
  • Школа 2. Религия 3. Урок 4. Знания 5. Умения
  • В3. Соотнесите: Ключ к контрольной работе по обществознанию для 6 классаКритерии оценки.«5» - 14 - 18б«4» - 11- 13б«3» - 7 – 10 б. «2»- 0 – 6 б80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»60% - оценка «4»40% - оценка «3»0-40% - оценка «2»7 класс8 классИтоговая контрольная работа по обществознанию Вариант 1.1. Территория, имеющая определённые границы и обладающая государственным суверенитетом: 1) государство; 2) страна; 3) общество; 4) сообщество.2. Верны ли следующие суждения о типологиях обществ?А. Согласно одной из первых типологий, общества делятся на дописьменные и письменные.Б. Типология, которая появилась в XIX веке, в качестве главных критериев классификации обществ выделяет способ производства и форму собственности.1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.3. Около 30 тыс. лет назад у людей появилась наскальная живопись. Это проявление:1)экономического прогресса; 2)технического прогресса; 3)культурного прогресса; 4)промышленной революции.4. Талант и гениальность проявляются:1) только в раннем детстве; 2) только в зрелом возрасте; 3) в любом возрасте; 4) всегда с рождения.5. Верны ли следующие суждения о неудовлетворённых потребностях? А. Подавление потребностей деформирует личность человека. Б. Неудовлетворённые потребности больших групп населения могут привести к выступлениям против власти. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
  • Социализация проходит в: 1)семье; 2)школе; 3)группе друзей; 4)верно всё перечисленное.
  • К экономической сфере относится: 1)потребление материальных благ; 2)создание политических партий;
  • 3)получение образования; 4)организация местного самоуправления.
  • Для существования рыночной экономики необходимо:
  • отсутствие частной собственности на средства производства;
  • запрет конкуренции;
  • свобода выбора производителей в принятии решений;
  • всё вышеперечисленное.
  • К способам воздействия государства на экономику относится:
  • 1)налогообложение; 2)предоставление льгот; 3)правовое регулирование; 4)всё вышеперечисленное.
  • Примером социальной группы является:
  • 1)семья; 2)средний класс в обществе; 3)городские жители; 4)верно всё перечисленное.
  • Нации возникают: 1)с появлением человека разумного; 2)с возникновением государства; 3)с развитием капиталистических отношений;
  • 4)на современном этапе развития общества.
  • Наиболее распространенной причиной развода в современном обществе является:
  • 1)несходство характеров супругов; 2)отсутствие общих интересов; 3)алкоголизм одного из супругов; 4)верно всё перечисленное.
  • Верны ли следующие суждения о конфликтах?
  • А. Определение масштабов конфликта связано с серьёзностью его последствий.Б. Наиболее масштабные конфликты случаются чаще, чем незначительные. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. В1. Найдите черты сходства и отличия между семейным бюджетом и государственным бюджетом.
  • имеет юридическую силу;
  • содержит статьи расходов на социальные нужды;
  • состоит из доходной и расходной частей;
  • включает оплату управленческого аппарата;
  • пополняется за счёт налогов с населения.
  • Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры.В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к предпринимательству. Малый бизнес, прибыль, корпорация, социализация. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.В4. Найдите в предложенном списке утверждения, характерные для личности.
  • Человек с рождения является личностью;
  • Формируется в течение длительного времени;
  • Формируется в процессе социализации;
  • Проявляется вне общества;
  • Выражается в самостоятельных поступках.
  • В5. Все перечисленные ниже термины, за исключением одного относятся к понятию «функции денег».Мера стоимости, средство платежа, прибыль, мировые деньги.Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.В6. Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества.
  • Загрязнение окружающей среды;
  • Угроза ядерной войны;
  • Ограниченность ресурсов;
  • Кризис перепроизводства;
  • Рост числа неполных семей.
  • С1. Что такое социальная мобильность? Приведите примеры горизонтальной и вертикальной социальной мобильностиВариант 2.
  • Здравоохранение, коммунальное обслуживание, общественное питание относятся к:
  • 1)экономической сфере общества; 2)политической сфере общества; 3)социальной сфере общества; 4)духовной сфере общества.
  • Верны ли следующие суждения о последствиях воздействия человека на природу?
