Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как одна из сторон пропедевтики речевых нарушений
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как одна из сторон пропедевтики речевых нарушений
Автор: Боярко Лилия Александровна
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как одна из сторон пропедевтики речевых нарушенийБоярко Л.А., Кузьмина О.А.МБДОУ «Детский сад № 18 «Ручеек», г. Тамбов, mdou-18@yandex.ru «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский.На сегодняшний день все очевидней становится проблема речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Количество воспитанников с речевыми нарушениями в детском саду неуклонно растет из года в год. Для решения данной проблемы важны скоординированные действия специалистов (логопеда, психолога, дефектолога), воспитателей и родителей.Роль воспитателя в профилактике и коррекции речевых нарушений дошкольников велика. Важным направлением деятельности воспитателя по пропедевтике речевых нарушений дошкольников младшего возраста является развитие мелкой моторики.Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве [2;75]. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [3;42]. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем – в трудностях овладения письмом. Всё сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию мелкой моторики детей в дошкольном возрасте. Работа над развитием мелкой моторики воспитанников проходит в течении всего дня как в образовательной деятельности, так и режимных моментах, и в ходе дополнительных занятий.Воспитатель работает над развитием мелкой моторики во время занятий продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Во время образовательной деятельности «Лепка» у детей развиваются умения использовать различные приемы: оттягивание из целого куска, прощипывание, сглаживание пальцами поверхности, прижимания и примазывания, вдавливания шара, цилиндра, вылепливание мелких деталей и т.д. Занятия образовательной деятельностью «Аппликация» также активизирует мелкую моторику детей, развиваю навыки работы с бумагой разного качества, тканью, природными материалами: скручивание, сгибание, резание, прокалывание, склеивание, вклеивание, нанизывание, плетение, надрезы, закручивание в полоски и т.д. Конструирование позволяет детям работать с различными материалами: клеевыми массами, проволокой, скотчем, нитками, шнуром, лентами, различными видами тканей и др. Рисование развивает у детей умение работать разнообразными инструментами (сангина, пастель, акварель, тушь, перо, кисти, гелевые ручки, витражные краски, уголь и др.). Воспитатель активизирует развитие мелкой моторики детей средствам и использования различных техник (тонированием, тушевки, штриховки, гратографии, оттиска, монотипии, диатипии, рельефного рисунка [1;89]. Все перечисленные приемы как нельзя лучше совершенствуют мелкую моторику детей.Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры, например: «Моя семья», «Ласковая киска», «Бобик». Эти игры нужно организовывать через совместную и индивидуальную деятельность с детьми, работу с родителями. Этим играм уделяем большое внимание. Пальчиковые игры проводим во время утреннего приема, перед занятиями, после сна, прогулок. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, конструктор, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, игры-шнуровки.Прекрасным средством для развития движений пальцев является кружок с использованием нетрадиционных художественных техник «Волшебная бумага», который мы ведем с детьми младшего дошкольного возраста.Нетрадиционные техники рисования и аппликации можно использовать как упражнения, способствующие коррекции нарушений речи, мышечного тонуса кисти, развивающие зрительно-моторную координацию, точность движений рук. Дети с удовольствием рисуют ватными палочками, мятой бумагой, восковыми мелками, пальчиками, ладошками.Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).Таким образом, комплексная и систематическая деятельность воспитателя по развитию мелкой моторики дошкольников не только совершенствует ловкость и точность движений, улучшает внимание, память, но и является эффективным средством пропедевтики речевых нарушений воспитанников. Занятия по развитию мелкой моторики оказывают благотворное влияние на общее развитие детей, помогают им стать более самостоятельными и уверенными в себе. Литература1. Детство: основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.-СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,2014.2. Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.3.Бойчук И.А., Попушина Т.Н. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб.; ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки». - М.; Карапуз – дидактика,2007.5.Лыкова И.А. Интеграция искусств в детском саду. - М.; Карапуз – дидактика,2009.