"Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию в курсе информатики основной школы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию в курсе информатики основной школы"
Автор: Волкова Наталья Эдуардовна

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, правилами, определениями, понятиями. Какие качества необходимы современному выпускнику? Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, кто-то о воспитании, о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, о формировании способности к саморазвитию. Однако все сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. "Главная цель воспитателя, - считал А. Дистервег, - должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”[4,c.87]. Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом. Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись. Сегодня социальный заказ на образование коренным образом отличается от предыдущего. Современная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Качество образования понимается как уровень специфических, метапредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.Таким образом, возникла необходимость изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Вызовы современности предопределили введение нового Федерального государственного образовательного стандарта, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ.В ФГОС ООО прописано: системно-деятельностный подход обеспечивает:
  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
  • Для реализации системно-деятельностного подхода, в частности, предполагается:
  • изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);
  • включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;
  • целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;
  • признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности[5].
  • Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели, контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности[19]. Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается системой следующих дидактических принципов:
  • Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  • Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  • Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  • Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  • Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  • Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  • Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности[19].
  • В системно - деятельностном подходе следует выделить пять основных компонентов:
  • учебно - познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»;
  • действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов;
  • планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»);
  • рефлексивно - оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)[31].
  • ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно - познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и другие, не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.От учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. В условиях введения ФГОС педагоги, сохраняя лучшие традиции российского образования, ориентируют ученика на новые образовательные результаты, отражающие не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности), но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся).Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; использование активных и интерактивных методик; участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности; вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность, обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование, коммуникативное взаимодействие.На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями. В практике работы активно используются следующие технологии для  реализации системно-деятельного подхода: проектное обучение, проблемное обучение, коллективная система обучения, дифференцированное обучение, развитие критического мышления, игровая деятельность, игровые технологии, ИКТ технологии что, несомненно, способствует формированию универсальных учебных действий.Реализация системно-деятельностного подхода формирует такие ключевые компетентности учащихся, как готовность к разрешению проблем,  самообразованию и самореализации,  использованию информационных ресурсов, социальному взаимодействию, технологическая компетентность, коммуникативная компетентность[37].