  • А. К негативным последствиям человеческой деятельности относится ежегодное сокращение биологических видов.Б. Глобальной проблемой являются климатические изменения, вызванные деятельностью человека.1)Верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
  • К началу 20 века некоторые народы Севера, входившие в состав Российской империи, не имели своей письменности, вели кочевой образ жизни, поклонялись языческим богам. Этот факт иллюстрирует: 1)действие закона ускорения истории;
  • 2)действие закона неравномерности развития; 3)проявление регресса; 4)проявление технического прогресса.
  • Верны ли следующие суждения о личности?
  • А. Потребность стать личностью у всех индивидов развита в равной степени.Б. Потребность стать личностью проявляется у индивида как в обществе, так и вне общества.1)Верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.
  • Певец К. целый год готовился к победе на международном конкурсе вокалистов. Жюри присудило К. первое место. Это пример удовлетворения:
  • 1)физиологических потребностей; 2)социальных потребностей; 3)престижных потребностей; 4)потребностей в безопасности.
  • Певца С. после выступления долго не отпускали со сцены. Он улыбался, кланялся, а люди в зале стоя аплодировали ему.
  • Это пример: 1)делового общения; 2)повседневного общения; 3)речевого общения; 4)ритуального общения.
  • Рынок регулирует отношения в сфере: 1)производства; 2)потребления; 3)распределения; 4)обмена.
  • Конкуренция производителей и продавцов на рынке приводит к : 1)повышению цен; 2)улучшению качества обслуживания;
  • 3)увеличению числа производителей на рынке; 4)росту затрат производителей на изготовление товара
  • В рыночной экономике в отличие от командной: 1)принимаются чёткие государственные планы по выпуску продукции;
  • 2)устанавливаются фиксированные цены; 3)взимаются государственные налоги с населения; 4)существует конкуренция.
  • Укажите социальный статус, отличающий ребёнка от взрослого. 1)дочь; 2)спортсмен; 3)собаковод; 4)школьник.
  • К характеристике класса бедных относится:
  • 1)экономическая самостоятельность; 2)высокий уровень престижа; 3)отсутствие политических прав; 4)государственные дотации и пособия.
  • К причинам этнических конфликтов можно отнести:
  • бытовые предрассудки и стереотипы;
  • политику дискриминации со стороны власти по отношению к одному из этносов;
  • изгнание народа с территории проживания;
  • верно всё вышеперечисленное.
  • 13. Верны ли следующие суждения о роли семьи?А. В семье происходит формирование индивида как личности.Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определённому социальному слою общества. 1)Верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны.В 1. Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества.
  • Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от неё;
  • Включает в себя распределение и потребление;
  • Включает помощь социально незащищённым слоям населения;
  • Создаёт товары и услуги;
  • Существует на всех стадиях развития общества.
  • Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.В 2. Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.Запишите в таблицу выбранные цифры.В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, характеризуют уровень жизни. Условия труда, уровень образования, привычки, качество питания, условия проживания.Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.В 4. Найдите в предложенном списке принципы предпринимательской деятельности.
  • Отсутствие личной материальной ответственности.
  • наличие экономической свободы;
  • стремление к получению прибыли;
  • отсутствие профессионального риска;
  • наличие ресурсов для организации экономической деятельности.
  • В5. Все перечисленные ниже слова, за исключением одного, относятся к приобретённому статусу. Врач, мужчина, демократ, садовод. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.В 6. Найдите в предложенном списке характерные черты доиндустриального общества.
  • Преобладающая роль сельского хозяйства;
  • большая роль религии и церкви;
  • развитие промышленности;
  • сословное деление общества;
  • высокий уровень развития науки;
  • преобладание городского населения над сельским.
  • С1. Что такое налог? Приведите по одному примеру прямых и косвенных налогов.Вариант 3. 1. Процесс формирования мирового сообщества тесно связан с процессом:1) формирования военно – политических союзов; 2) создания независимых государств; 3)глобализации; 4)верно всё перечисленное.
  • Верны ли следующие суждения о характеристиках отдельных типов обществ?
  • А. В традиционном обществе важная роль отводилась церкви и армии. Б. В доиндустриальном обществе основными группами населения были предприниматели и наёмные рабочие. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
  • Итогом неолитической революции является:
  • переход от собирательства к земледелию;
  • переход от мануфактуры к фабричному производству;
  • появление социальных групп буржуазии и наёмных рабочих;
  • появление массовой культуры.
  • Каждый рождающийся в мире младенец является: 1)гениальным; 2)личностью; 3)великой личностью; 4)индивидом.
