«Лабиринты Мышления»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лабиринты Мышления»
Автор: Киселёва Людмила Константиновна

Киселёва Людмила Константиновна, педагог-психолог ФГБОУ СОШ № 1699 Управления Делами Президента РФКонспект занятия для обучающихся 2 класса на тему:«Лабиринты Мышления»Задачи: познакомить детей с понятием «мышление»; развить умение анализировать, сравнивать обобщать.Введение в тему занятия. 1.Беседа о МышленииМышление - это переработка информации, поступаемой через органы чувств в ЦНС - это наш интеллект в действии - оно опирается на имеющиеся у человека знания о мире - характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать явления действительности, обобщать, получать выводы - тесно взаимосвязано с процессами воображения, восприятия и речью (слово – орудие мышления) - благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мирМыслительные операции:- анализ – разделение предмета на части, для изучения его свойств и структуры- синтез – способ собрать целое из частей или явлений- обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-либо признаку- сравнение – установление сходства и различия- классификация – систематизация понятий в какой-то области знания или деятельности человека- конкретизация – выделение частного из общего - идеализация – выделение какого-то свойства предмета и доведение его до полноты, до максимума- абстрагирование – выделение какой-то одной стороны предмета или явления с игнорированием другихРабота по теме 1.Процесс мышления и герои сказокОбычно в сказках, главному герою, для того чтобы спасти себя или близких дорогих ему людей, приходится отгадывать загадку.Примеры загадок из сказокПётр Павлович Ершов «Конёк- Горбунок» Тут Иван хотел идти.«Эй, послушай! По пути, Говорит ему царица,-Заезжай ты поклонитьсяВ изумрудный месяц мойДа скажи моей родной:Дочь её узнать желает,Для чего она скрываетПо три ночи, по три дняЛик свой ясный от меня?И зачем мой братец красныйЗавернулся в мрак ненастныйИ в туманной вышинеНе пошлёт луча ко мне?НЕ забудь же! – «Помнить буду,Если только не забуду;Да ведь надо же узнать,Кто те братец, кто те мать,Чтоб в родне твоей не сбиться».Говорит ему царица:«Месяц – мать мне, солнце – брат».«Ах, Иванушка Петрович! – Молвил Месяц Месяцович. – Ты принёс такую весть,Что не знаю с чем и счесть!А уж мы как горевали,Что царевну потеряли!..Оттого-то, видишь, яПо три ночи, по три дняВ тёмном облаке ходила,Всё грустила да грустила,Трое суток не спала.Крошки хлеба не брала,Оттого-то сын мой красныйЗавернулся в мрак ненастный,Луч свой жаркий погасил,Миру Божью не светил:Всё грустил, вишь, по сестрице».Хоббит, или Туда и обратно, Глава 5. Загадки в темноте.Загадки Горлума: Не видать её корнейВершина выше тополей,Всё вверх и вверх она идёт,Но не растёт. (Гора)Без голоса кричит,Без зубов кусает,Без крыльев летит,Без горла завывает. (Ветер)Её не видатьИ в руки не взять,Царит над всем,Не пахнет ничем.Встаёт во весь ростНа небе меж звёзд.Всё начинаетИ всё кончает. (Темнота)Без воздуха живёт онаКак подземелье, холодна,Не пьёт, хотя в воде сидит,В броне, хотя и не звенит. (Рыба)Уничтожает всё кругом:Цветы, зверей, высокий дом,Сжуёт железо, сталь сотрёт,И скалы в порошок сомнёт,Мощь городов, власть королейЕго могущества слабей. (Время) Загадки Бильбо:На красных холмахТридцать белых конейДруг другу навстречуПомчаться скорей.Ряды их сойдутся,Потом разойдутся,И смирными станут до новых затей. (Зубы)Огромный глаз сияетВ небесной синеве,А маленький глазокСидит в густой траве.Большой глядит и рад:«Внизу мой младший брат!» (Одуванчик)Без замков,Без засовов дом,Слиток золотаСпрятан в нём. (Яйцо)Две ногиНа трёх ногах,А безногая в зубах.