"В поисках положительного героя"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "В поисках положительного героя"
Автор: Соболева Ольга Вячеславовна

Конспект урока по литературному чтениюТема. «В поисках положительного героя» ( по произведениям русских народных сказок)Методическая цель: формировать умений исследовательской деятельности при изучении русских народных сказокЦели урока: готовить детей к самостоятельной исследовательской деятельности, способствовать познавательной деятельности, учить выделять главное, существенное, обобщению, сравнению, развивать речь, внимание, мышление, словарный запас, интерес к произведениям русского народного творчества, воспитывать положительные черты характера на примере героев сказок.Оборудование: ТСО, диск, карточки со словами, словарь Ожегова
  • Сообщение темы, цели урока
  • - Сегодня совершим путешествие в мир литературы, где соседствует фантастическое и реальное, где происходят чудеса, животные спешат на помощь человеку, где рождаются настоящие герои, способные встать на защиту слабого, своей Родины.Этот необычный мир раскрывает истинную красоту человека – героя. Сегодня попробуем провести исследовательскую работу ответить на вопрос: « Кого русский народ считал настоящим героем, кем восхищался и о ком из поколения в поколение передавал русские народные сказки, несущие в себе мировоззрение народа на то, каким должен быть человек – герой и его поступки, достойные подражанию и уважения.
  • Работа со словарём С.И.Ожегова
  • - Как вы понимаете слово «герой»? ( Высказывания детей)- А теперь посмотрим, как это слово трактуется в словаре Ожегова (Чтение)(Проекция на экран) « 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги. 2.Главное действующее лицо литературного произведения. 3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды. 4.Лицо, привлекшее к себе внимание чем – нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания»- Но нас интересует не просто герой, а положительный герой.- Как вы думаете, какие из четырёх пунктов определения Ожегова о герое можно взят для определения положительного героя?- Итак, по нашему определению положительный герой – это ( проекция на экран) « Лицо, привлекшее к себе внимание своей храбростью, доблестью, самоотверженностью. Человек, совершающий подвиги, являющийся предметом восхищения, подражания»- Где можно встретить положительного героя? ( В реальной жизни, в художественных произведениях)- Да, герои бывают настоящие и вымышленные
  • Работа с выставкой книг.
  • - Посмотрите на выставку.- К какому жанру они относятся? ( Сказки)- Значит, положительного героя мы будем искать в русских народных сказках- Вспомните, что такое сказка? ( Повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил)- С какими видами сказок мы знакомы? ( О животных, волшебные, социально бытовые)- Кто является главным действующим лицом этих сказок? ( Животные, человек, волшебные существа)- Если посмотреть содержание сборника «Русские народные сказки», то часто действующим лицом является Иван.( Проекция на экран)Иван- царевич, Иван- горох, Иван Зорькин, Иван – Медвежье Ухо, Иван Сучич, Иван Сторожевич, Ивашка – Белая рубашка, Иван дурак…- Почему Иван? ( Часто встречающееся на Руси имя)- Каков этот герой? Всегда ли он обладает хорошими положительными качествами и является положительным героем?( Проекция на экран изображения Ивана – крестьянского сына)
  • Работа над образом Ивана – крестьянского сына.
  • - На первый взгляд в Иване нет ничего примечательного. Он одет в домотканый ярмак.( Проекция на экран)Ярмак – вытканная домашним кустарным способом долгополая мужская одежда.На голове видавшая виды шапчонка, на ногах поношенные лапти. Да и называют его в некоторых сказках дурачком.Образ дурака – один из ключевых образов русского фольклора- Как трактуется это понятие в словарях Ожегова, Даля.Проекция таблицы- Что же мы видим? Слово « дурак» имеет два значения: глупый человек и умный, играющий роль дурака.5. Работа со сказками.( Для работы предлагаются сказки «Сивка – бурка», «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»- Каким представлен Иван в сказках?Действительно ли герой глуп или умён, но играет роль дурака?Можно ли Ивана назвать положительным героем? Сказка « Сивка – бурка»- Давайте обратимся к сказке « Сивка – бурка»_ Каким представлен Иван в этой сказке? Действительно ли он глуп или играет роль дурака?- Является ли Иван в сказке «Сивка – бурка» дурачком?- Какие поступки заставляют задуматься? ( Мухоморы домой принёс, спрятался на балу за печкой)- Кто считают его дурачком? (Его братья)- Почему? ( Он замкнут, ничего не делает, поступки заставляют задуматься)- Как относятся к нему? ( Ему не верят, над ним смеются)-Как же реагирует на это Иван? ( Он усмехается над тем, что его ругают, замкнут)-Как вы думаете герой дурак или играет эту роль? ( Играет роль)- Что доказывает, что Иван играет роль? ( Быстрое превращение)- Кто помогал герою? ( Сказочный конь)-Почему Сивка – бурка помогал Ивану? ( Он не только был благодарен Ивану за своё освобождение, но и видит в нём молодца и богатыря)- Смог ли бы Иван проявить себя, если бы не было этого сказочного героя?