  • Верны ли следующие суждения о проявлении потребностей?
  • А. Всем людям в равной степени присущи все потребности. Б. Высшие (вторичные) потребности оказывают большое влияние на формирование личности. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
  • После выхода на пенсию Л. Увлёкся рыбалкой и вступил в общество рыболовов – любителей. Это пример:
  • 1)воспитания; 2)социализации; 3)самовоспитания; 4)самоконтроля.
  • Основным подразделением в сфере производства выступает: 1)органы местной власти; 2)рынок; 3)предприятие; 4)банк.
  • Равновесная цена:
  • 1)возникает в условиях конкуренции; 2)устанавливается государством; 3)устраивает только покупателей; 4)устраивает только продавцов.
  • В командной экономике, так же как и в рыночной:
  • 1)отсутствует обмен; 2)у работников нет мотивации к труду; 3)прямые налоги; 4)свободное ценообразование.
  • Понятие «стратификация» обозначает: 1)объединение; 2)расслоение; 3)перемещение; 4)включение в сообщество.
  • Субъектом конфликта выступает:
  • благо, из-за которого происходит конфликт;
  • ситуация, ведущая к конфликту;
  • результаты конфликта;
  • стороны – участники конфликта.
  • Нуклеарная семья:
  • наиболее распространена в аграрном обществе;
  • включает не менее трёх поколений прямых родственников;
  • является малой социальной группой;
  • не предполагает общность быта.
  • Верны ли следующие суждения о среднем классе?
  • А. В современных западных странах средний класс составляет основу общества.Б. В России в 1990-е гг. средний класс пополнился беженцами, пенсионерами и иностранными рабочими.1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.В 1. Найдите черты сходства и отличия между врождённым статусом и приобретённым.
  • Отражает определённую характеристику человека;
  • не зависит от заслуг;
  • достигается в результате личных усилий человека;
  • достигается в результате выбора человека;
  • влияет на характер поведения.
  • Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.В 2. Установите соответствие между видом потребностей и их проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры. В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к характеристике рынка. Монополия, монархия, олигополия, конкуренция. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.В 4. Найдите в приведённом списке этнообразующие факторы. 1)Кровное родство; 2)общая культура; 3)отсутствие межпоколенной общности; 4)общая территория; 5)единый язык.В5. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к способам протекания конфликтов. Конкуренция, монополия, соперничество, конфронтация. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда. В6. Найдите в приведённом списке факторы, способствующие росту безработицы.
  • Экономический кризис;
  • развитие экономики;
  • свёртывание производства в традиционных отраслях экономики;
  • несовпадение спроса и предложения на рынке рабочей силы;
  • государство осуществляет профессиональную переподготовку работников;
  • создание дополнительных рабочих мест.
  • С1. Что такое социальный статус? Приведите по одному примеру предписанного и достигаемого социального статуса.Вариант 4.
  • В ходе революции 1917 года в России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния:
  • 1)политической сферы на духовную; 2)экономической сферы на политическую; 3)политической сферы на экономическую;4)социальной сферы на экономическую. 2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества? А. Развитие человеческого общества не может существенно влиять на состояние природной среды. Б. Социальный прогресс идёт параллельно с природным прогрессом.. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны3. В начале 18 века в России при Петре 1 происходит бурный рост мануфактурного производства. В этот период появилось около 200 новых мануфактур. Данный факт является примером: 1)промышленной революции; 2)политических реформ; 3)экономических реформ; 4)регресса.4. Верны ли следующие суждения о роли общества в формировании личности? А. Общество способно как развивать личность, так и подавлять её. Б. Чем выше общий культурный уровень общества, тем меньше человек в нём ценится как личность. 1)Верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны5.Основными (базисными) потребностями согласно теории потребностей выступают:1)физиологические; 2)социальные; 3)престижные; 4)духовные.
  • Процесс общения:
  • 1)связан с социальной средой; 2)не связан с социальной средой; 3)связан с природной средой; 4)происходит только в семье.
  • Мастер К. по результатам работы за год получил от фирмы крупную денежную премию. Этот пример иллюстрирует отношения в сфере: 1)производства; 2)обмена; 3)распределения; 4)потребления.
  • Верны ли следующие суждения о действии рынка?
