«Зимующие птицы»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Зимующие птицы»
Автор: Пономарь Наталья Анатольевна

ООД в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Зимующие птицы»Учитель – логопед: Здравствуйте! Я очень рада видеть всех Вас сегодня.Придумано кем-то просто и мудроПри встрече здороваться - «Доброе утро».«Доброе утро» – людям и птицам,«Доброе утро» – застенчивым лицам,И каждый становится добрым, доверчивым,Пусть «Доброе утро» длится до вечера.Предлагаю поздороваться с нашими гостями три четыре: доброе утро!Логопед: - Для занятия нам понадобится бодрость духа, дружеские взаимоотношения и, конечно, отличное настроение. Предлагаю поднять настроение:Психогимнастика. Настроение упало? Дело валится из рук. Но еще не все пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся мы вместе, С облегчением вздохнем! Настроение поднимем, И от пыли отряхнем.Разводят руки в стороны. Бросают руки вниз. Грозят указательным пальцем. Хлопают в ладоши. Берутся за руки. Вздыхают. Поднимают сцепленные руки вверх. Отряхивают от пыли, улыбаются друг другу. Логопед: ребята, а какое сейчас время года (зима), предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику. «Вьюга»Развитие речевого дыхания и голоса Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабою Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з-з» (с усилением звука) Застонал лес от вьюги : «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м» (громко, низким голосом) Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш» Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с-с» Логопед: молодцы, ребята. А, теперь я вам предлагаю сесть на свои места, взять в руки зеркала и разбудить наш артикуляционный аппарат. 1. Артикуляционная гимнастика.Статические упражнения.Упражнение «Улыбка».1. Мы хотим сейчас признаться,Все мы любим улыбаться.Растягиваем губки,За ними прячем зубки.Упражнение «Блинчик».Блинчик вкусный и румяныйИспечёт на завтрак мама.Раньше встанем мы с Серёжей,Маме печь блины поможем.Упражнение «Оскал». Грозный тигр сердиться стал.Показал он свой оскал.Сделать все оскал мы сможем,Чтоб на тигра быть похожим.Упражнение «Дудочка». Губки каждый пусть сожмётИ потянет их вперёд.Получилась дудочка,Дудочка – погудочка.Упражнение «Чашечка». Взялся язычок за дело,«Чашечку» он сделал смелоЛовко вверх подняться смогНаш широкий язычок.Упражнение «Грибок» Под осиной, под осинойВ красной шапке гриб красивый.Подосиновик – грибок,Полезай в наш кузовок.Упражнение «Часики» На стене часы у нас,Скажут всем, который час.Когда вставать, когда гулятьИ когда ложиться спать.Упражнение «Качели».Сделал дедушка качели,На качели внуки сели.Вверх – ух! Вниз – ух!У всех захватывает дух!Упражнение «Вкусное варенье».3. Очень вкусное отличноеСъем варенье земляничное,И широким язычкомГубку оближу потом.Упражнение «Спрячь конфетку». Я конфетку за щекуСпрятать быстренько смогу.Угадайте, детки,Где сейчас конфетка?Упражнение «Лошадка». Что за цокот раздаётся?То лошадка к нам несётся.На лошадку мы глядим, Так же цокать все хотим:- Цок - цок – цок, цок – цок – цок.Наш зацокал язычок.Упражнение «Почистим зубки». Мы по зубкам язычкомВлево, вправо проведём.Мы с зубною щёткой дружим,Стоматолог нам не нужен.Упражнение «Самовар»2.Объяснения темы.Предлагаю вам сыграть в игру «Помощь на пожаре» (определяем слова по составу звуков)Работа с азбукой игра «Снеговик - слоговик» (составляем слоги из букв) Мы сегодня с вами продолжим знакомиться с буквами и звуками алфавита, давайте вспомним наши правила; чем отличается звук от буквы? На какие группы делится алфавит, а согласные делятся?… И сегодня мы с вами познакомимся с буквой и звуком: Т, Ть.2. Акустико–артикуляционный образ звуков.Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально.     