Технологии развития детской одаренности в дошкольном возрасте
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии развития детской одаренности в дошкольном возрасте
Автор: Шнакова Ирина Александровна
Технологии развития детской одаренности в дошкольном возрастеВ настоящее время внимание педагогов и психологов все больше привлекает проблема развития одаренных и талантливых детей. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не потеряет своей значимости и актуальности. Детский возраст имеет наибольшее значение для развития способностей и одаренности. Существует качественное своеобразие детских способностей. Это связано с их иной душевной организацией: необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, любознательность, легкость и прочность формирования некоторых свойств.Одаренные дети – это дети, чьи интеллектуальные способности значительно превышают нормальный уровень для данного возраста; дети, демонстрирующие общие таланты в какой – либо сферах деятельности.Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия, воображения, т.е. создание образного фундамента интеллекта. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку, создать замысел игры. Дошкольники включаются в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд – все они имеют комплексный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего, организаторских.Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью можно вести дневник, в котором описываются особенности детей и краткие выводы результатов наблюдения.Исключительное значение в развитии ребенка, в том числе и одаренного, имеет окружающая его среда. В ДОУ стараемся создать сложное и безопасное пространство, где может быть реализована склонность что-то открывать, применять свою фантазию. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия.Также можно добавить создание «уголка творчества», где имелись бы в наличии самые разнообразные материалы для занятий художественной деятельностью, развивающей творческую активность детей.В основу разработанной нами системы педагогической работы положены следующие условия, соблюдение которых обеспечивает оптимальное управление развитием детской одарённости в ДОУ:- Обогащаем окружающую среду ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, создаем условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.- Обеспечиваем благоприятную атмосферу, доброжелательное отношение, предоставляем детям возможность активно задавать вопросы, поощряем высказывание оригинальных идей. Важно использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.- Стараемся не сдерживать инициативу ребенка, помогаем действовать независимо. Важно не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно.- Одаренные дети уникальны, они отличаются от других детей, но и в группе одаренных дошкольников нет ни одного похожего ребенка – у каждого свой набор способностей, свой темп развития, именно для них особую важность приобретает индивидуальный подход в обучении, воспитании, общении, и просто в повседневной жизни.- Единство требований к малышу, как работников ДОУ, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.Рекомендации, направленные на оптимизацию процесса образования и воспитания одаренных детей:– принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его индивидуальность;– не пытаться сделать его «удобным», похожим на других, а помогать ему, опираясь на знания о собственных особенностях, вписывать себя в социум;– создавать условия для выявления индивидуального стиля деятельности, успешных стратегий учебной деятельности;– устанавливать партнерские отношения, обсуждать проблемы, ситуации, стратегии деятельности;– учитывать индивидуальный график работоспособности, не допускать переутомления;– поощрять проявления познавательной активности;– предоставлять альтернативные предложения, учить ребенка делать свой выбор;– предоставлять образец конструктивного поведения в конфликтных, экстремальных ситуациях;– подкреплять позитивное поведение, акцентировать внимание на успехах, а не на проблемах;– одобрять нестандартные способы решения задач;– составлять совместно с детьми правила взаимодействия в группе;– избегать категорических запретов, использовать «мягкое» руководство;– контролировать выполнение заданий;– оказывать помощь в структурировании времени и пространства;– получать обратную связь от ребенка, свидетельствующую о понимании им проблемы, инструкции, сущности и деталей задания;– формировать единое воспитательное и образовательное пространство ребенка, которое он ощущает как безопасное.Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования. Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что работа с одаренными детьми – это будущее нашей страны. Важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву и рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный, талантливый наставник, который поможет развитию его таланта для самореализации и самоактуализации в современном обществе. Сегодня только педагог может помочь детям раскрыть его творческие способности и талант. Список литературыБогоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] /Д.Б. Богоявленская // Вопросы образования. - 2004. - № 2. - С. 46-68.Емельянова, И.Е. Особенности организации исследовательской деятельности одарённых детей [Текст] / И.Е. Емельянова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 12. - С. 21-23.Копытов, А.Д. Размышления о педагогике одарённости [Текст] / А.Д. Копытов // Одарённый ребёнок. –2008. – № 1. – С. 23-35.Концепция общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей [Текст]: учебное пособие / под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 192 с.Пасечник, Л. Одарённые дети в детском саду и в семье [Текст]/ Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 14-21.