  • А. На рынке происходит процесс выравнивания цен.Б. В условиях рынка цены зависят от спроса и предложения. 1)Верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны 9. Государственный бюджет в РФ утверждается: 1)Центральным банком РФ; 2)Правительством РФ; 3)Федеральным Собранием РФ; 4)референдумом.10. Одним из критериев стратификации является: 1) возраст; 2) пол; 3)место жительства; 4)доход.
  • Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
  • 1)способы протекания конфликтов; 2)способы разрешения конфликтов; 3)процесс социализации личности;4)причины возникновения конфликтов.
  • Условием принадлежности к этносу является:
  • 1)общность исторической судьбы; 2)отсутствие кровного родства; 3)отношение к средствам производства; 4)общий уровень доходов.
  • Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример: 1)нуклеарной семьи; 2)патриархальной семьи; 3)неполной семьи; 4)многодетной семьи.
  • В 1. Найдите черты сходства и отличия между производительным и непроизводительным трудом.
  • Создаётся продукт, являющийся товаром;
  • Оказываются услуги;
  • Является разновидностью экономической активности;
  • Предполагает вознаграждение;
  • Имеет значение для развития общества.
  • Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.В 2. Установите соответствие между социальными группами общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.Запишите в таблицу выбранные цифры.В3. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к формам заработной платы. Сдельная зарплата, профессиональная зарплата, аккордная зарплата, повременная зарплата.Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.В 4. Найдите в предложенном списке характеристики семьи.
  • Фундаментальный институт общества;
  • Малая социальная группа;
  • Преемственность поколений;
  • Раздельное проживание;
  • Единство политических взглядов.
  • В5. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к понятию «виды прогресса». Революция, экономические реформы, воспитание, социальные реформы, политические реформы.Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.В 6. Найдите в предложенном списке черты товара.
  • Удовлетворяет какую – либо потребность;
  • Не может продаваться;
  • Соотносится с другими товарами по стоимости;
  • Может выступать в виде услуги;
  • Обменивается только через прямые контакты продавца и покупателя.
  • С1. Что такое безработица? Назовите три причины безработицы.Ключ Вариант 1С1. Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. Горизонтальная мобильность – переход с одного места работы на другое без изменения социального статуса. Вертикальная мобильность – повышение по службе, карьера в политической деятельности и т.д.Вариант 2С1. Налог – это обязательный платёж, взимаемый государством с каждого производителя товара, получателя дохода, владельца того или иного имущества. Прямые налоги налагаются непосредственно на потребителей, получателей дохода или владельцев имущества. Его примером являются подоходный налог, налог на имущество, налог на землю. Косвенные налоги – налоги на продажу товаров и услуг, например: акциз, таможенные пошлины.Вариант 3.С1. Социальный статус – социальная позиция человека в обществе с вытекающими из неё правами и обязанностями. Предписанный социальный статус: пол, возраст, раса. Достигаемый статус: образование, материальное положение.Вариант 4.С1. Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающего трудиться, не могут найти себе работу. Причины безработицы: экономический спад, сезонный характер работы, изменение спроса на отдельные виды товаров, переезд на другое место жительства или смены работы.Оценивание.Все правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл.Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла. Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки. За задания части С – 3 балла.Система оценивания результатов:80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»60-80% - оценка «4»40-60% - оценка «3»0-40% - оценка «2»9 классТестдля итоговой промежуточной аттестации по обществознанию Инструкция по выполнению работы Тест состоит из 18 заданий. Задания №№ 1-15 оцениваются 1 баллом. Задания №16,17 – от 0 до 2-х баллов по следующему принципу: 2 балла – задание выполнено верно полностью, 1 балл-задание выполнено верно частично, 0 баллов - задание выполнено неправильно. Задание № 18 оценивается от 0 до 4 баллов. За каждое правильное сопоставление -1 балл. Максимальное количество баллов, которое возможно набрать за все правильно выполненные задания – 23 балла. На выполнение всего теста отводится 1 час 20 минут ( 80 минут). Ответы к заданиям №№ 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Ответами к заданиям №16-18 является последовательность цифр. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. ОТВЕТЫСистема оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом Правильно выполненная работа оценивается 23 баллами. Каждое правильно выполненное задание №№ 1–15 оценивается 1 баллом. Задания № 16-17 оценивается 2 баллами. 2 балла ставится за правильно выполненное задание, 1 – балл- за частично правильно выполненное задание, 0 баллов, если задание выполнено полностью неправильно. Задание № 18 оценивается от 0 до 4-х баллов по следующему принципу: по 1 баллу за каждое правильное сравнение. Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной системе