ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕМЫ «ЖИЛИЩЕ РУССКИХ КРЕСТЬЯН СРЕДНЕГО ПРИАНГАРЬЯ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕМЫ «ЖИЛИЩЕ РУССКИХ КРЕСТЬЯН СРЕДНЕГО ПРИАНГАРЬЯ»
Автор: Черных Ольга Петровна
О.П. Черных,МАУ ДО «ДДЮТ им Е.А.Евтушенко», МО г. БратскаЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕМЫ «ЖИЛИЩЕ РУССКИХ КРЕСТЬЯН СРЕДНЕГО ПРИАНГАРЬЯ»Почти 400 лет отделяют нас от времени образования Братского острога, давшего начало нашему городу. Эти столетия вместили в себя огромный исторический пласт в развитии поселений Братского района и всего Среднего Приангарья. Невозможно считать себя культурным человеком и патриотом своего города и края, не зная истоков и основ его культуры. Бережное отношение к истории своего края, уважение к культурному наследию, к традициям – это то, что мы пытаемся донести до нашего сегодняшнего молодого поколения. Одной из задач программы «Этнография русских крестьян Среднего Приангарья» является формирование мотивации обучающихся к изучению особенностей быта и культуры русского населения Приангарья. Деятельностный подход в обучении этнографии, подразумевающий самостоятельную работу детей над различными заданиями, повышает мотивацию к познанию и интерес к курсу этнографии, к истории и культуре нашего края.Задания для самостоятельной работы детей помогают развитию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности и развитию речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны подчиняться определённым дидактическим принципам.Принцип преемственности. Задания должны быть составлены с опорой на предыдущие знания детей и прослеживать характер изменений того или иного явления в более поздний период времени.Принцип разнообразия и вариативности. По одной и той же теме может быть составлено несколько заданий для самостоятельной работы детей различной направленности. Педагог может выбрать соответствующие задания в зависимости от возрастных особенностей и умственного потенциала обучающихся.Принцип рационального использования. Задания для самостоятельной работы детей могут быть использованы как индивидуально для каждого ребёнка, так и в подгруппах с разным количеством человек, в зависимости от наличия диагностического материала и удобства его использования детьми.Принцип творчества. Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности – дети сами участвуют в разработке каких-либо игровых заданий, в поиске их интересных вариантов. При составлении заданий учитываются особенности младшего школьного возраста обучающихся, необходимость смены видов детской деятельности. В связи с этим предусмотрены задания различной направленности: ребусы, кроссворды, «цепочки слов», где каждое новое слово начинается на букву, которой заканчивается предыдущее слово; заполнение таблиц, задания с карточками или предметами на выбор нужного варианта из предложенных или, наоборот, исключение лишнего; задания, направленные на характеристику, устройство определенных предметов быта; задания на систематизацию каких – либо признаков, явлений и т.д.Схожее задание проводится при изучении темы «Постройка дома». В перечисленных деталях старого дома слева от названия ставится буква «С», в деталях нового дома – буква «Н».С этими заданиями перекликается задание из темы «Буряты и эвенки – коренные жители края», где перечисляются домашние занятия бурят – и женские, и мужские. Напротив женских занятий ставится один определенный значок, напротив мужских – другой.Мне бы хотелось продемонстрировать наиболее интересные дидактические задания.Так, в теме «Поселения ангарских крестьян» нужно определить местонахождение проруби для полоскания белья и водопоя скота и проруби для питья по ходу течения реки. Детям дается синяя лента (река), две карточки с названиями прорубей или картинки с изображением домашних животных и ведерок для воды (для дошкольников). На ленту кладется карандаш, его острие обозначает направление течения реки. Дети должны положить одну карточку слева от карандаша, другую справа. В этой же теме проводится задание на определение русских и нерусских названий селений (Костино, Фролово, Кеуль, Туба, Антоново, Кежма, Воробьево, Паново, Заимка, Едарма, Невон, Алешкино, Тенга, Тушама).В теме «Усадьба и жилище» детям даются карточки с названиями или изображениями амбара и завозни, а также комплект карточек с изображением продуктов питания, одежды, сельскохозяйственных орудий, телег, саней, лодок. Дети должны рассредоточить карточки (что хранилось внизу и наверху амбара, а что в завозне). В другом задании предлагаются карточки с названиями дворов (ограда и хозяйственный двор) и с названиями построек (изба, дом на связи, баня, погреб, зимовье, завозня, амбар, сеновал, стайка, конюшня). Дети определяют, какие постройки находились в ограде (чистом дворе), а какие в хозяйственном дворе. В теме «Постройка дома в Приангарье» детям дается задание расположить дома (цветные квадратики) на «деревенской улице» (в один – два ряда) или на «острове» (в виде буквы П). При изучении внутреннего убранства жилища в дореволюционный период проводится дидактическое задание «Выбери старинные предметы мебели». Детям дается набор из десяти карточек с изображениями старинной и современной мебели, из которых нужно выбрать пять, бытовавших в крестьянской избе в 17-19 веках. Другое задание проводится с образцами тканей (шерсть, ситец, холст, шелк). Необходимо выбрать ткань, с помощью которой перегораживали избу до появления деревянных перегородок. Третье задание в этой теме проводится с комплектом карточек с изображением восьми животных. Детям нужно выбрать четыре карточки с изображением тех животных, шерстью или шкурами которых набивали постельные принадлежности в зажиточных семьях (заяц, овца, собака, беличьи хвостики).При изучении темы «Изменения в поселениях в послереволюционный и послевоенный период» перечисляются строения, располагавшиеся в центре селения. Если эти строения были поставлены свыше 100 лет назад, то надо слева от названия поставить букву «С»; если они были выстроены 50 лет назад, поставить букву «Н».Несколько игровых заданий с предметами можно провести, изучая тему «Внутреннее убранство жилища». В первом задании детям дается десять предметов: зубная щетка, фломастер, вазочка, картинка в рамочке, сапожный крем, тарелка, шахматы, шкатулка, статуэтка, зеркальце. Дети определяют пять предметов, которые могли стоять на комоде. В другом задании дается девять предметов: книга, шашки, игрушка, духи, блюдце, губная помада или крем, ложка, гребешок, конфета. Дети определяют, какие из данных предметов могли находиться на этажерке, на трюмо и в буфете (по три предмета). Можно также ряд различных предметов выложить на поднос, с тем чтобы дети определили местонахождение каждого предмета в обстановке жилища (какие предметы применялись для украшения стен, а какие были связаны с той или иной мебелью).Использование на занятиях по этнографии заданий для самостоятельной работы детей имеет колоссальные возможности для формирования устойчивого познавательного интереса, развития мышления, воспитания патриотизма и развития социально-ориентированной личности.ЛитератураИванов И.И. Исторические хроники освоения Восточной Сибири. Иркутск: Форвард, 2012. – 332 с.Павлов А. Памятники Братского острога и его реконструкция в Ангарской деревне // Знамя. – 2014. – 16 мая. – С. 12.Гапоненко О.П. Братск в эпоху перемен. Рекомендательный указатель литературы. Выпуск 6. Братск, 2015. – 160 с. Жмурова Н.Ф. Помнить дольше, чем живу. Братск, 2016.–78 с.