календарно-тематическое планирование к урокам окружающего мира


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: календарно-тематическое планирование к урокам окружающего мира
Автор: Иванова Юлия Петровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа составлена Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР . Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, изучаемых в рамках предмета, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с ПрАООП заключается в формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе. В соответствии с ПрАООП определяются общие задачи предмета:
  • сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
  • развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
  • В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
  • формирование знаний о Родине, ее столице, многонациональном народе;
  • уточнение существующих и получение новых знаний об условиях жизни людей, растений и животных, бытовых и природных явлениях;
  • формирование и уточнение пространственно-временных представлений;
  • формирование представлений о многообразии растительного и животного мира и начальных экологических представлений;
  • расширение круга представлений о ближайшем и более удаленном социальном окружении;
  • выработка умения взаимодействовать с окружающим миром и формирование знаний о безопасном поведении;
  • формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, познавательной мотивации.
  • В соответствии с ФГОС именно в 1 дополнительном классе обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья. Место предмета в учебном плане Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с ПрАООП позволяет получить:Личностные результаты:
  • осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
  • осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
  • готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
  • - личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России;
  • - эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;
  • - установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Водоёмы, их разнообразие (море, река, озеро); использование человеком.Значение воздуха для растений, животных, человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности нервной системы. Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Россия на карте. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр идр. Россия — многонациональная страна. Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Многонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны.Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослымвои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, Правила безопасной жизниЦенность здоровья и здорового образа жизни.Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Составление режима дня школьника. Правила безопасного поведения в природе.Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.Таблица распределения учебных часов по четвертям: