Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий
Автор: Галкина Людмила Анатольевна

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий.Основной формой моей деятельности является адаптация ученика в окружающем мире. Совместно с психологом школы проведена диагностика интеллектуальных способностей обучающихся 7А, 7Б классов: общая осведомлённость, умение классифицировать и обобщать, приводить аналогии, способность сосредоточить внимание и сохранять в памяти усвоенное. Результаты представлены в диаграммах. Низкий уровень развития общей осведомлённости снизился на 7 %, высокий уровень развития общей осведомлённости увеличился на 8 %, что говорит о положительной динамике данного показателя. Совместная работа учителя, родителей, психолога позволила обогатить кругозор обучающихся, развить его способность познавать новое и неизвестное. Уровень развития общей осведомлённости являться надёжным фундаментом в дальнейшем обучении. В результате умения приводить аналогии, которые являются элементом комбинаторных способностей. Высокий уровень в развитии умения приводить аналогии повысился на 8 %, низкий уровень умения приводить аналогии снизился на 7%, что говорит о положительной динамики в развитии умения приводить аналогии. Развитие данных способностей обучающихся будет способствовать более полному сохранению, переработке и использованию знаний. В результате полученных данных видно, что наблюдается положительная тенденция высокого уровня в развитии логического мышления обучающихся 8%.Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что необходимо организовать работу с обучающимися, вошедшими в группу с низкими показателями, так как сформированность основных мыслительных навыков и умений играет важную роль в учебной деятельности. Основные принципы индивидуализации.Индивидуализация - это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей. К особенностям обучающихся относятся: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы (на фоне общей мотивации). В начале учебного года провожу стартовые работы (диагностика уровня обучаемости), промежуточные работы - в декабре (диагностика уровня усвоения учебного материала), в конце года – итоговые работы (диагностика уровня фактической обученности). Анализируя результаты контрольных работ, можно проследить динамику изменений в знаниях, умениях и навыках, что позволяет своевременно корректировать учебный процесс. По результатам диагностики обучающиеся класса делятся на группы по успеваемости: 1-я группа - высоко-успевающие ученики; 2-я группа- это среднеуспевающие ученики; 3-я группа- это слабоуспевающие ученики. Такое деление обучающихся позволяет учителю организовать работу по формированию приемов учебной деятельности с учетом их индивидуальных возможностей. Деление на группы условно, и в процессе обучения школьники перемещаются из группы в группу. Эффективность учебной работы обучающихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. С помощью анкеты «Умеете ли Вы учиться?» провожу диагностику индивидуальных достижений учеников: учебно-организационных умений, учебно-коммуникативных умений, учебно-информационных. С целью определения мотивов учебной деятельности, мною совместно с психологом школы проводится анкетирование обучающихся. Для диагностики мотивации используется модифицированный тест-опросник А.Мехрабиана (ТМД). Индивидуализация представляет собой учет возрастных особенностей обучающихся. Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память, проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Совместно с психологом школы выявили, что у подростков преобладает художественный тип мышления. Необходимо, чтобы процесс обучения носил проблемный характер. Это подразумевает учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них способность к теоретическим обобщениям. С этой целью осуществляю индивидуальный подход к ученикам в обучении: более сильные нуждаются в индивидуальных консультациях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность. Поэтому учет индивидуальных особенностей веду с определенной целью: стимулировать развитие обучающихся.Анализирую деятельность обучающихся на уроках и провожу диагностику. Вывод: наблюдается положительная динамика к мотивации в обучении.Применяю различные технологии в обучении.Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан)Назначение тестаМотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы - мужскую (а) и женскую (б).Инструкция к тестуТест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
  • + 3 - полностью согласен;
  • +2 - согласен;
  • + 1 - скорее согласен, чем не согласен;
  • 0 - нейтрален;
  • -1 - скорее не согласен, чем согласен;
  • -2 - не согласен;
  • -3 - полностью не согласен.
  • Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придет вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.Тест - форма A (для юношей)
  • Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
  • Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться в одиночку.
  • Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
  • Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
  • Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
  • Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.
  • Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
  • Я предпочел бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  • Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
  • Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  • Тест - форма Б (для девушек)
  • Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
  • Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
  • Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
  • Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
  • Я предпочла бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.
  • Более сильные переживания у меня вызывает скорее страх неудачи, чем надежда на успех.
  • Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
  • Я предпочла бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
  • Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
  • Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
  • Обработка и интерпретация результатов тестаВначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «) также приписываются баллы:Ключ к тестуНа основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.Источники
  • Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. 2002. C.98-102.