"Формирование грамотного поведения на дороге"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование грамотного поведения на дороге"
Автор: Лазеба Виктория Викторовна
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИСредний дошкольный возрастБеседа №1 «Транспорт»(На столе выставлены игрушечные грузовые автомобили: самосвал, с фургоном, с цистерной.)Педагог: Дети, что это?Дети: Это – автомобили.Педагог: А какие это автомобили?Дети: грузовые.Педагог показывает детям грузовой автомобиль- самосвал.Педагог: Что можно перевозить на этой машине?На ней можно перевозить песок, цемент, уголь.Педагог:А где находится этот груз?Груз находится в кузове.Педагог: Ребята, а это какой автомобиль?Дети: Это тоже грузовой автомобиль.Педагог: А чем он отличается от самосвала?Дети: У него вместо кузова фургон.Педагог: Давайте вместе повторим: фургон. Что может перевозить грузовой автомобиль с фургоном?Дети: мебель, продукты, хлеб, игрушки …Педагог: А это тоже грузовой автомобиль, как вы думаете?Дети: Да.Педагог:А что у него вместо кузова?Дети: Цистерна.Педагог: Что может находиться в цистерне?Дети: В цистерне может находиться вода, бензин.Педагог: Правильно, жидкие вещества. Чем эти автомобили отличаются друг от друга?Дети: Кузовом, цистерной, фургоном. Они перевозят разные грузы.Педагог: А что у них общего?Дети: Это грузовые автомобили.Беседа №2 «Наша улица» Педагог: Ребята, если люди гуляют по улице, то где они идут?Дети: Люди идут по тротуару.Педагог: Запомните правило: «Мостовая для машин, тротуар – для пешеходов!». Значит, если человек идет пешком, как мы его называем?Дети: Пешеход!Педагог: Сколько на улице пешеходов?Дети: На улице много пешеходов.Педагог: Все люди, которые идут по улице, являются пешеходами. Посмотрите, как много домов на нашей улице. Все они разные: высокие, низкие, одноэтажные, многоэтажные. Что ещё есть на нашей улице?Дети: Магазин.Педагог: Что продают в магазине? (ответы детей). А что ещё есть на нашей улице?Дети: Аптека, киоск.Педагог: (обращает внимание на проезжую часть) Это проезжая часть улицы. Часть дороги, по которой ездят автомобили, называется проезжей частью. Как называется эта часть дороги?Дети: Она называется проезжая часть.Педагог: Есть дороги, по которым машины едут только в одну сторону. Такое движение транспорта называется односторонним. А есть дороги, по которым машины движутся в одну и другую стороны, это движение называется двусторонним. Посмотрите, как движутся машины на нашей улице?Дети: Машины движутся в одну и другую стороны.Педагог: Значит, какое здесь движение?Дети: Здесь двустороннее движение.Педагог: Какие машины едут по дороге? К какому виду транспорта они относятся? (ответы детей.)Педагог: Что интересного вы увидели на нашей улице? (ответы детей).Беседа №3 «Пешеходный переход» (макет улицы)Педагог: Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать правила: идти спокойным шагом, придерживаясь правой стороны. Как вы думаете, можно ли переходить улицу там, где нам захочется?Дети: Нет.Педагог: Переходить можно только там, где это разрешено. А как узнать это место? Вот оно. Посмотрите, дети, это пешеходный переход. На дороге белые полоски - «зебра». А нужны они, чтобы пешеходы сразу заметили, где переходить улицу, и чтобы водитель видел издалека: здесь может появиться пешеход! Где нужно переходить проезжую часть ?Дети: Нужно переходить проезжую часть по пешеходному переходу.Педагог: Посмотрите ещё на одну подсказку. Это дорожный знак. Что на нём нарисовано?Дети: Человек идёт по переходу.Педагог: Этот знак нам указывает, что здесь нужно переходить проезжую часть. Можно ли сразу переходить?Дети: Нет.Педагог: При переходе нужно внимательно посмотреть сигнал светофора для пешеходов, если горит зеленый сигнал, смотрим на дорогу, не сходя с тротуара. Сначала налево, если дорога свободна и автомобили стоят, можно идти. Посередине дороги нужно остановиться и посмотреть направо. Свободно, можно переходить. Дети: Улицу можно переходить только на зелёный сигнал светофора для пешеходов. Педагог: Посмотрите, какое здесь движение: двустороннее или одностороннее? Как вы догадались?Дети: Машины движутся в обе стороны.Педагог: Где нужно переходить дорогу?Дети: Дорогу нужно переходить по пешеходному переходу.Педагог: Как узнать, что есть пешеходный переход?Дети: На дороге есть белые полоски, знак.Педагог: Как надо переходить дорогу?Дети: Дорогу надо переходить спокойно.Педагог: Молодцы!Беседа №4 «Трамвай»Педагог загадывает загадки: «Что за чудо – синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином?»Дети: Автобус.Педагог: «По асфальту едет дом, Ребятишек много в нём, И под крышей – вожжи, Он без них не может»Дети: Троллейбус.Педагог: «Наш приятель тут как тут: Всех домчит за пять минут. Эй, ребята, не зевай, Отправляется …Дети: Трамвай.