"Система инклюзивного образования в ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Система инклюзивного образования в ДОУ"
Автор: Кузьминых Елена Владимировна

«Система инклюзивного образования в ДОУ»Актуальность проблемы коррекционно-оздоровительной работы в ДОУ определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 4%. (см слайд – сравнение по годам). За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью.Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии.Так, на начало учебного года 255 воспитанников ДОУ распределены по группам здоровья следующим образом:1-я группа (абсолютно здоровые дети) - 4 ребенка2-я группа (имеющие морфо-функциональные отклонения) - 179 детей3-я группа (хронически больные в компенсированной форме) - 65 детей5-я группа (дети-инвалиды) – 7 детейИ основная масса детей получают эту группу на врачебной комиссии перед поступлением в ДОУ. Повлиять на данную ситуацию коллектив не в силах. Это результат действия экологических и техногенных факторов. Анализируя данные по заболеваемости (за год) наглядно видно, что при относительно «ровном» и постоянном количестве случаев заболевания в течение нескольких лет, весьма значительный скачок произошел в 2012году. Увеличилось количество случаев заболевания, как среди детей ясельного возраста, так и среди дошкольников. Причины:
  • Сравнительно позднее начало отопительного сезона (неполадки в отопительной системе ДОУ)
  • «Вспышка» ветряной оспы в 5 группах (совместные выходы из групп, контакт между братьями и сестрами)
  • Отсутствие системы работы и контроля (в адаптационный период, по коррекционно-оздоровительной работе)
  • - а также одна из причин - обобщенный показатель здоровья снижается. Уменьшается количество детей, ни разу не болевших в учебный год. В среднем по группам это 2 – 3 ребёнка.Таким образом, явно видна необходимость отладки системы коррекционно-образовательной деятельности ДОУ для повышения уровня оздоровительной деятельности.Медицинским персоналом была составлена циклограмма мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ – раздать план мероприятийТворческой группой педагогов ДОУ в 2017 году была разработана «Программа развития ДОУ», в которой основные моменты всей системы коррекционно-оздоровительной работы можно представить в виде модели и состоит она из 4 блоков Удобнее представить содержание этой модели через взаимодействие субъектов коррекционно-оздоровительной деятельности. В системе есть как направления работы, присущие конкретному субъекту деятельности, так и поля их тесного взаимодействия. Например: Направления работы конкретно с педагогами – Методические мероприятия, контроль, самообразование педагогов..И поле взаимодействия педагогов и детей – закаливание, коррекция зрения…Была составлена блок-схема организации взаимодействия ДОУ и семьи. А также содержание работы в этих блоках и модель и тактика работы воспитателя с родителями в помощь педагогам.Консультационный пункт работает на базе ДОУ уже несколько лет. Не хватает широкой рекламы для более активного спроса пункта.Не будем подробно останавливаться на структуре взаимодействия педагогов и родителей. Рассмотрим «поле» взаимодействия педагога и дошкольника:Закаливание. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Мы разработали систему закаливания, предусматривающую разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи со временем года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия. В течение года рекомендации по проведению закаливающих процедур дает ст.медсестра.    При закаливании руководствуемся определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка.    основана на воздействии на организм ребенка природных факторов: воздуха, воды, солнечных лучей и рефлекторные способности организма.В группах имеются паспорта здоровья групп, индивидуальные паспорта здоровья, а также оформлены панно «Дневничок здоровья», где ребенок сам оценивает качество проведения оздоровительных мероприятий.Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корректирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, досуги помогают решению оздоровления детей. Раздать организацию двигательного режимаЕсли физкультурно-оздоровительная работа проводится в системе и постоянно, то результатом становится – повышение показателей развития физических качеств.На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.Поэтому, перед нами встала необходимость активизации методической работы по данному направлению, в разработке программы " Здоровья", которая бы отражала систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению детей, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении. Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корректирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, досуги помогают решению оздоровления детей. В течение дня дети имеют возможность несколько раз позаниматься на спортивных комплексах.Содержание физвоспитания в нашем ДОУ включает:
  • физзанятия, физдосуги, праздники;
  • творческие недели ЗОЖ;
  • прогулки два раза в день;
  • прием детей и занятия на воздухе в теплый период года;
  • утренние разминки и после сна;
  • физминутки, зрительную гимнастику с помощью тренажера, самомассаж, режим динамических поз в структуре других занятий;
  • психогимнастику;
  • музыкально-ритмические занятия;
  • самостоятельную двигательную деятельность детей.
  • Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателями детского сада в плане физвоспитания.