Характеристика звука Т – согласный (не поётся), твёрдый, глухой , переднеязычный (кончик языка упирается в верхние зубы). Его младший братец звук Ть – согласный, мягкий, глухой переднеязычный.     Выберите квадрат, который обозначает твёрдый согласный звук.(карточка № 17).     Выберите квадрат, который обозначает мягкий согласный звук. (карточка № 18).     Звук Т – обозначаем синим цветом, а звук Ть  – зелёным.   3. Развитие фонематического слуха.Игра «Повторяй за мной» Повторяйте только имена со звуком Т.Имена: Ваня, Таня, Тома, Рома, Толя, Коля, Вася, Тася.Игра «Топай, хлопай» (топай – если услышите звук – Т в слове; хлопайте если звук – Ть)Слова: кнут, телевизор, тюль, Таня, телефон, тени, тигр, ток, кот, танк.5. Игра мерсибо, Определи место звука в слове 6. Звуковой анализ слов: Том, Тим. 7. Определение односложных, двусложных, трехсложных слов. Карточки с изображением зимующих птиц.Кенезеологическое упражнение: кулак, ладонь, ребро.8. Связь звуков и буквы.Звуки Т, Ть живут в одном домике. Этот домик  – буква Т. (картинка буквы Т, т.)Буква «Т» наверняка,Тень большого молотка,Буква Т на стол похожа,На ноге стоит он тоже.10. Составление буквы Т из счётных палочек.11. Прописывание буквы Т в тетрадях.13. Чтение слогов по схеме. АТ, УТ, ИТ, ОТ, ЫТ, ЯТ, ЮТ, ЕТ, ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ, ТЯ, ТЮ, ТЕ.С каким звуком мы сегодня с вами знакомились? Какой он, гласный или согласный? А почему вы так решили?Стук в дверь:Звучит музыка, входит незнайка.Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?Правильно, меня зовут Незнайка. Я очень рад вас видеть! Знаете, мне сегодня почтальон принес письмо, и я очень торопился к вам в детский сад, чтобы принести его вам.Давайте сядем на ковер, я прочитаю вам письмо, да но как же я прочитаю письмо, я же незнайка я не умею читать! Кто мне поможет прочесть письмо?Воспитатель: Не печалься незнайка, я помогу тебе прочесть письмо. Письмо от снегиря:“Здравствуй, Незнайка!Большой “чирик” тебе и твоим друзьям от снегиря и всех птиц, которые зимуют в лесу. В нашем лесу сейчас очень красиво, но только все покрыто снегом, и корма нам не хватает. Зимой жучков и червячков нет, поэтому многие птицы осенью улетели. Остались только мы. Мы находим себе сухие ягоды, которые остались на деревьях и кустах, семена шишек. Но в этом году зима выдалась очень холодная и снежная и нам тяжело найти еду. Может быть ты, Незнайка, со своими друзьями прейдешь в гости в лес и поможешь нам?До встречи! Снегирь и другие, которые остались зимовать”II Сборы в дорогу.Незнайка. Ребята, я вас приглашаю со мной пойти в лес, чтобы помочь снегирю и другим птицам. Я собрал целый мешок разных вещей для птиц в лесу. Возьму его с собой. Вы со мной пойдёте?Воспитатель. Ну что ребята отправимся вместе с Незнайкой на помощь птицам в зимний лес? Ну, тогда в путь!Логопед. Динамическое упражнение “Мы идём”.Раз-два-три!Приготовились, пошли. Спокойная ходьба «змейкой» за руки.Извивается тропинка,Мы идем, расправив спинку. Ходьба на носках врассыпнуюВот мы кочки увидали,Через них шагать мы стали. Мягкие шаги с выпадом)Перейдем мы ручеек –Очень узенький мосток. Ходьба на носках, руки вверхМы поляну увидалиОсторожно зашагали. Крадучись.На полянке постоим,Кто живет здесь - поглядим.Воспитатель. Вот мы и попали в лес, вместе со мной произнесите волшебные слова: «Здравствуй, здравствуй, чудо-лес, полный сказок и чудес!». Звучат голоса птиц. Дети открывают глаза.Незнайка. Что это за странные звуки! Никогда раньше таких не слышал.Дети отвечают Незнайке.По очереди включаются записи голосов отдельных птиц. Дети узнают каждую из птиц по голосу. Если возникают затруднения, воспитатель помогает детям наводящими вопросами: - Кто это каркает?
