"Зимний пейзаж"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Зимний пейзаж"
Автор: Степанова Марина Анатольевна

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитиюЦель: формировать представления о нетрадиционных техниках рисования.Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обобщить знания о зиме;- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «печать поролоном», рисование зубной щеткой и ватными палочками.- познакомить с картинами известных художников-пейзажистов;- закрепить понятие «пейзаж»;Коррекционно-развивающие:- развивать чувство цвета, формы и композиции.- развивать творческую деятельность.- развивать речь.Коррекционно-воспитательные:- воспитывать аккуратность, самостоятельность;- воспитывать любовь к родной природе;- вызвать эмоциональный отклик на произведения художников и композиторов.Оборудование и материалы: Аудиозаписи: музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зима»», «Декабрь»; звуки метели. Компьютерная презентация с пейзажами известных художников. Костюмы: 3 шапочки для зимних месяцев; костюм для Лета. Календарь с зимними пейзажами; портрет П.И. Чайковского. Раздаточный материал: картинки с изображениями пейзажей разных времен года; тонированная бумага голубого цвета с силуэтами деревьев, ёмкости с гуашью белого цвета, зубные щетки, ватные палочки, поролон, прищепки, влажные салфетки для рук.Ход занятия:Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло на наше занятие, давайте поздороваемся с ними.Дети здороваются с гостями.Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:Раскрыла снежные объятья,Деревья все одела в платья.Стоит холодная погода.Какое это время года?Дети: ЗимаВоспитатель: Правильно, зима. Ребята, А вы знаете, что у каждого времени года есть своя музыка, свои звуки. Вот осенью мы услышим шелест листьев под ногами, летом – шум зеленого леса, весной – звук капели. А какие звуки природы мы можем услышать зимой?Дети: Хруст снега, звук метели.Воспитатель: Правильно звук метели, вьюги.Давайте послушаем музыку зимней природы.Звучит звук метели.На стульчике потягивается и просыпается Лето. Подходит к детям.Лето: Здравствуйте, ребята.Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?Лето: Я Лето теплое, Лето красное, Я люблю солнышко ясное.Воспитатель: Лето, но твое время еще не настало, ты рано проснулось, на улице зима холодная со снегом, метелями, ты замерзнешь.Лето: Зима? А я никогда не видело зиму, я так хочу посмотреть на зимнюю природу.Воспитатель: Что же делать? Надо позвать зимние месяцы, может, они нам подскажут, как показать нашей гостье зиму. А поможет нам в этом волшебный календарь.Воспитатель показывает детям волшебный календарь с зимними пейзажами.Но сначала надо кому-то из вас открыть первую страницу волшебного календаря. Алеша, подходи к календарю, ты у нас будешь первым зимним месяцем. Ребята, а кто помнит, как он называется?Дети: Декабрь.Воспитатель: Открываем календарь В гости к нам идет Декабрь.Воспитатель надевает шапочку на ребенка, изображающего месяц декабрь. Воспитатель: Ребята, а вот и первый месяц зимы – декабрь. Ребята, а вы знаете, что в старину, в народе декабрь назывался «хмурень», потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, дни были хмурыми и  бессолнечными.Декабрь: Я – декабрь, старший сын,Льда и снега господин.Я работы не боюсь,Днём и ночью я тружусь:Землю снегом посыпаю,Речки льдами покрываю.Чтобы дети не скучалиВ эти зимние деньки,Чтобы смело доставалиСанки, лыжи и коньки!Воспитатель: Братец Декабрь, подскажи, как нам показать Лету красному зимнюю природу, ведь на улице лето замерзнет, там очень холодно.Декабрь: Мы можем показать, как зимнюю природу изобразили художники в своих картинах.Воспитатель: Молодец, братец Декабрь. Ребята, а как называются картины, на которых изображена природа?Дети: Пейзаж. Воспитатель: Правильно, ребята, пейзаж. О красоте зимней природы поэты слагают стихи, художники пишут картины, а композиторы сочиняют музыку. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский написал целый цикл произведений, которые так и называются «Зима». Сейчас во время просмотра картин известных художников с зимними пейзажами будет звучать произведение П. И. Чайковского «Декабрь».Просмотр презентации «Зимний пейзаж в картинах известных художников» в сопровождении музыки П.И. Чайковского «Декабрь».