"Живой уголок в ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Живой уголок в ДОУ"
Автор: Елена Сергеевна Костылева

Консультация для воспитателя«Живой уголок» На современном этапе, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой исчезновения находиться будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека.Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. В этот период происходит становление качеств человеческой личности и основ экологической культуры, поэтому нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого - развивающей среды в ДОУ.Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, она обеспечивает постоянное общение детей с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения.Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать уголок природы. Уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Это вносит в жизнь детей разнообразие, обогащает их знания, и способствует формированию их эмоциональных и духовных сил. В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. У детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное и заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. При организации работы в уголке природы следует обратить внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и форм работы с детьми, таких как: систематизированные наблюдения, упорядоченная фиксация наблюдаемого, организация элементарных опытов, моделирование ситуаций, уход за объектами.Какое значение имеет уголок природы? Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.Все обитатели живого уголка должны быть достаточно разнообразны и интересны для наблюдения, а также неприхотливы. Все обитатели живого уголка (в данном случае растения) подбираются с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, в соответствии с утвержденной программой воспитания и обучения в детском саду, а также в соответствии с требованиями и нормами СанПина.Согласно постановлению Главного государственного врача Российской Федерации уголок природы в дошкольных учреждениях должен соответствовать правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы6.13. В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие требования:- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;- животных принимают с разрешения органов ветеринарного надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиенические процедуры);- недопустимо принимать бродячих животных;- уборка за животными и уход за растениями осуществляется ежедневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения. В 1 младшей группе педагог привлекает внимание детей и показывает, как ухаживать за растениями. Рекомендуют такие растения с крупными листьями и ярко цветущие. В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Педагог знакомит с комнатными растениями, привлекает к уходу и показывает. Дети должны знать название 2-3 комнатных растений. В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие, а также цветы с разными условиями произрастания. Дети должны знать названия 6-7 растений. Знакомим, что в зимнее время полив проводим реже, весной размножение растения (листом). Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени.Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.Можно сделать «сухой» аквариум».В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
  • Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
  • Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
  • Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
  • Гербарии
  • Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
  • Материал для труда.
  • Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
  • Дидактические игры природного содержания.
  • Плакаты экологического содержания
  • Календари наблюдения (погода, птицы, рост и развитие растений)
  • Экологический паспорт.
  • Экологический паспорт представляет собой перечисление имеющихся в уголке природы в наличии:1.Комнатные растения и их характеристика.2.Картотека дидактических игр экологического содержания.3. Настольные игры экологического содержания4.Муляжи овощей и фруктов.5.Фигурки животных.6.Фигурки рыб.7. Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.8.Альбомы «Времена года»нижки с иллюстрациями времен года и природы в разные сезоны. энциклопедии.9. энциклопедии и книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные, птицы, рыбы, насекомые.10.Гербарии11.Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.12.Оборудование для опытов и экспериментов. 13. природный и бросовый материал.14. Плакаты экологического содержания