Знакомство с гномом "экономом"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Знакомство с гномом "экономом"
Автор: Чекурова Елена Геннадьевна
Знакомство с гномом « Экономом»Цель: Выявление уровня знаний детей по экономическому воспитанию.Задачи: 1.Познакомить детей с понятием экономика, как наука ведения домашнего хозяйства.2.Формировать представления о потребностях, как желаниях и нуждах человека.3.Развивать экономическое мышление, внимание, память.4.Воспитывать культуру речевого экономического общения.Оборудование: игрушка гнома, конверты с заданиями, таблица «Потребность и профессия», слова – отгадки на карточках, рисунки детей о потребностях человека.Методические приемы: рассказ воспитателя, сюрпризный момент, дидактические игры, художественное слово, физкультминутка, игра- драматизация, разгадывание кроссворда.Ход:I. Организационный момент.(Показываю игрушку гнома)-Он желает всем удачиЗа работу, в добрый час!II. Знакомство со словом «экономика».(Рассказ воспитателя) Каждый день вы слышите по радио или телевидению слово «экономика». Знаете ли вы, что оно обозначает? С экономикой сталкивается любой человек рабочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник. Экономика-это отношения между людьми, которые у них складываются, когда одни создают товар, продают его или покупают. Товаром может стать все, что продается и покупается. Это могут быть разные вещи, услуги (подстричь - в парикмахерской, отправить письмо - на почте). А также произведения искусства: стихотворение, картина. Идеи тоже продаются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идет на продажу, за нее выплачивается заработная плата. Вы едете на автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смотрите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами. В основе этого слова стоит слово «йокос»: на древнегреческом языке оно означает «дом». А буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». С того, что нас окружает, с домашних дел и забот начинается наша экономическая жизнь. Чем она дает о себе знать? Прежде всего - ценой. Каждая вещь в вашем доме - имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это дорого, а это в самый раз, можно покупать. Деньги, что у нас в кармане, - кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу, и рынок живет веселой жизнью: каждый получил свое, всем хватило, все довольны. Но так бывает не всегда. И вместе со словом экономика мы слышим слова: рыночная экономика, кризис и т. д. Об этом более подробно вы будете говорить в старших классах, а сегодня мы должны выяснить, из чего состоит экономика. На какие части ее можно разделить.- А сейчас мы будем выполнять задания гнома Эконома. I этап «Что человеку надо?» Ответ на этот вопрос поможет дать гном Эконом, который предлагает внимательно послушать отрывки из стихотворений А.Л. Барто.У солнышка есть правило:Оно лучи расправилоРаскинуло с утра-И на земле жара. Что человеку надо? (тепло)Жарко, жарко, нету сил!..Пить прохожий попросил:-Вовка - добрая душа,Дай напиться из ковша.Что человеку надо? (вода). Девочки и мальчикиПрыгают от радости:В каждом чемоданчикеЯблоки и сладости.Что человеку надо? (пища)На Андрейке - телогрейки,Кофты, рукавицы,Полосатый шарф АндрейкеПринесли сестрицы.Что человеку надо? (одежда). Как большой, сидит АндрюшкаНа ковре перед крыльцом.У него в руках игрушка -Погремушка с бубенцом.Что человеку надо? (игрушка). Итак, потребность - это то, в чём нуждается человек. Есть потребности, присущие всем людям: тепло, вода, одежда и т.д. А есть потребности, которые проявляются не у всех, например, игрушки нужны только детям. II этап «Как ты думаешь?» Гном Эконом прислал задание каждому из вас: найти рисунки, на которых изображены потребности, присущие всем людям, и раскрасить их.Каждой из микрогрупп выдается карточка для раскрашивания. Дети совещаются, коллективно выполняют работу, а затем выполняют свой выбор.Физминутка.А теперь, ребята, встали.Быстро руки вверх поднялиВ стороны, вперед, назад.