Образ русского солдата. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Бородино"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образ русского солдата. М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Бородино"
Автор: Чудинова Светлана Альбертовна
Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».Образ русского солдата - защитника Родины.Цели:образовательные: расширить знания обучающихся о творчестве М. Ю. Лермонтова, истории нашей Родины;развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); совершенствовать навык выразительного чтения поэтического текста;воспитательные: воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны и любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова.Оборудование: мультимедийный проектор, видеофрагменты по теме урока, тексты стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», фонохрестоматия «Слушаем актерское чтение».Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.Проверка домашнего задания.Чтение конспекта учащимися и беседа по вопросамI.Задания для создания диалоговой ситуации:1.Ответьте на вопросы:Когда и где родился М.Ю. Лермонтов?В каком месте будущий поэт провел свои детские годы?Какие таланты и дарования проявились у М.Ю. Лермонтова в детстве?Какое образование он получил?Какое стихотворение прославило его на всю Россию?За что он был сослан на Кавказ?При каких обстоятельствах и где погиб М.Ю. Лермонтов?2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы: «Через всю жизнь проносим мы образ этого человека – грустного, строгого, нежного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательным и беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого».(И.Л. АндрониковII. Актуализация знаний.Есть в истории нашей страны события, рассказ о которых хранится в памяти народной и передаётся из поколения в поколение. И примером этому является Отечественная война 1812 года. Именно о тех днях великий полководец, фельдмаршал М. И. Кутузов сказал: «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество».Именно к этим историческим событиям и обращается в творчестве русский поэт М.Ю. Лермонтов. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Бородино», постараемся понять замысел поэта, проникнуть в секреты его творчества.(Запись темы урока)III. Виртуальное путешествие в музей-заповедник Тарханы.Детские годы будущего поэта проходили в усадьбе Тарханы Пензенской губернии. С ранних лет Лермонтов наблюдал жизнь барской усадьбы, учился народной речи, слушая предания и песни об Иване Грозном, Степане Разине, Иване Пугачеве. О войне 1812 года он узнал из рассказов Афанасия Алексеевича Столыпина, брата Елизаветы Арсеньевой, бабушки поэта.IV. Знакомство с текстом произведения.- Какому историческому событию посвящено это стихотворение?V. Исторический комментарий. (сообщения учащихся) 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском…» Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Мы же вслед за русским генералом А.П.Ермоловым можем с гордостью повторить: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую». Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе об ее учреждении говорилось: «Воины! Славный…год, в который…поразили вы лютого и сильного врага… минул; но не пройдут и не умолкнут… громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»VI. Фонохрестоматия «Слушаем актерское чтение» (стихотворение «Бородино»)VII. Работа с текстом стихотворения (по группам). Найдите и подчеркните заданные тропы.Проведите наблюдения за фонетическим строем поэтической речи. 2. Вспомните термины: ЗВУКОПИСЬ, АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС.VIII. Чтение наизусть отрывка стихотворения.Какими звуками автор добивается звукового образа страшного боя?IХ. Работа с текстом стихотворения (по группам).Найдите и подчеркните гласные/согласные буквы, помогающие представить картину боя. (звонких- 29, глухих- 17).Восстановите словарную статью из Словаря литературоведческих терминов.Стихотворение М.Ю. Лермонтова перекликается с устным народным творчеством.Кто главный герой этого стихотворения? На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат?(на героев русских былин Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича. Он даже горюет о старых временах, когда были совсем другие люди: «богатыри – не вы!»)