" Занимательная грамматика"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Занимательная грамматика"
Автор: Степакина Татьяна Михайловна

ПРОГРАММА КРУЖКА«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» Разработалатепакина Т.М., учитель русского языка и литературы2015-2016 гг.Программа кружка « Занимательная грамматика»для обучающихся 5 класса.1.Пояснительная записка. Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А в классах легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учётом возрастных особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке. В наше время, когда подросток больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком. Кружковая работа также преследует цель подготовки одарённых детей к олимпиадам по предмету. Программа кружка включает в себя вопросы по всем разделам грамматики. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка. Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.2.Цель : пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитать любовь к языку; научить бережно обращаться с ним; выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности. 3.Задачи :
  • Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.
  • Подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА.
  • 4.Методы и формы работы- беседы;- творческие задания;- тесты;-инсценирование.5.Содержание занятий кружка
  • «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности. Фестский диск. Китайские иероглифы. Клинописное письмо. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.
  • Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука.
  • Шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы , загадки-складки, слова - перевёртыши и др.
  • Кроссворды, палиндромы, ребусы, чайнворды и др.
  • Лексика. Как рождается слово. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Различные виды омонимов. Слова и вещи.
  • Фразеология. Возникновение фразеологизма. Фразеологическая цепочка. Пословицы. Поговорки. Афоризмы.
  • Этимология слова и «морфологическое чутьё». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес.
  • Полногласные и неполногласные сочетания.
  • Состав слова и словообразование. Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». «Странные» корни. Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова. В мире суффиксов.
  • Части речи. Род имён существительных. Сравнительная степень прилагательных. Краткие прилагательные. Переход прилагательных в существительные. Имя числительное. «Родственники» числительного. Местоимения. Сложные слова с составной частью САМО-. Глагол. Названия предметов и глаголы действия. Вид глагола. Возвратные глаголы. Безличные глаголы. Наречие.
  • Синтаксис и пунктуация.
  • Стилистика. Словесная живопись. Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха.
  • 12. Практические занятия по изготовлению карточек и газет с лингвистической тематикой. 6.Календарно-тематическое планирование7.Ожидаемые результаты1.Расширятся знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.2. Учащиеся подготовятся к успешной сдаче ГИА.3. Учащиеся овладеют навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомятся с приёмами исследовательской и проектной деятельности. 8.Литература1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990 2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. М. Учпедгиз. 1963. 3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение», М., 1967.4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976Литература для учащихся
  • А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М., «Просвещение», 1995.
  • И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
  • Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе исправленное, М., Просвещение, 1982.
  • Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Изд. Просвещение. Ленинградское отделение. Ленинград, 1968.
  • Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
  • .