Повернулись вправо, влево,Тихо сели - вновь за дело.III этап. « Загадки от гнома Эконома». Вам нужно отгадать загадки о профессиях людей, которые помогают удовлетворить указанные потребности и заполнить таблицу. Загадки Отгадайте, кто я?Кто в дни болезнейВсех полезнейИ лечит насОт всех болезней? (доктор)Я профессию свою,Если нужно пропоюИли воплощу в балете,В жестах, в гриме, в силуэте.Трагик я и юморист,Ночью, в полдень, на рассветеСлужбу я несу в секрете,На тропе, на берегу, Преграждая путь врагу. (пограничник) Учит он читать, писать,Быстро, правильносчитать (учитель)Что человеку надо?Кто рубашку нам сошьет? (швея)Все зовут меня...( артист)IV этап. «Назови слово».Инсценирование стихотворения “Так на так ” А.Л. БартоРешили два ИванаМеняться без обмана.А что менять не в этом суть,Хоть что-нибудьНа что-нибудь.Игрушечного зайкуНа гвоздики и гайку,А гвоздики и гайкуПотом опять на зайку.Друзья не ищут выгод,Им пошуметь, попрыгать,Кричать:- Меняю кошкуНа сломанную брошку,А сломанную брошкуПотом опять на кошку!Решили два ИванаМеняться без обмана.А что менять - не в этом суть,Хоть что-нибудьНа что-нибудь.Так целый день менялисьИ при своем остались.Как же называется обмен, который пытались совершить два Ивана? (бартер) V этап « Разгадай кроссворд».1.У горы крутойСтоит великан с железной рукой.2.Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.Больше греться не хочу.Крышка громко зазвенела:“Пейте чай, вода вскипела!”З.Я - вместе брюки и пиджак.А называют меня как? 4.Их валяли да валяли, Чтобы мы их надевали.5.Нам его дала корова,Надо пить, чтоб быть здоровым.6.Стоит бычище,Проклеваны бочища.7.Этот конь не ест овса,Вместо ног- два колеса.Сядь верхом и мчись на нем,Только лучше правь рулем. 8.В снежном поле по дорогеМчится конь мой одноногийИ на много-много летОставляет синий цвет.9.Спозаранку за окошкомСтук, звон, и кутерьма.По прямым стальным дорожкамХодят красные дома Ответы:Экскаватор.Чайник.Костюм.Валенки.Молоко.Дом.Велосипед.Ручка.Трамвай.ИТОГ: Итак, с каким же новым словом мы сегодня познакомились? Прочитайте в выделенном столбце. (Экономика). Что оно обозначает? (Хозяйство). Что нового вы еще сегодня узнали?Терминологический словарьЭкономика - это любая человеческая деятельность, непосредственно связанная с обеспечением или улучшением материальных условий жизни общества, народности, населения страны или (в отдельных случаях) конкретного индивидуума Бюджет - схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.Пенсия - регулярное (ежемесячное) пособие, выплачиваемое лицам, которые: достигли (пенсии по старости), имеют ,потеряли кормильца.Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный , принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с и в целях финансового обеспечения деятельности и (или) .Инфляция - повышение общего уровня на и . Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.Бизнес - деятельность, направленная на получение ; любой вид деятельности, приносящий доход.Труд - целесообразная, сознательная человека, направленная на удовлетворение индивида и . Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством эксплуатации наёмных рабочихВыгода - , .Доход - или , полученные , или в результате какой-либо деятельности за определённый период времениПрибыль - положительная разница между суммарными и на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Заработная плата- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. Стипендия - нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся, как правило, средних специальных и , а также и .Список литературыБелокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63.Голуб, Л. А. Экономическое воспитание дошкольников / Л. А. Голуб // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С.34-35.Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 118.: ил.Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.- М., 2002.Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. М.,1992.Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М., 1989Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику.- СПб., 2001.Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-мет. Пособие. М., Педагогическое общество России, 2005.