"Мелодия угадывает нас самих"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мелодия угадывает нас самих"
Автор: Любимова Елена Владимировна
Предмет: Музыка Класс: 6 Дата: _________________ Четверть: 3 № урока по КТП: 3
Тема четверти: В чём сила музыкиТема урока: Мелодия угадывает нас самих
Тип урока: комбинированный
Цель деятельности учителя: помочь учащимся понять, каким целям служат звуки мелодии и чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства Задачи:Образовательные:1. Учить анализировать услышанную музыку;2. Учить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.
Развивающие:
Развивать музыкальные способности. 1. Развивать умение определять характер произведения;2. Развивать образное мышление, слух, память, творческие способности.
Воспитательные1. Воспитывать культуру слушания и исполнения музыки.2. Воспитание положительного отношения к классической музыке.
3. Воспитывать чувство уверенности в себе при публичных выступлениях.Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, учебник и рабочая тетрадь.
Музыкальный материал: Моцарт Маленькая ночная серенада, П. Чайковский - балет Щелкунчик (фрагменты), мультипликационный фильм Щелкунчик (фрагменты), Фрагмент балета Щелкунчик (видео).
Любимая школа (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова),
Шаинский Пропала собака (+ и - ).
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Время
Содержание урока. Деятельность учителя.
Деятельность ученика
УУД
1.
Организационный момент.
2
Музыкальное приветствие. Звучит мелодия Моцарта Маленькая ночная серенада
-Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Произведение какого композитора мы только что слышали?
-Услышанная музыка дарит нам чудесное настроение. Надеюсь, что это настроение не покинет нас до конца урока
Входят в класс под музыку. Подготовиться к уроку, настроиться на работу на уроке.
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.
2.
Проверка д/з. Актуализация знаний.
6
-Что было задано на дом?
-Проверим, как вы справились с домашним заданием? Посмотрите на интерактивную доску. Давайте выразим основную мысль прочитанного дома параграфа с помощью нескольких предложений, заполнив на доске пропуски подходящими по смыслу словами или словосочетаниями…
________ – главное средство выразительности музыки
Характер мелодии определяется в зависимости от _______
Человек может выразить в музыке свои _____ и _______.
Хорошую музыку с удовольствием слушают_______.
Главная интонация в Маленькой ночной серенаде Моцарта – это ___________.
Главная интонация в Реквиеме Моцарта – это ________.
- Давайте познакомимся с информацией , которую вы нашли о Моцарте…
-Читать тему Мелодией одной звучат печаль и ра-дость. Подготовить неболь-шие сообщения о Моцарте.
Участвуют в проверке домашнего задания. Отвечают на вопросы учителя. Работают на интерактивной доске (вписывают слова на место пропусков).
Выступают со своими сообщениями о Моцарте.
Личностные: способность к самоорганизации
Познавательные: умение выделять главную мысль текста и выражать свои мысли с достаточной полнотой и ясностью.
3.
Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.
2
-Мелодии, как и ритмы, очень разнообразны. Они могут отражать и красоту природы, и характер главных героев, и творческую личность композитора, и национальные особенности страны. Посмотрите на интерактивную доску. Прочитайте тему урока: Мелодия угадывает нас самих. Как вы её понимаете7 Чем будем заниматься на уроке7 Какие цели перед собой поставим? Какие задачи будем решать?
Участвуют в постановке целей и задач. Отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные :планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Регулятивные: научиться принимать и сохранять задачу.
4.
Объяснение нового материала
Слушание: Па-де-де из балета Щелкунчик. П.И.Чайковский
Слушание: Вальс цветов из балета Щелкунчик. П.И.Чайковский
15
- Ребята, сейчас вы посмотрите отрывок из мультипликационного фильма.
- Вы узнали эту музыку ?
-Кто из вас читал сказку, сюжет которой лёг в основу мультфильма? (Э.Т.А.Гофман Щелкунчик). Какому народу она принадлежит? А кто автор музыки к балету Щелкунчик?Как вы уже догадались , сегодня мы продолжаем разговор о мелодии. Я хочу обратить внимание на то, что даже если композитор обращается к сюжету из зарубежного искусства, он вносит в свою музыку родные интонации, элементы национальной культуры. Поэтому, зачастую, такие произведения становятся для нас понятными, близкими, родными. Давайте послушаем такую музыку…
Звучит музыка П.И. Чайковского из балета Щелкунчик Па-де-де.
-Вы, конечно, узнали это произведение. А вот по каким признакам вы узнали об этом, мы узнаем на нашем уроке. Наверняка не раз за свою жизнь вы слышали разные мелодии. Мелодия, как и ритмы, отличаются глубоким своеобразием. В них находят яркое воплощение национальный колорит страны и творческая личность композитора, красота и характер персонажа. Чайковский написал музыку к своему балету по сюжету сказки Э.Т.А.Гофмана. Композитора П. И. Чайковского тронула эта доброта сказки, а так же её волшебство и вера в чудо. Рождественская музыкальная сказка Чайковского полна прекрасных ярких мелодий: то напряжённо-драматических, то тихих и нежных, то песенных, то танцевальных. Можно даже сказать, что музыка в этом балете достигла своей предельной выразительности – так убедительно и достоверно повествует она о событиях возвышенной и трогательной сказки Гофмана. Несмотря на обращение к сказочному сюжету из немецкой литературы, музыка Щелкунчика глубоко русская, и волшебные картины зимней природы – всё в этом балете проникнуто интонациями, близкими и понятными каждому человеку, выросшему в России, в атмосфере её культуры, музыки и обычаев. Неслучайно сам Чайковский признавался: Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи. Русское в балете Щелкунчик обнаруживает себя не только в народно-песенных интонациях и даже, может быть, не в характере мелодий. Скорее, здесь следует отметить особую сферу чувств, обнаруживающую себя и в богатстве сказочных фантазий, и в широте мелодического дыхания, и в драматизме эмоциональных переживаний – вовсе не сказочных, не вымышленных, а по-настоящему серьёзных и глубоких. Слушая мелодию Па-де-де из балета Щелкунчик, удивляешься, как много в музыке от живой выразительности человеческой речи! Наверное, в этом её свойстве снова и снова обнаруживает себя происхождение мелодии от интонации человеческого голоса. Ей доступны малейшие оттенки – и вопрос, и восклицание, и даже многоточии. Вслушайтесь в интонационное развитие музыки этого фрагмента – и вы убедитесь, что в нём присутствует всё многообразие. (повторное слушание Щелкунчик Па-де-де). А в этот раз, когда будете слушать подумайте о том, какая это музыка, что происходит в данный момент в балете, или сказке, что она пытается донести до вас? (Ответы детей). А чем ребята, отличается музыка Моцарта и Чайковского? У Чайковского, как подлинно русского музыканта, нет неодухотворённых пейзажей, как нет и танцевальных мелодий, лишённых живого и яркого чувства. Одна из таких мелодий - Па-де-де из II действия Щелкунчика, которую выдающийся балетмейстер М.Петипа назвал потрясающей по своему воздействию. Эта мелодия, возникающая после неторопливого вступления, начинается сразу с высшей своей точки. Такой тип начала получил название вершина – источника: он, подобно водопаду, зарождается на высоте, и затем уже мелодия движется только вниз, растворяясь в пассажах аккомпанемента. Как это часто бывает в музыке, в диалог вступает другая тема, вносящая в развитие музыкального повествования учащённое биение ритмического пульса, на фоне которого звучит её взволнованная мелодия.
-Послушаем еще один фрагмент балета Чайковского Вальс цветов…
-Какие чувства передает музыка?
Подберите эпитеты для характеристики этой музыки, записанные на доске:
Взволнованная
Грозная
Возвышенная
Чувствительная
Яркая
Добрая
Романтичная …
-Какие прилагательные вы бы добавили к этому ряду?
Просмотр мультфильма.
Внимательно слушают и отвечают на вопросы.
Участвуют в учебном диалоге, высказывают свои мнения и впечатления от прослушанной музыки.
Слушают объяснение учителя.
Слушают музыку, принимают участие в её анализе.
Слушают музыку, принимают участие в её анализе.
К: Участвуют в учебном диалоге.П: Развитие певческих и слушательских способностей.
Познавательные: Умение строить речевые высказывания о музыке.
Личностные: Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству.
Регулятивные: учатся воспринимать музыку как образное искусство.
Предметные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Личностные: Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения.
Предметные: Учатся понимать особенности музыкального языка.
5.
Физкультминутка
1
Физкультминутка №3 из папки Физкультминутки
Выполняют упражнения
Личностные: р-е навыков сотрудниче-ства. Формирование положительного отно-шения к здоровому образу жизни.
6.
Закрепление темы урока
3
-Я думаю, чтобы получить полное представление о красоте музыки Чайковского и значении его балета в русском искусстве, нужно увидеть воочию сам балет. Мы, к сожалению, не можем этого сделать в театре , но можем просмотреть фрагмент балета в записи, в Интернете
Просматривают фрагмент балета. Высказывают свои впечатления от увиденного.
Личностные:формиро-вание положительно-го отношения к искусству.
7.
Вокально-хоровая деятельность
12
- Настало время и для пения. Какую песню учили на прошлом уроке? ( Любимая школа (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова) . А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Послушайте упражнение для распивания…
Повторение песни Любимая школа.
Разучивание произведения: Шаинский Пропала собака
1)слушание записи +;
-Какие чувства мы испытали, когда прослушали песню? О чём она? (Ответы детей.) Встречались ли вы в жизни с такими ситуациями? А у вас есть домашние питомцы? Расскажите о них… Почему человек должен заботиться о своих младших друзьях?
2)знакомство с текстом;
3)заучивание текста;
4)разучивание мелодии по фразам, закрепление исполнения по куплетам под запись мелодии (-);
5)работа над дикцией, чистотой интонирования, выразительностью исполнения.
Разучивание произведения. Выполнение упражнений.Исполнение песни.
Предметные: Развитие певческих и слушательских способностей.
8.
Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценка работы на уроке.
2
-Ребята, за эти несколько уроков мы с вами уже достаточно много узнали и композиторах и о их произведениях, а так же мы даже окунулись в мир искусства. Подведем итоги работы по теме Мелодия. Дайте определения музыкальных понятий, которые видите на доске:
-мелодия
-серенада
-реквием
-лакримоза
-па-де-де
-зерно-интонация.
-Произведения каких композиторов мы слушали? Назовите.
-Вспомните разные мелодии, которые бы выражали грусть…напряженность…радость… печаль…
- Какая работа на уроке вам особенно понравилась? Что было сложно для вас? Что нужно повторить, закрепить? Что бы вы хотели повторить на следующих уроках? Что было непонятно на уроке?
Сообщение оценки за урок всему классу и отдельным учащимся.
Обобщают изученное, ответив на вопросы.
Принимают участие в рефлексии учебной деятельности.
Регулятивные: осмысливают учебный материал.
Регулятивные : коррекция и оценка своей деятельности на основе критерия успешности.
Личностные : способность к принятию адекватной оценки, критичность к собственной деятельности.
9.
Домашнее задание
1
Изучить параграф учебника Мелодия угадывает нас самих. Подобрать пословицы о дружбе человека и животных.
Записывают домашнее задание в дневник.
Личностные: способность к самоорганизации
HYPER13PAGE HYPER15
5