Формы работы с родителями по формированию первичных представлений о малой родине, отечестве, многообразии стран и народов мира


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы работы с родителями по формированию первичных представлений о малой родине, отечестве, многообразии стран и народов мира
Автор: Гаджиева Имарат Джамалдиновна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение «Детский сад № 31 «Улыбка» Формы работы с родителями по формированию первичных представлений о малой родине, отечестве, многообразии стран и народов мираПатриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. На сегодняшний момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными.Мы живем в многонациональной республике Дагестан и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей  национальной культурой. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, к объектам природы, и т.д. Замечены проявления: осмеяния, передразнивание, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Чувство патриотизма является базовым для духовного, ментального содержания любого человека, живущего на Земле во все времена. Формирование чувства патриотизма – задача общества, всех социальных институтов (семья, образование, культура). Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей своего родного края, а также с историй других стран и народов. В каждой стране есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность, его патриотические чувства. Помочь дошкольникам шире познакомиться с культурой разных стран, понять их историю, взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл нашей работы. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей своего родного края, а также с историй других стран и народов. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей, тем более действенными окажутся они в воспитании любви не только к нашей стране и нашему народу, но и к другим странам, народам. Система содержание методической работы в ДОУ находится в прямой зависимости от ее форм. Наша практика показала, что наиболее эффективными оказались следующие формы методической работы:
  • Цикл консультаций для педагогов
  • Народные игры в патриотическом воспитании дошкольников
  • Организация досугов в системе патриотического воспитания
  • Посещения городских музеев, изготовление стенгазет о разных странах, просмотр фильмов
  • Организация тематических встреч по обмену опыта. Привлечение родителей.
  • К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относят отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. На основе анализа работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей выявился факт некоторой отчужденности родителей, расплывчатого представления о понятиях «патриотизм», «гражданственность». Была поставлена цель - вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей через взаимодействие с детским садом. В нашем детском саду работа по воспитанию патриотических чувств ведется с педагогами, детьми и родителями. Педагоги ДОУ с большой самоотдачей приняли участие в смотре-конкурсе патриотических уголков. Творческой группой педагогов был разработан перспективный план для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ориентируясь на этот план педагоги, основываясь на лично - ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста используют метод проектов в работе с детьми, выражая свой творческий потенциал. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями, наладить содержательное, эмоционально насыщенное общение между ними.Родители в нашем детском саду не только заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Родители поддерживают идею совместного приобщения детей к отечественному наследию, необходимость воспитания у детей патриотических чувств. Беспокойство вызывают молодые мамы и папы, у которых такие понятия вызывают некоторое недоумение. Анкетирование лишь подтвердило наше предположение о том, что молодых родителей необходимо просвещать. Для родителей были организованы консультации на темы: «Семейный маршрут выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности», «Как познакомить детей с выдающимся поэтом Р. Гамзатовым», «Удивительные страны», родительское собрание в форме устного журнала на тему: «Учим детей знать, любить и беречь свой город» с использование презентации, изготовлены фотовыставки: «Наш город родной», «Человек славен трудом», тематические выставки: «Увлекательные путешествия по родному городу», «Все профессии нужны, все профессии важны», презентация «Знатоки родного города» (в форме соревнований двух команд) и др. Самым эффективным решением проблемы явилось проведение просветительской работы молодых родителей через детей. Организация совместных творческих домашних заданий как: придумывание и изображение герба своей семьи, рисование карты микрорайона, в котором живут, изготовление макетов микрорайонов, сбор материала о родном городе, о странах и др.- все это помогло по-новому взглянуть молодым родителям в первую очередь на свою малую родину, а потом на другие страны и многое о них узнать. Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы. Были проведены экскурсии по городу и в музеи. Особое внимание мы обращали на подбор литературных произведений, иллюстративного материала, песенного и музыкального репертуара, способных вызвать у детей чувство сопереживания, подготовить ребенка к осознанию исторических событий. Праздники неотделимы от жизни общества. Они вобрали в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию. Праздники в детском саду - яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая разные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Традиционные праздники для нашего детского сада такие, как «Защитники Отечества», «День Победы», «День матери», «Первый шаг малыша». После проведения длительной совместной кропотливой работы с родителями по воспитанию у дошкольников любви к малой родине, все мероприятия стали проходить с особым чувством, как у детей, так и у родителей и педагогов, и с большим желанием мам и пап самим принять активное участие в них.С помощью средств материальной и духовной культуры, большой работы с родителями, у детей изменились отношения к своему народу, другим народам.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. От того какими глазами ребенок впервые увидит окружающее, что поразило его воображение, что извлек он из общения с взрослыми о событиях современности и историческом прошлом своей Родины, зависит становление личности гражданина. Хотя многие впечатления еще не осознаны им так глубоко, но, «пропущены через детское сердце», значит, останутся в памяти надолго, а может и на всю жизнь. Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом - одно из важнейших условий длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка, направленного на пробуждение патриотических чувств. Детство - то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, будет ли мир на Земле, будут ли дети жить в атмосфере тепла, солнца, любви, улыбок, и что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут. Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом - одно из важнейших условий длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка, направленного на пробуждение патриотических чувств.