Воспитатель: Ну что, Лето красное, понравилась тебе зимняя природа?Лето: Да, мне очень понравились зимние пейзажи, они такие красивые.Воспитатель: А к нам тем временем торопится второй зимний месяц, ребята, как называется второй месяц зимы?Дети: Январь.Воспитатель: Игорь, ты будешь январем, подходи, переворачивай страницу нашего волшебного календаря.Открываем календарь,В гости к нам идет Январь.Воспитатель надевает шапку на ребенка, изображающего месяц январь.Ребенок: Как обычно в январеМного снега во дворе,Но беда невелика –Слепим мы снеговика!Воспитатель: Ребята, январь в старину называли «лютовей», потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Рассказывай, братец Январь, с чем к нам пожаловал?Январь: Я приготовил для ребят задание, оно в этой шкатулке (показывает шкатулку). Дидактическая игра «Найди зимний пейзаж»В шкатулке картинки с изображениями пейзажей, надо выбрать из них только зимние пейзажи и прикрепить их на мольберт, если пейзаж не зимний, то его надо положить обратно в шкатулку.Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, а к нам тем временем спешит третий зимний месяц, кто помнит его название?Дети: Февраль.Воспитатель: Алеша, ты будешь Февралем, подходи, переворачивай страницу нашего волшебного календаря.Открываем календарь,В гости к нам идет Февраль.Воспитатель надевает шапку на ребенка, изображающего месяц февраль.Воспитатель: Февраль в народе называли «ветродуем», «снеговеем». В этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы,  и именно в это время выпадает больше всего снега.Ребенок:В феврале метель гуляет, Снегом город заметает.Заметает все пути, Не проехать, не пройти.Воспитатель: Рассказывай, братец Февраль, чем порадуешь нашу гостью?Февраль: Я принес с собой звук метели, пусть Лето послушает, как метелица гуляет по полям, по лесам.Воспитатель: Да ребята, не всегда зима тихая. Иногда бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает с земли снег до небес. Звучит звук метели. Под звуки метели проводится физкультминутка.Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)И вздымает снега тучу (Приседают, потом встают, разводят руки в стороны)Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)Зайцы прячутся в кустах. (Имитируют)Даже хитрая лисаПритаилась и сидит, (дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем всю красоту зимней природы и леса изобразить на бумаге. Но рисовать мы сегодня будем не обычным способом, а с помощью поролона, зубной щетки и ватных палочек. Посмотрите, в нашей мастерской все уже готово к работе. Перед вами лежит лист голубой бумаги, на нем изображены силуэты кустов и деревьев, как вы думаете, можно ли эти картины назвать зимним пейзажем? Чего не хватает на этих картинах? Дети: Нет, нельзя, на них не хватает снега, облаков.Воспитатель: Правильно, ребята, не хватает снега на наших пейзажах. Сначала макаем поролон в белую краску и покрываем краской веточки деревьев, чтобы не испачкать руки поролон можно держать с помощью прищепки. После того, как мы покрыли наши деревья снегом, начинаем рисовать сугробы. Берем зубную щетку, обмакиваем ее в краску и волнообразными движениями рисуем сугробы. Затем рисуем снежинки. Для этого воспользуемся ватными палочками и нарисуем по всему фону падающий снег. С помощью поролона можно нарисовать плывущие по небу облака. Пальчиковая гимнастика (с прищепками)Раз, два, три, четыре, пять –Будем зиму рисовать. (Дети попеременно зажимают прищепкой кончики пальцев левой руки)Нам не нужен карандаш – Нарисуем мы пейзаж. (Дети попеременно зажимают прищепкой кончики пальцев правой руки)Воспитатель: Приступаем к рисованию зимнего пейзажа. А чтобы во время рисования у вас было волшебное зимнее настроение, будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского «Зима».Самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение.Воспитатель: Лето, посмотри, какие чудесные зимние пейзажи получились!  На них лес словно сказочный, волшебный, чудесный, великолепный! Вот такая наша зимушка - зима!А нам пришла пора прощаться с нашей гостьей.Отправляется Лето спать,Чтобы видеть зимние сны.Приходи к нам, Лето, опять, Будем ждать тебя после весны. Дети прощаются с Летом. Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша встреча? Чем она вам понравилась? Что такое пейзаж? Каким необычным способом мы научились рисовать пейзаж