Педагог: Угадали. Молодцы! Вот он какой, посмотрите , (демонстрирует иллюстрацию с изображением трамвая). Он так же, как и троллейбус, держится за провода металлической дугой – «питается» электричеством. А чем трамвай отличается от троллейбуса?Дети: У троллейбуса резиновые колёса, он едет по дороге, а трамвай едет по рельсам.Педагог: Что помогает работать мотору автобуса?Дети: Мотору автобуса помогает работать бензин.Педагог: А троллейбус и трамвай работает с помощью электричества. Что общего у всех этих машин?Дети: Они перевозят людей.Управляет трамваем водитель. В автобусе, троллейбусе и трамвае светло, чисто, много мягких удобных сидений, большие двери, окна. К какому виду транспорта они относятся?Дети: Они относятся к пассажирскому транспорту.Педагог: А что ещё относится к пассажирскому транспорту?Дети: Такси, маршрутное такси. Беседа №5 «Труд водителя»Педагог: Показывает игрушечный грузовик .- Сегодня мы с вами поговорим о водителях, об их труде. Посмотрите на это грузовик. Какие части грузовика находятся спереди?Дети: Впереди находятся кабина, капот, фары.Педагог: Сзади у машины кузов, по бокам – ступенька, двери, окна. Что находится внутри?Дети: Внутри у грузовика руль, сиденье, мотор, педали.Педагог: Из чего сделан корпус машины?Дети: Он сделан из металла.Педагог: Сиденье водителя сделано из металла и кожи; окна и фары – из стекла; шины – из резины. Грузовой автомобиль очень большой, у него много разных деталей и частей, а управляет им всего один человек – водитель.Все виды транспорта одинаково необходимы людям, а профессия водителя нужная и уважаемая. Но эта работа очень трудная и ответственная. Водители выходят на работу очень рано. У них есть и ночные смены. Следить всё время за дорогой, светофором, дорожными знаками, соблюдать положенную скорость – это очень тяжелый труд. На автотранспортном предприятии работают люди разных специальностей: конечно же, это водители, так же есть слесари, механики, они ремонтируют машины, мойщики – моют машину, диспетчер выдаёт путевой лист, где написано, куда должен ехать водитель. У водителя есть различные помощники, которые облегчают труд водителя. Например, у водителя автобуса есть микрофон, в который он объявляет название остановок, устройство для автоматического открывания и закрытия дверей. Грузовой автомобиль оснащен очень сильным устройством, которое поднимает кузов, водителю нужно лишь нажать на кнопку и огромный грузовик разгружается, сам высыпается уголь или другой груз. На заправочных станциях стоят умные автоматы, которые отмеряют бензин и заправляют автомобиль бензином.Где и кто ремонтирует автомобили?Дети: Автомобили ремонтируют на станции технического обслуживания или в ремонтной мастерской на предприятии, это делают механики и автослесари.Педагог: Для того, чтобы двигатель автомобиля заработал и машина поехала, необходим бензин. Где заправляют автомобиля бензином?Дети: Автомобили заправляют на заправочной станции.Педагог: А где стоят автомобили?Дети: Автомобили стоят в гараже.Беседа №6 «Светофор»Педагог: Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горят и день, и ночь Зелёный или красный.О чём говорится в этом стихотворении?Дети: В нём говорится о светофоре.Педагог: Правильно. Мы с вами знаем, что светофоры бывают двух видов: для автомобилей- у них три сигнала (красный, желтый и зеленый) и светофоры для пешеходов , у них всего два сигнала: красный и зеленый. Загорелся красный свет – стой! Впереди дороги нет! Дети, как вы думаете, можно переходить дорогу, если загорелся красный сигнал?Дети: Нет.Педагог: А на какой сигнал светофора для пешеходов разрешается переходить проезжую часть?Дети: Можно переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора.Педагог: Верно. Давайте вспомним, где и как нужно переходить дорогу.Дети: Нужно переходить проезжую часть спокойно, не спеша, по пешеходному переходу и крепко держать папу или маму за руку.Педагог: (демонстрирует дорожный знак «Пешеходный переход»). Дети, кто знает, как называется знак?Дети: Пешеходный переход.Педагог: Как вы догадались?Дети: Здесь есть полоски на дороге.Педагог: Ребята, если нам нужно поехать на автобусе, где мы его будем ждать? МЫ будем ждать автобус или другой пассажирский транспорт на специально оборудованных безопасных местах. Как называется такое место?Дети: Это автобусная остановка.Педагог: правильно, ребята, большая буква А, на знаке указывает, что только на этом месте мы можем ожидать пассажирский транспорт, автобус или маршрутное такси, именно здесь он останавливается и забирает пассажиров. Как вы думаете, можно ждать автобус в каком-нибудь другом месте? Почему?Дети: Нельзя, потому что автобус в другом месте не остановится, и потому что в другом месте может быть опасно.