"Формирование грамотного поведения на дороге"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование грамотного поведения на дороге"
Автор: Лазеба Виктория Викторовна

БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИСредний   дошкольный возрастБеседа №1  «Транспорт»(На столе выставлены игрушечные грузовые автомобили: самосвал, с фургоном, с цистерной.)Педагог: Дети, что это?Дети: Это – автомобили.Педагог: А какие это  автомобили?Дети:  грузовые.Педагог показывает детям грузовой автомобиль- самосвал.Педагог: Что можно перевозить на этой машине?На ней можно перевозить песок, цемент, уголь.Педагог:А где находится этот груз?Груз находится в кузове.Педагог: Ребята, а это какой автомобиль?Дети: Это  тоже грузовой автомобиль.Педагог: А  чем он отличается от самосвала?Дети:  У него вместо кузова фургон.Педагог: Давайте вместе повторим:  фургон. Что может перевозить  грузовой автомобиль с фургоном?Дети: мебель, продукты, хлеб, игрушки …Педагог: А это  тоже грузовой автомобиль, как вы думаете?Дети: Да.Педагог:А что у него вместо кузова?Дети: Цистерна.Педагог: Что может находиться в цистерне?Дети: В цистерне может находиться  вода,  бензин.Педагог: Правильно,  жидкие вещества. Чем эти автомобили  отличаются друг от друга?Дети: Кузовом, цистерной, фургоном.  Они перевозят разные грузы.Педагог: А что у них общего?Дети:  Это грузовые автомобили.Беседа  №2 «Наша улица» Педагог:  Ребята, если люди  гуляют по улице, то где они идут?Дети:  Люди идут по тротуару.Педагог: Запомните правило: «Мостовая для машин, тротуар – для пешеходов!». Значит, если  человек идет  пешком,  как мы его называем?Дети: Пешеход!Педагог: Сколько на улице пешеходов?Дети: На улице много пешеходов.Педагог: Все люди, которые идут по улице, являются пешеходами. Посмотрите, как много домов на нашей улице. Все они разные: высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные. Что ещё есть на нашей улице?Дети: Магазин.Педагог: Что продают в магазине? (ответы детей). А что ещё есть на нашей улице?Дети: Аптека, киоск.Педагог: (обращает внимание на  проезжую часть) Это проезжая часть улицы. Часть дороги, по которой ездят автомобили, называется проезжей частью. Как называется эта часть дороги?Дети: Она называется проезжая часть.Педагог: Есть дороги, по которым машины едут только в одну сторону. Такое движение транспорта называется односторонним. А есть  дороги, по которым машины движутся в одну  и другую стороны, это движение называется двусторонним. Посмотрите, как движутся машины на нашей улице?Дети: Машины движутся в одну и другую стороны.Педагог: Значит, какое здесь движение?Дети: Здесь двустороннее движение.Педагог: Какие машины едут по дороге? К какому виду транспорта они относятся? (ответы детей.)Педагог: Что интересного вы увидели на нашей улице? (ответы детей).Беседа №3  «Пешеходный переход»  (макет улицы)Педагог:  Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила: идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны. Как вы думаете, можно ли переходить улицу там, где нам захочется?Дети: Нет.Педагог: Переходить можно только там, где это разрешено. А как узнать это место? Вот оно. Посмотрите, дети, это пешеходный переход. На дороге белые полоски -  «зебра». А нужны они, чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу, и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход! Где нужно переходить проезжую часть ?Дети:  Нужно переходить  проезжую часть по пешеходному переходу.Педагог: Посмотрите ещё на одну подсказку. Это дорожный знак. Что на нём нарисовано?Дети: Человек идёт по переходу.Педагог: Этот знак нам указывает, что здесь нужно переходить проезжую часть. Можно ли сразу переходить?Дети: Нет.Педагог: При переходе нужно внимательно посмотреть  сигнал светофора для пешеходов, если горит зеленый сигнал, смотрим на дорогу, не сходя с тротуара. Сначала   налево, если дорога свободна и автомобили стоят,  можно идти. Посередине дороги  нужно остановиться  и посмотреть направо.  Свободно, можно переходить.  Дети: Улицу можно переходить  только на зелёный сигнал светофора для пешеходов. Педагог:  Посмотрите, какое здесь движение: двустороннее или одностороннее? Как вы догадались?Дети: Машины движутся в обе стороны.Педагог: Где нужно переходить дорогу?Дети: Дорогу нужно переходить по пешеходному переходу.Педагог: Как узнать, что есть пешеходный переход?Дети: На дороге есть белые полоски, знак.Педагог: Как надо переходить дорогу?Дети: Дорогу надо переходить спокойно.Педагог: Молодцы!Беседа №4  «Трамвай»Педагог загадывает загадки: «Что за чудо – синий дом,                                                        Окна светлые кругом,                                                         Носит обувь из резины,                                                         А питается бензином?»Дети: Автобус.Педагог:     «По асфальту едет дом,                      Ребятишек много в нём,                      И под крышей – вожжи,                       Он без них не может»Дети:  Троллейбус.