- Кто придумал Сивку – бурку? (Народ)- Как народ относился к Ивану? ( С любовью)-Какими качествами наделяет народ своего героя? ( Карточки выставляются на доску)( Если дети затрудняются ответить, то учитель приводит пример, данный в конспекте в скобках)- Предусмотрительный ( Положил пирог за пазуху, взял верёвку, отправляясь в дозор)- Ответственный ( Не заснул ночью. «Сидит, не спит, пирог жуёт, вора дожидается»)- Ловкий, умелый ( «Покрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею верёвку», « Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву», « Уж конь носит его по чисто полю, скакал – скакал- не мог сбросить»)- Добрый ( Отпустил коня)- Доверчивый ( Поверил коню)- Смелый ( Прыгал)- Решительный ( Решился прыгнуть)- Настойчивый ( Упорный в достижении цели – 3 раза прыгал)- Скромный ( поведение на пиру: « Забрался за печку и сидит там)- Давайте посмотрим, ( Обратить внимание на доску, где карточки со словами) Каков Иван? ( Чтение слов)- Можно ли его назвать положительным героем? Почему? ( Ответы детей)- Но ведь в нём ест и отрицательные черты, которые заставили нас задуматься над тем, а не дурачок ли Иван. Почему же народ на это не обращает внимание? ( Иван – сын народа. Ему многое прощается и людьми и богом)- Да, ему многое прощается Богом и людьми.Этот мотив прощения и любви Бога ярко отражён в пословицах:(На доске)На дурака у Бога милости много.Дураку и Бог простит.И не случайно имя «Иван» трактуется как « прощённый богом»- Глуп он или умён, но его наделяют качествами как доброта, скромность, способность прийти на помощь, умение любить, которые близки народу. Это урок для всех людей и поэтому его любят, сочиняют про него сказки, переходящие из поколения в поколение.К какому виду относится эта сказка? Почему?- Почему сказка названа «Сивка – бурка», а не иначе? ( Сивка меняет судьбу герою)- Как вы думаете, а мог ли быть вместо клня человек из реальной жизни?- Почему? ( Каждый может помочь другому проявить себя, утвердиться в жизни, видеть в другом только достоинства и не замечать недостатки)Таков урок этой сказки.6.Физкультминутка под музыку7. Сказка « Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»- А теперь посмотрим как народ выражает своё отношение к Ивану, чситает его положительным героем в сказке, которую вы знаете и любите.(Иллюстрация на доске)- Узнали?- Да, это русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»- Каким Иван изображён в начале сказки? (Умным, маленьким его считали братья)-Почему Ивана изначально не называют дурачком? ( Он трудится наравне со всеми с утра до ночи: пашню пахал, хлеб засевал)- Каким он был? (Трудолюбивым)- Как относились к нему братья? ( Его уважали, любили, жалели)- Почему по имени назван в сказке только Иванушка? ( Чтобы привлечь внимание)- Чем страшна весть, которая разнеслась в царстве – государстве?- Как воспринимает эту весть Иван с братьями?- Что поторопило их в путь – дорогу? ( Описание разрушенной деревни, слова старухи, любовь к родителям)- Кто ответственнее подошёл к делу? ( Карточка со словом «Ответственный»)-Давайте проследим, как меняется герой в трудное время?- Как народ называет главного героя в самом начале сказки? (Иванушка)- Как стали называть с момента первого боя? ( Иван)- Что произошло с героем? ( Из мальчишки превращается в мужчину)- Называя героя Иваном, что хотел подчеркнуть народ? ( Своё уважение)- Сколько раз Ивану пришлось биться с чудом- юдой? ( 3 раза)- Какими были эти бои для Ивана?- Найдите описание каждого боя. Что вы можете сказать?- Для чего автор в сказке показывает, что каждый бой становится для Ивана тяжелее и опаснее? ( Как ни было Ивану тяжело, он победил)- Кто был сильнее? ( Змей)- Какие человеческие качества противопоставлены силе Змея?- Сила, находчивость, стойкость, терпимость, главное – сила духа, которую даёт ему сознание праведного дела защиты родной земли)- На какие ещё качества своего героя указывает народ, сопоставляя со Змеем?- Иван не хвалится, он скромен, а змей? (Хвастлив)-Иван добр, а змей – жесток. ( Карточка «Добрый»)- Иван честен, а змей коварен. ( Карточка « Честный»)- Какое качество героя помогло ему и его братьям остаться в живых? (Карточка «Предусмотрительный»)( Чтение слов)- Какими качествами народ наделяет своего героя?- Иван- положительный герой?- Как народ относится к Ивану? ( Народ любит его, восторгается)- Почему такое отношение к нему? ( Иван – сын народа, защитник)- Что указывает на близость Ивана с народом? (Его речь)- Давайте обратим внимание на речь героя.-Что можно сказать о ней? ( Речь спокойная, полная человеческого достоинства, много изречений, похожих на пословицы)- Найдите в тексте эти изречения( Проекция на экран)«Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать, не узнав доброго молодца, нечего бранить его»,«Погоди, не хвались, прежде за дело примись»,«Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!»,«По нашему – бей, руби, себя не береги», которые делают речь сильнее, убедительнее и ещё раз подчёркивают его тесную связь с народом.-В каких ситуациях Иван использует эти фразы?- Что он хочет сказать? Объясните их смысл.- Какая из представленных фраз полнее других характеризует образ Ивана?6. Обобщение.- Мы провели исследовательскую работу и должны ответить на вопрос: «Какими качествами наделяет народ своего положительного героя?»( Обратить внимание на слова, данные на доске)- А вымышленный ли образ Ивана?- Образы положительных героев, защитников Родины запечатлены не только в сказках, но и в былинах, во многих произведениях искусства.Одной из ярких иллюстраций является картина Васнецова «Три богатыря»( Проекция на экран)- Открытое лицо Ильи Муромца спокойно и мужественно, движения неторопливы и уверенны. Добрыня Никитич – порыв и смелость. Алёша Попович – лукавый, смекалистый, ловкий и находчивый. Каждый богатырь индивидуален. Они могучи и справедливы, мужественны и сплочены как сама Русь. В них запечатлены реальные типичные черты русского характера, о которых мы сегодня говорили на уроке.На таких образах и характерах стояла и будет стоять Земля Русская. Поэтому и говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»