«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики у обучающихся основной школы с помощью приемов технологии развития критического мышления»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики у обучающихся основной школы с помощью приемов технологии развития критического мышления»
Автор: Дорожко Татьяна Александровна

«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики у обучающихся основной школы с помощью приемов технологии развития критического мышления»Технология развития критического мышления основана на такой системе обучения, которая побуждает к активной самостоятельной деятельности обучающихся, позволяет использовать творческий подход для решения поднимаемой на уроке проблемы, способствует формированию познавательных УУД, определённых ФГОС.Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы школьникам в последующей жизни (работать с информацией, умение принимать взвешенные решения, выделять главное и второстепенное, анализировать разные стороны явлений).Таким образом, выявлено противоречие между социальным заказом современного информационного общества на личность, которая готова к самообразованию посредством познавательных универсальных учебных действий, и недостаточным теоретическим и практическим обоснованием возможностей её формирования в условиях общеобразовательной организации с помощью приёмов технологии развития критического мышления на уроках информатики.Изучив основы познавательных учебных на уроках у обучающихся школы с приемов развития мышления, проанализированы государственный стандарт общего (далее – ООО) с выявления познавательных учебных , были особенности приёмов развития мышления для познавательных учебных , а также теоретические формирования универсальных действий с технологии критического на уроках у обучающихся школы. мышление быстрее, на уроках учащиеся школы не пассивными , а постоянно ищут , соотносят то, что они с собственным опытом, полученное с другими в данной и других знания ( привычным , самостоятельно внутрипредметные и связи) с приемов развития мышления, используя технологии критического , необходимо большое выработке , необходимых для обмена : терпимости, слушать , ответственности за точку . Таким , преподавателям удается приблизить процесс к жизни, за стенами комнаты. технологии мышления на информатики и ИКТ создать условия для и развития способностей . Для практического подтверждения эффективности формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики у обучающихся основной школы с помощью приемов технологии развития критического мышления было проведено психолого-педагогическое исследование на базе Муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №11» Левокумского муниципального района Ставропольского края с. Николо-Александровское. Были поставлены следующие задачи:
  • определить контрольную и экспериментальную группу;
  • провести уроки с использованием приемов технологии развития критического мышления;
  • выполнить анализ полученных результатов тестирования и сделать соответствующие выводы.
  • Целями эксперимента являлись:
  • формирование творческой личности, которая способна определенным образом обращаться с проблемами, в разных областях деятельности человека: которая умеет видеть, замечать проблему; желает её решить; вооружена методами решения проблем.
  • разработка и внедрение методического инструментария для решения проблемы формированию познавательных универсальных учебных действий с помощью приемов технологии развития критического мышления.
  • Программа проведения опытно-экспериментальной части работы предусматривала три главных этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.Для сравнительного эксперимента нам потребовалось две группы. В качестве этих групп выступили учащиеся 5 «а», 5 «б» классов. Учащиеся 5-го «а» класса в количестве 17-ти человек выступили в качестве экспериментальной группы, а учащиеся 5 «б» класса в количестве 17-ти человек выступили в качестве контрольной группы.На первом этапе, констатирующем, апробации проводилось исследование в виде тестовых заданий, направленное на определение качества знаний учеников по теме: «Информация». Тест состоял из 17 вопросов, включающий все темы и основные понятия. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали следующее: у детей экспериментальной и контрольной групп практически одинаковый уровень знаний по информатике. Второй этап работы, формирующий, включал в себя использование на уроках информатики приемов технологии развития критического мышления, направленный на повышение качества знаний по данной теме и развитие познавательных универсальных учебных действий. Экспериментальная группа изучала материал с применением приемов технологии развития критического мышления, тогда как контрольная группа изучала тот же материал без применения технологии развития критического мышления.С учениками 5 «а» класса были подробно рассмотрены несколько приемов технологии развития критического мышления .В начале изучения темы был использован прием «Верные и неверные утверждения». Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по теме «Информация». Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии необходимо вернуться к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными Впоследствии можно использовать «Лови ошибку».На доске заранее был подготовлен текст, содержащий ошибочную информацию, и учащимся было предложено выявить допущенные ошибки.Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:
  • На развороте доски записываются предложения с явными ошибками, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний.
  • На данном этапе ученики подводятся к теме урока и понимают важность такого термина как «информация» и связанными с ней процессами: хранение, обработка и получение.
  • На обороте доски были записаны предложения со скрытыми ошибками, которые можно установить, только изучив новый материал.
  • Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.После был использован прием «Пометки на полях»Во время чтения учебного текста по данной тематике дается целевая установка: по ходу чтения текста в учебнике делать в тексте пометки.Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.Уточнить маркировочные пометки:
  • Знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику.
  • Знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания.
  • Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
  • После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.Впоследствии можно использовать следующий прием:Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»Контрольный, третий этап исследования, проводился тем же методом, что и первый. Целью этапа было выявление изменений качества знаний учащихся по данной теме. В результате следует подведение итогов исследования.Результаты тестирования показали, что учащиеся 5-го «а» класса, изучавшие материал с использованием приемов технологии развития критического мышленияна уроках информатики, направленные на формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики у обучающихся основной школы, усвоили материал лучше, чем 5 «б» класс, изучившие раздел без применения технологии развития критического мышления. На диаграмме хорошо видно, что при формирования познавательных универсальных учебных действий с помощью приёмов технологии развития критического мышления на уроках информатики процент учащихся, усвоивших материал на оценку «отлично» в 5 «а» классе составил 70,6 % и этот показатель выше, чем в контрольной группе (в 5 «б» – 58,8 %). Процент учащихся, усвоивших раздел на «удовлетворительно» в экспериментальной группе составил всего 29,4 %, когда этот же показатель в 5 «б» был выше (41,2 %). По результатам тестирования можно сделать вывод, что изучение материала с использованием приёмов технологии развития критического мышления на уроках информатики дал более высокий уровень усвоения материала, что также показывает и более эффективное формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы.Работая по технологии развития критического мышления преподавателям удаётся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за пределами учебного кабинета, а, использование технологии развития критического мышления на уроках информатики повышает у обучающихся мотивацию к учению и интерес к дисциплине, способствует более эффективному овладению приёмами мыслительной деятельности в сфере информационных технологий.Поэтому, используя приемы технологии развития критического мышления, необходимо уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, преподавателям информатики удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Применение технологии критического мышления на уроках информатики и ИКТ позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся.