рабочая программа по Астрономии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: рабочая программа по Астрономии
Автор: Наталья Владимировна Деменкова
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области«Средняя школа № 1 (очно-заочная)»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Астрономия»_____________________________________12 класс_________________________на 2017 – 2018 учебный год Составители программы:учитель физики высшей категории Деменкова Н.В.учитель физики высшей категории Шабалина Л.Н.г. Омск –2017Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предметаАстрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Наряду с другими учебными предметами её изучение будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся.Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Механика, математический анализ развиты Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом строятся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология. Астрономия пронизывает и лежать в основе современного естествознания. Цели изучения астрономииИзучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;формирование научного мировоззрения;формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.Рабочая программа по астрономии составлена на основе следующих нормативных документов:Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” с изменениями и дополнениями).Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. №1089».Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 года № ТС-194/08. «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».Учебного плана КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)» на 2017-2018 учебный год, разработанного на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования Российской федерации (приказ № 1312 от 09. 03. 2004г.).Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 с изменениями). Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».Примерная рабочая программа «Астрономия». Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. 32 с. — (Сферы 1-11), (под редакцией В.М. Чаругина).Место предмета в учебном плане и изменения, внесенные в авторскую программуВ связи с изменениями, внесенными в федеральный компонент государственного образовательного стандарта от 07 июня 2017г. № 506, вводится предмет «Астрономия». На основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 изучение учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.В учебный план КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)» на 2017-2018 учебный год введен учебный предмет «Астрономия» в 12 классе. КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)» перераспределила часы внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки (с учётом утверждённых ). Обучение в школе осуществляется в очно-заочной форме, которая предполагает сокращение аудиторных часов в учебном плане и изучение отдельных тем учебного предмета «Астрономия» самостоятельно. Контроль изученного материала выносится на зачет. Аудиторные часы реализуются за счет часов, отведенных на изучение темы «Строение и эволюция Вселенной» в учебном предмете «Физика».Рабочая программа по астрономии составлена на уровень среднего общего образования на основании Примерной рабочей программы «Астрономия», опубликованной в методическом пособии под редакцией В.М. Чаругина. В пособии даны рекомендации по изучению тем, составляющих содержание курса астрономии базового уровня. Содержание курса реализуется за 36 часов из расчёта 1 ч в неделю. По учебному плану школы содержание курса «Астрономия» реализуется за 35часов из расчёта1 ч в неделю: 0,25 ч.- аудиторные часы и 0,75 ч. – самообразование. Аудиторные часы распределены по учебному году следующим образом: 0,5ч. во втором полугодии. В течение года учителями проводятся индивидуальные консультации.В 2017-2018 учебном году школой выбран модульный принцип изучения учебного предмета «Астрономия». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, с учётом календарного учебного графика школы. Четвертый модуль предполагает проведение групповых консультаций по основным темам учебного предмета, которые выносятся на зачёт. Прохождение 3 и 4 модулей пересекается во времени.Содержание и объем курсаВведение в астрономиюСтроение и масштабы Вселенной, современные наблюдения. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселеннаярасширяется.Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.АстрометрияЗвёздное небо и видимое движение небесных светил. Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца поэклиптике.Движение Луны и затмения. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затменийВремя и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного солнечногокалендаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианскийкалендари.Небесная механикаГелиоцентрическая система мира. Представления о строении Солнечной системы вантичные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них,парсек.Законы Кеплера. Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.Строение Солнечной системыСовременные представления о Солнечной системе.Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты- гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.Планеты земной группы. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса иДеймоса.Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.Метеоры и метеориты. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.Астрофизика и звездная астрономия Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю ибиосферу.Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.Основные характеристики звёзд.Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры.Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и ихпараметры.Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновыхзвёзд.Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.Млечный Путь–наша Галактика. Газ и пыль в Галактике. Какобразуютсяотражательныетуманности.Почему светятсядиффузныетуманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружениевцентре Галактики сверхмассивнойчерной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновыхзвёзд.Галактики.Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них.Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр вних.Скопления галактик. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скопленийгалактик.Строение и эволюция Вселенной. Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи вней.Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемыесвойствареликтовогоизлучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.Современные проблемы астрономии. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.Обнаружение планет возле других звёзд.Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни наних.Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.Программно-методическое обеспечениеТематическое планирование по предмету: астрономияКласс: _______________ Форма обучения: очно-заочнаяКоличество часов: по программе _____по учебному плану______по тематическому планированиюЧасов в неделю _______Плановых контрольных работ: Зачетов: Административных контрольных работ:Контрольных работ по линии МО:Тематическое планирование составила: __________Планирование групповой консультацииПланирование групповой консультации на 2017-2018 учебный годТребования к уровню подготовки выпускниковВ результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:знать/понимать:смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;смысл физического закона Хаббла;основные этапы освоения космического пространства;гипотезы происхождения Солнечной системы;основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;уметь:приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях.