"Компьютерные технологии в деятельности учителя музыки"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Компьютерные технологии в деятельности учителя музыки"
Автор: Минхазова Диана Мансуровна

Д.М.Минхазова, преподаватель духовых инструментовМБОУДОД «Детская школа искусств» Нижнекамского муниципального района Республики ТатарстанКомпьютерные технологии в деятельности учителя музыки.Как много новых технологийК нам с новым веком в класс пришло!Забудем, как считали на листочкахИ графики по клеточкам вели.Сейчас возможности открыл компьютер.Дерзай! Учись! Твори! За последнюю четверть века отношение к педагогическому труду принципиально изменилось. Приоритет в характеристике современного педагога отдается его готовности к исследовательской деятельности, позволяющей проявить собственную позицию в решении профессионально значимых педагогических проблем. Современная ситуация требует подготовки квалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в собственный трудовой процесс новейших и прогрессивных разработок. Одной из глобальных проблем современного мира является проблема информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой деятельности. Причина тому - повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т. е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Наиболее важным в принципиальном отношении свойством ПК является то, что он вводит в мир новый способ сохранения и распространения информации – цифровую магнитную запись, и, соответственно, - новые носители информации (компакт-диск или USB- носитель). Любой новый материал вместе со своим появлением вызывает к жизни и соответствующие способы его обработки. Другой гранью проблемы компьютеризации образования является необходимость глубокой научной проработки всех аспектов компьютеризации учебного процесса. Появление компьютера вызвало необходимость фундаментального исследования самой физиологии нового трудового процесса (длительная работа за ПК), своеобразия процесса восприятия и усвоения компьютерной информации, изменений в механизмах работы памяти (мнемотехника), разработки новых санитарно-гигиенических норм для занятий с компьютером в условиях школы и т.д. Кроме того, компьютерные материалы, в силу их высокой специфичности, вызвали к жизни огромное количество разнообразнейших методических новаций. Глубокий анализ всего комплекса имеющихся наработок, выявление в них принципиальных основ и объединение в целостную систему научных представлений о педагогике ХХI столетия – это вторая, несравненно более значительная и масштабная грань проблемы компьютеризации образования. Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи:• необходимо изменить роль ученика на уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т. д.) позволяет добиться желаемого результата в обучении.• одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для любого возраста. Формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально становится базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту. Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться. Насколько необходимы новые музыкальные технологии сельским детям? Удаленность сельских школ от очагов культуры не должна влиять на уровень духовно-культурного развития детей, а значит именно в сельской школе информационные и музыкально-компьютерные технологии должны стать приоритетными. Конечно, при подготовке к урокам музыки проявляются исследовательские способности педагога. Нужно создать правильные обучающие дидактические материалы о композиторе, о музыке, о произведении или найти их в интернете. Самое главное условие для педагога – это заинтересовать школьника. Для педагога-вокалиста исследовательская работа заключается в «исследовании компьютера» при подборе или записи аранжировок, минусовок. Для педагога-теоретика исследовательская работа заключается в подборе и создании игр и «угадаек» по пройденному материалу. Принципиально новые возможности открытия музыкальной культуры учениками и преподавателям предоставляет телекоммуникационная технология, а именно ИНТЕРНЕТ. На сегодняшний день немало школ изучает, как можно лучше всего использовать интернет для себя, а современный педагог-музыкант старается найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широчайшую информацию учащимся о его предмете. Получение и обработка через интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса учеников к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства. Он содержит в себе прочтение текстов, статей, художественных произведений, прослушивание радиопрограмм и музыкальных фрагментов, анализ и получение широкой информации из всего мира по вопросам музыкального искусства. И все это осуществляется через сеть ИНТЕРНЕТ. Учитывая перспективы дистанционного обучения, а именно электронной почты и сети Интернет, можно ожидать, что эта форма музыкального обучения станет одной из наиболее распространенных в XXI столетии, помогая ученикам развивать свой интерес в области музыкального искусства. Также сеть интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность обучения музыке. Таким образом, информационные технологии в музыке являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса. И в заключении отмечу, что перспектива пришедшей массовой компьютеризации обучения создает необходимость большого целенаправленного труда в данной сфере: нужны глубокие и разносторонние исследования процесса обучения с точки зрения целесообразности и эффективности внедрения персонального компьютера, детальная разработка конкретных методик, в конечном счете – создание принципиально новой модели всего процесса обучения. Значение компьютера как инструмента педагогического труда вышло далеко за рамки очередного технического средства обучения и расценивается в настоящее время как самый мощный и объективный фактор эволюции всех систем образованияСписок используемых источников.1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для высших учебных заведений - М.,2004.2.Буняев М. Подготовка учителя-решение проблемы информатизации. Информатика и образование, 1991. №43. Бороздин А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2009. №54.Донской М.В. Мультимедиа иф или реальность? Мир ПК,1993.№45. Красильников И. Содержание и методы обучения музицирования на компьютере в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003. №1 с.586. Интернет и музыкальное образование школьников. Искусство и образование.2000.№1, с.45-50