Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий
Автор: Галкина Людмила Анатольевна
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий.Основной формой моей деятельности является адаптация ученика в окружающем мире. Совместно с психологом школы проведена диагностика интеллектуальных способностей обучающихся 7А, 7Б классов: общая осведомлённость, умение классифицировать и обобщать, приводить аналогии, способность сосредоточить внимание и сохранять в памяти усвоенное. Результаты представлены в диаграммах. Низкий уровень развития общей осведомлённости снизился на 7 %, высокий уровень развития общей осведомлённости увеличился на 8 %, что говорит о положительной динамике данного показателя. Совместная работа учителя, родителей, психолога позволила обогатить кругозор обучающихся, развить его способность познавать новое и неизвестное. Уровень развития общей осведомлённости являться надёжным фундаментом в дальнейшем обучении. В результате умения приводить аналогии, которые являются элементом комбинаторных способностей. Высокий уровень в развитии умения приводить аналогии повысился на 8 %, низкий уровень умения приводить аналогии снизился на 7%, что говорит о положительной динамики в развитии умения приводить аналогии. Развитие данных способностей обучающихся будет способствовать более полному сохранению, переработке и использованию знаний. В результате полученных данных видно, что наблюдается положительная тенденция высокого уровня в развитии логического мышления обучающихся 8%.Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что необходимо организовать работу с обучающимися, вошедшими в группу с низкими показателями, так как сформированность основных мыслительных навыков и умений играет важную роль в учебной деятельности. Основные принципы индивидуализации.Индивидуализация - это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей. К особенностям обучающихся относятся: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы (на фоне общей мотивации). В начале учебного года провожу стартовые работы (диагностика уровня обучаемости), промежуточные работы - в декабре (диагностика уровня усвоения учебного материала), в конце года – итоговые работы (диагностика уровня фактической обученности). Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить динамику изменений в знаниях, умениях и навыках, что позволяет своевременно корректировать учебный процесс. По результатам диагностики обучающиеся класса делятся на группы по успеваемости: 1-я группа - высоко-успевающие ученики; 2-я группа- это среднеуспевающие ученики; 3-я группа- это слабоуспевающие ученики. Такое деление обучающихся позволяет учителю организовать работу по формированию приемов учебной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей. Деление на группы условно, и в процессе обучения школьники перемещаются из группы в группу. Эффективность учебной работы обучающихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. С помощью анкеты «Умеете ли Вы учиться?» провожу диагностику индивидуальных достижений учеников: учебно-организационных умений, учебно-коммуникативных умений, учебно-информационных. С целью определения мотивов учебной деятельности, мною совместно с психологом школы проводится анкетирование обучающихся. Для диагностики мотивации используется модифицированный тест-опросник А.Мехрабиана (ТМД). Индивидуализация представляет собой учет возрастных особенностей обучающихся. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память, проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Совместно с психологом школы выявили, что у подростков преобладает художественный тип мышления. Необходимо, чтобы процесс обучения носил проблемный характер. Это подразумевает учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям. С этой целью осуществляю индивидуальный подход к ученикам в обучении: более сильные нуждаются в индивидуальных консультациях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность. Поэтому учет индивидуальных особенностей веду с определенной целью: стимулировать развитие обучающихся.Анализирую деятельность обучающихся на уроках и провожу диагностику. Вывод: наблюдается положительная динамика к мотивации в обучении.Применяю различные технологии в обучении.Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан)Назначение тестаМотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы - мужскую (а) и женскую (б).Инструкция к тестуТест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:+ 3 - полностью согласен;+2 - согласен;+ 1 - скорее согласен, чем не согласен;0 - нейтрален;-1 - скорее не согласен, чем согласен;-2 - не согласен;-3 - полностью не согласен.Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.Тест - форма A (для юношей)Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться в одиночку.Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.Я предпочел бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.Тест - форма Б (для девушек)Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.Я предпочла бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.Более сильные переживания у меня вызывает скорее страх неудачи, чем надежда на успех.Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.Я предпочла бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.Обработка и интерпретация результатов тестаВначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») также приписываются баллы:Ключ к тестуНа основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.ИсточникиДиагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. C.98-102.