Вдруг четыре прибежалиИ с безногой убежали (Человек сидит на табурете и ест рыбу. Прибежала кошка, утащила рыбу)Что у меня в кармане?Русская народная сказка «Дочь-семилетка»Загадки царя:- Что всего на свете сильнее и быстрее? (ветер)- Что всего на свете жирнее? (земля – что ни растёт, что ни живёт – земля питает)- Что всего мягче? (рука – на что человек не ляжет, а всё руку под голову кладёт)- Что всего милее? (милее сна нет ничего на свете)2.Упражнение «Назови все свойства предмета»Это задание развивает мышление. Чтобы уметь размышлять, надо разбираться в том, какими свойствами обладают окружающие предметы и вещи.Посмотрите на данный предмет (подготовленный). Какими свойствами он обладает?3.Упражнение «Назови сходства и различия»Я сейчас буду показывать два предмета. Сначала вы назовёте такие свойства предмета, которые являются для них общими (то есть, подмечаем сходство). Потом – такие свойства, которыми эти предметы отличаются друг от друга.4.Прочтение и обсуждение «Сказки о профессоре Мышлении и злом Драконе» - Слушая эту сказку, вам необходимо хорошо запомнить, какие события произошли с героями и что они говорили друг другу.Сказки о профессоре Мышлении и злом Драконе (И.В. Вачков, Т.А. Аржакаева, А.Х. Попова «Психологическая азбука»)Профессор Мышление был очень-очень умным. Он интересовался всем на свете и искал знания повсюду. Когда ему удавалось добыть какие-то новые знания, он складывал их в Королевскую Сокровищницу Памяти.Как-то раз он отравился обследовать дремучий лес, росший на окраине Королевства Внутреннего Мира. Как обычно, профессора сопровождали два его верных помощника – Анализ и Синтез. А разведчик Восприятие был их проводником.Разведчик Восприятие шёл впереди, а потом возвращался и докладывал профессору, что он видел, слышал и чувствовал. Однажды, вернувшись из разведки, он сказал:- Я видел в лесу широкую тропу и сломанные деревья.- Что ещё? – спросил профессор Мышление.- На тропе были следы от больших лап. Один конец тропы ведёт к речке, а в торой я ещё не обследовал.- Давайте проанализируем, - предложил Анализ. – Итак, мы имеем: тропу, на которой отпечатались следы, а тропа ведёт к реке. Значит…- Значит, - подхватил Синтез, - по этой тропе ходит большой Зверь. Ходит он к реке на водопой. Тогда второй конец тропы должен вести к его жилищу.- Здорово! – восхищённо сказал проводник Восприятие. – Какие вы умные. Я бы не догадался!- Ты же – Восприятие! – сказал профессор. – Ты только видишь, слышишь, получаешь информацию. А обрабатываю её я, Мышление, с помощью Анализа и Синтеза. У каждого из нас – своя работа.- Тогда я пойду и осмотрю на жилище этого зверя, - сказал разведчик и ушёл.Некоторое время он двигался по тропе. Скоро он обнаружил, что тропа обрывается у входа в пещеру. Возле пещеры валялись обглоданные кости, а из темноты доносилось тяжёлое дыхание, и сверкали страшные глаза. Если бы это увидел профессор Мышление, он сразу бы понял, что зверь, живущий в пещере, свирепый и кровожадный, а значит – опасный. Но разведчик Восприятие умел только воспринимать окружающее. Он без страха заглянул в пещеру да так и замер, поражённый взглядом огромных красных глаз. Прямо на него выползал громадный Дракон. Его зелёная чешуя тускло поблёскивала на солнце, а гребень на спине скрежетал, как старое железо на крыше. Из ноздрей Дракона вырывалось пламя.Он медленно повернул голову и раскрыл пасть, полную острых зубов.- Я пока не буду тебя есть, прорычал он Восприятию. – Ведь ты не один в моём лесу, верно? Скоро за тобой придут твои друзья, и я полакомлюсь всеми сразу.