  • Игра «Кто как голос подает»
  • Ворона каркаетСорока стрекочетВоробей чирикаетГолубь воркуетСиница цвикаетСова ухаетСнегирь свиститКлест клекочетДятел трещитДети подходят к деревьям.На ветках деревьев изображения птиц.Незнайка. Ой! Кто это сидит на ветках?Дети рассказывают, каких птиц они видят на дереве.Воспитатель. Ребята, а почему вы думаете, что эта синица.Дети рассказывают о существенных признаках каждой птицы.Подобным образом обыгрываются и другие птицы.Незнайка. А я вижу, красивые яблоки висят на деревьях! И, наверно, очень вкусные!Воспитатель. Какие же это яблоки? Опять ты, Незнайка, ошибся. Кто это, ребята? Подскажите Незнайке.Дети отвечают, что это снегири.Незнайка. Так это и есть те самые снегири! Наконец- то я с ними познакомлюсь!Да, снегирь - птичка заметная, яркая! На спинке у него перышки зеленые.Дети исправляют Незнайку.Незнайка. Голова и крылышки коричневые.Дети исправляют НезнайкуНезнайка. А грудка и щеки синие.Дети исправляют Незнайку.Воспитатель: ребята, а как можно ласково назвать птиц (птички)А Сова совушка. Ворона - воронушкаСорока - сороченькаВоробей - воробушекГолубь - голубокСиница - синичкаСнегирь - снегирёкКлест - клёстушекДятел - дятлушкаЩегол- щеголушка Игра «Опеши одним словом»Воспитатель:Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)Про кого из зимующих птиц можно сказатьмой? (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь.,моя? (ворона, синица, ворона, овсянка.,мои? (птенцы, птицы, голуби).Незнайка, еще наши ребята вместе с родителями подготовили не большие рассказы о птицах. Составление описательного рассказа:Дети по очереди составляют небольшие рассказы о зимующих птицах. Примерные  рассказы детей.Воробей – зимующая птица. Гнездится на чердаках  и на крышах  домов,  он маленький коричневого и серого цвета).  Покрыто тело воробья перьями, питаются воробьи хлебными крошками и семенами растений.  Дятел - зимующая птица.  Живет в лесу . У него голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка. Крепким клювом он стучит по  дереву, долбит кору и достает насекомых.Он спасает дерево от вредителей.  Люди называют его санитаром леса.  Сорока - зимующая птица, живет поближе к людям, крупная птица с черно-белым оперением , у нее длинный красивый хвост, будто стрела.-  Ее в сказках и стихах называют (сорока елобока)-  Питается она семенами растений, ягодами, мелкими грызунами.Снегирь - зимующая птица. Почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается) ночуют стайкой на деревьях или в кустах или в скворечниках.У нее на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная, клюв короткий толстый.-  Питается снегирь ягодами рябины, зернами и семенами.  Синичка - зимующая птица, гнездится на крышах амбаров ,поближе к людям или в дупле.- На голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые.-  питается семенами и зернами, очень любит сало.Клест  - зимующая птица, живет в гнезде, оперенье разноцветное ,крылья и хвост черно-бурые, клюв крестообразный .Питается семенами хвойных деревьев, выводит птенцов зимой, когда много шишек со зрелыми семенами.  Незнайка: Молодцы ребята ,рассказы ваши мне очень понравились .Вы отличные знатоки  зимующих птиц.V Кормушка.Незнайка. Ребята, птицы написали мне, что зимой у них в лесу мало корма. Им очень трудно найти еду сейчас. Я сейчас возьму свой мешок и достану птицам угощение. Ребята, помогите мне, пожалуйста, приготовить кормушку!Незнайка достает из мешка кормушку, и выкладывает на стол содержимое мешка: зернышки, рябина, камешки, фишки, семечки, крошки хлеба, пуговицы, сосиски, морковь, кусочки сала и т. д. Незнайка пытается положить в кормушку все подряд.Воспиталель. Незнайка, а птицы все едят, что ты им привез?Незнайка. Ничего не понимаю, а что птицы не едят конфеты, шоколадки, масло, морковку? А что они едят? Помогите мне, пожалуйста.Дети рассказывают, чем питаются птицы, а затем самостоятельно наполняют кормушку.- Как вы думаете, птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен.- Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая? Что для этого нужно сделать? (дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой- Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.(Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)Игра: «Птичья столовая»Воспитатель показывает детям семена и  говорит:- Это семена тыквы. Какие семена? — Тыквенные. Их ест …….( синица).- Это семена от арбуза. Какие семена? — Арбузные. Их ест ……    ( снегирь).-А это, что за семена? (Семена подсолнуха). Кого угостим? (Голубя.)-А этим кусочком сала кого угостим? (синичку).- А это что за угощение?(Ягоды)А кого мы угостим ягодами ?(Снегиря).-А это что за семена? (Семена укропа) .Кого угостим семенами укропа?(воробья ,синичку и тд.)- Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.Ну вот, мы помогли птицам. Давайте мы пригласим их на нашу кормушку.Дети сажают птиц на кормушку.Незнайка. Спасибо вам ребята, что сходили в лес со мной!Логопед. Ребята, а зачем мы ходили в лес?Дети рассказывают, зачем помогать птицам зимой.Незнайка. Что-то я замерз! И сам проголодался, пора мне возвращаться домой, спасибо вам ребята, что помогли мне, позаботится о зимующих птицах, до свиданье. Воспитатель: И нам пора ребята возвращаться в детский сад, встанем вновь на лыжи и в путь.Анализ занятия. С каким звуком и буквой мы сегодня знакомились с вами? Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии в лес?