Педагог:   «Наш приятель тут как тут:                     Всех домчит за пять минут.                     Эй, ребята, не зевай,                     Отправляется …Дети:  Трамвай.Педагог:  Угадали. Молодцы!  Вот он какой, посмотрите ,  (демонстрирует иллюстрацию с изображением трамвая). Он так же, как и троллейбус, держится за провода металлической дугой – «питается» электричеством. А чем трамвай отличается от троллейбуса?Дети: У троллейбуса резиновые колёса, он едет по дороге, а трамвай едет по рельсам.Педагог: Что помогает работать мотору автобуса?Дети: Мотору автобуса помогает работать бензин.Педагог: А троллейбус и трамвай работает с помощью электричества. Что общего у всех этих машин?Дети: Они перевозят людей.Управляет трамваем водитель. В автобусе, троллейбусе и трамвае светло, чисто, много мягких удобных сидений, большие двери, окна. К какому виду транспорта они относятся?Дети: Они относятся к пассажирскому транспорту.Педагог: А что ещё относится к пассажирскому транспорту?Дети: Такси, маршрутное такси. Беседа №5 «Труд водителя»Педагог:   Показывает  игрушечный грузовик .- Сегодня мы с вами поговорим  о водителях, об их труде.  Посмотрите на это грузовик.  Какие части грузовика находятся спереди?Дети: Впереди находятся кабина, капот, фары.Педагог: Сзади у машины кузов, по бокам – ступенька, двери, окна. Что находится внутри?Дети: Внутри у грузовика руль, сиденье, мотор, педали.Педагог: Из чего сделан корпус машины?Дети: Он сделан из металла.Педагог: Сиденье водителя сделано   из  металла и кожи; окна и фары – из стекла; шины – из резины.   Грузовой автомобиль очень большой, у него много разных деталей и частей, а управляет им всего один человек – водитель.Все виды транспорта одинаково необходимы людям, а профессия водителя нужная и уважаемая. Но эта работа очень трудная и ответственная. Водители выходят на работу очень рано. У них есть и ночные смены. Следить всё время за дорогой, светофором, дорожными знаками, соблюдать положенную скорость – это очень тяжелый труд.   На  автотранспортном предприятии  работают  люди разных специальностей:   конечно же,  это водители, так же есть  слесари, механики, они ремонтируют машины, мойщики – моют машину, диспетчер выдаёт путевой лист, где написано,  куда  должен  ехать водитель.   У  водителя есть различные  помощники, которые облегчают труд водителя. Например, у водителя автобуса есть микрофон, в который он объявляет название остановок, устройство для автоматического открывания и закрытия дверей.   Грузовой  автомобиль  оснащен очень сильным  устройством, которое поднимает кузов, водителю нужно лишь нажать на кнопку и  огромный грузовик разгружается,  сам  высыпается  уголь или другой груз.  На заправочных станциях стоят умные автоматы, которые отмеряют бензин и заправляют автомобиль бензином.Где и кто ремонтирует автомобили?Дети: Автомобили ремонтируют  на станции технического обслуживания или в ремонтной мастерской на предприятии, это делают механики и автослесари.Педагог: Для  того, чтобы двигатель автомобиля заработал и машина  поехала,  необходим бензин.  Где заправляют автомобиля бензином?Дети:  Автомобили  заправляют на заправочной станции.Педагог: А где стоят  автомобили?Дети:  Автомобили стоят в гараже.Беседа №6 «Светофор»Педагог:  Чтоб тебе помочь                  Путь пройти опасный,                  Горят и день, и ночь                  Зелёный или  красный.О чём  говорится в этом стихотворении?Дети:  В нём говорится о светофоре.Педагог:  Правильно.  Мы с вами знаем, что светофоры бывают двух видов: для автомобилей- у них три сигнала (красный, желтый и зеленый) и светофоры для пешеходов , у них всего два сигнала: красный и зеленый.  Загорелся красный свет – стой! Впереди дороги нет! Дети, как вы думаете, можно  переходить дорогу, если загорелся красный сигнал?Дети: Нет.Педагог: А на какой сигнал светофора  для пешеходов разрешается переходить проезжую часть?Дети: Можно переходить дорогу только  на зелёный сигнал светофора.Педагог: Верно. Давайте вспомним, где и как нужно переходить дорогу.Дети: Нужно переходить проезжую часть  спокойно, не спеша, по пешеходному  переходу и крепко держать папу или маму за руку.Педагог: (демонстрирует дорожный знак «Пешеходный переход»). Дети, кто знает, как называется  знак?Дети: Пешеходный переход.Педагог:  Как вы догадались?Дети:  Здесь есть полоски  на дороге.Педагог:  Ребята, если нам нужно поехать на автобусе, где  мы его будем ждать?  МЫ будем ждать автобус или другой  пассажирский транспорт на специально оборудованных безопасных местах. Как  называется такое место?Дети:   Это автобусная остановка.Педагог: правильно, ребята, большая буква А, на знаке  указывает, что  только  на этом месте  мы можем ожидать пассажирский транспорт, автобус или маршрутное такси, именно здесь он останавливается и забирает пассажиров. Как вы думаете, можно ждать  автобус в каком-нибудь другом месте? Почему?Дети: Нельзя, потому что автобус в другом месте не остановится,  и потому что в другом месте может быть опасно.