Дракон оказался прав. Профессор Мышление, Анализ и Синтез, обеспокоенные долгим отсутствием Восприятия, отправились на поиски и скоро тоже оказались у драконьей пещеры. Увидев свирепого Дракона, профессор не испугался. Он был уверен, что Мышление всегда найдёт выход из самого трудного положения.- Вот вы и здесь! – проревел Дракон. – Сейчас я словно пообедаю.- Мы пришли к тебе сами, - спокойно сказал профессор. – Дай нам шанс спастись. По старым драконьим обычаям ты должен загадать нам 3 загадки. Если мы не отгадаем их, тогда ничего не поделаешь – кушай нас на здоровье. Но если мы правильно ответим, ты должен будешь отпустить нас всех.Дракону не очень понравились слова Мышления, но такой обычай действительно существовал.- Ну, хорошо, - прорычал Дракон. – Я загадаю вам 3 загадки. Слушайте первую загадку: Без чего безвкусной, пресной кажется наша жизнь? Без чего любая песня нам не трогает души? Без чего не могут сердца волноваться и трепетать?- Давайте проанализируем, - сразу же предложил Анализ. – Итак: что же окрашивает нашу жизнь, придаёт ей вкус, что позволяет переживать, волнует нас, а отсутствие этого превращает нас в бездушную машину?- По-моему, всё ясно, - сказал Синтез. – Обобщая и собирая все эти признаки воедино, мы легко находим ответ.- Конечно же, - закончил профессор Мышление. – Это эмоции и чувства. Дракон недовольно пробурчал:- Ладно. Первую загадку вы отгадали. Посмотрим, как справитесь со второй:Сколько будет пять и пять?Как щебечут птицы?Почему легко узнатьНаших близких лица?Все вопросы без трудаЯ смогу отставить,Потому что нас всегдаВыручает…- В самом деле, ведь я знаю, что пять и пять – будет 10, - пробормотал Анализ. – И могу представить, как щебечут птицы. Что же мне помогает?- И лица близких людей мы, конечно, сразу узнаём, - добавил Синтез. – Но почему?И тут глаза Мышления сверкнули догадкой.- Я понял! – воскликнул он. – Всё это мы можем делать, потому что и правила сложения, и щебет птиц, и образы наших друзей – всё это хранится в нашей…- Памяти! – одновременно закончили его мысль Анализ и Синтез.Дракон удивлённо посмотрел на своих пленников, которые почему-то никак не хотели быть съеденными. Уже 2 загадки из трёх были разгаданы! Дракон гневно выпустил пламя из пасти и прорычал:- Ну что ж. Слушайте последнюю, третью загадку. Если вы не сумеете справиться с ней, я проглочу вас сразу, не дожидаясь обеда:Вмиг раскрыть любой секрет,Справиться с вопросами,Правильный найти ответ – Ну, конечно, просто мне!Разобраться, что к чему,Можно – без сомнения!Что угодно я поймуС помощью…Дракон презрительно взглянул на пленников, уверенный, что уж с такой загадкой им не справиться. Но, к его удивлению, на лицах Мышления и его верных помощников расцвели довольный улыбки, едва он закончил говорить. Они уже знали ответ.- Такие трудные задачи действительно мне по силам, - с гордостью произнёс Профессор. – Разобраться, что к чему, конечно, смогу, потому что я и есть Мышление!- Как? – взревел Дракон.- Ты – Мышление?- Да. А ты сразу не догадался?Дракон в ярости зарычал. Но нарушить данное слово не мог. И хотя был очень голоден, он понял, что сегодня пообедать ему не придётся. Обсуждение: - Кто такой профессор Мышление?- Какие у него есть главные помощники?- Что делает каждый из них?- Что помогло героям сказки спастись от Дракона? (помогла способность размышлять, думать)- Мы убедились, что человек, умеющий мыслить, достигает многого. Давайте обсудим – что такое мышление? - Что значит – уметь мыслить? Можно ли развить своё мышление?5. Индивидуальный рабочий лист (Приложение 1)- Найдите на каждой картинке 5 точно таких же фрагментов, какие нарисованы над картинкой, обведите их. В пустой ячейке под найденным фрагментом поставьте значок: «+» (Буцик Н., Буцик Г., Буцик В «Думай 2. Сборник головоломок для развития мышления», М. , 2017).Приложение 1