А какие слова помогают представить себе этого героя – простого солдата, бывшего крепостного крестьянина. Как речь характеризует его?(просторечные слова басурманы, мусью, заутра придают народность речи солдата. Постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Много раз употребляются слова, показывающие его отрицательное отношение к врагу.)Х. Погружение в текст.- Кто ведёт разговор в начале произведения? ( В помощь предлагается подготовленная учеником историческая справка о военной службе в России в 19 веке).- Почему один из собеседников интересуется событиями прошедших лет, уважительно называя второго солдата «дядя»?- Как вы представляете пожилого солдата? (высказывания учеников)Работа с иллюстрацией по выбору учителя (изображение пожилого солдата).- Какие черты характера отразил в портрете художник? (спокойствие, уверенность, житейскую мудрость, может быть, даже усталость.)Анализ композиции стихотворения.- Сколько частей в произведении?1часть - вступление- вопрос и ответ- 1-2 строфы2 часть- отступление войск- 3строфа3 часть- ожидание боя- 4-9 строфы4 часть- бой- 10-13 строфы5 часть- заключение- 14 строфа(В результате работы выявляется особенность построения стихотворения, даётся понятие«кольцевая композиция»).ХI. Задание: перечитайте повторяющуюся строфу и ответьте на вопрос: «Какое чувство звучит в словах старого солдата?Учитель: Известный критик В. Г. Белинский так сказал об этом: «Эта мысль- жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел»- Кем был рассказчик на военной службе? (кавалеристом, артиллеристом или он из пехоты). Докажите словами из текста.- Словарная работа: лафет, кивер, бивак, редут, картечь, уланы, драгуны. - Сопоставление стихотворения и картины П.Е. Заболотского «Старый солдат»Учитель: Пожилой солдат - непосредственный участник этих событий- имел возможность и право сравнивать великие дела прошлого и настоящего. Давайте и мы всмотримся в картину боя и попробуем сопоставить произведения поэта.- Определение используемых поэтом приёмов.- Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя?(«звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»)Вывод: Лермонтов рисует звук словами.XII. Образы русских солдат.- Кто является героем рассказа старого солдата? (русские воины)- Из кого набирались русские солдаты? (из народа).- Можем ли мы сказать , что героем является русский народ?- В каких строчках своего рассказа старый солдат определяет основную задачу русских воинов? (слова полковника: «Умрёмте ж под Москвой!»)Найдите слова, характеризующие настроение солдат после боя.(«…были готовы наутро бой затеять новый»)- О каких чертах народного характера это говорит? (отвага, храбрость, стремление отстоять свободу Родины любой ценой)- Как называют человека, обладающего такими чертами характера? (патриот)Вывод: русские солдаты были не только отважными воинами, они были патриотами.1. Образ М. И. Кутузова. - Как же случилось, что люди, готовые умереть за Родину, сдали Москву, столицу страны? (ответы обучающихся)Слово учителя: решение о сдаче Москвы фельдмаршал Кутузов принял фактически единолично. Его первоначально не поддержали ни офицеры, ни солдаты, ни царь. (А.Д.Кившенко "Военный совет в Филях в 1812 году").- Как объяснял своё решение сам Кутузов?- Почему Кутузов принял такое трудное решение?-Можно ли назвать М. И. Кутузова истинным патриотом? Почему?XIII. Рефлексия. 1. Вспомните, какие чувства звучат в словах старого солдата? 2. Почему он жалеет об ушедшем поколении? 3.Как он их называет? (богатыри)Вывод: герои тех событий - простые люди, но великие, могучие, сильные духом, настоящие патриоты Родины. Это и стремился показать в первую очередь в своём произведении М. Ю. Лермонтов. Патриотизм в наше время. А что значит в наше время «быть патриотом»? (учиться, работать, служить в армии.) «Страна сильна, если сильна её армия».Конституция РФ - «служба в армии является почётной обязанностью каждогомолодого человека». От того, насколько наше молодое поколение будет похоже на героев техдалёких времён, насколько дорога будет им наша Родина, будет зависетьбудущее нашей страны, её мощь и благополучие. Именно эту мысль хотелдонести до будущих поколений М. Ю. Лермонтов.Выполните тестовые задания.XIV. Домашнее задание. Отрывок по выбору выучить наизусть.