"Роль элективных курсов в предпрофильной подготовке учащихся"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль элективных курсов в предпрофильной подготовке учащихся"
Автор: Петрова Елена Михайловна

Выступление на РМО учителей биологии на тему « Роль элективных курсов в предпрофильной подготовке учащихся»Е.М.Петрова, учитель биологии МБОУ Чувашская гимназия г. БелебеяЭлективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса основной и старшей школы, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихсяСамоопределение - процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. ^ Профильное самоопределение - самоопределение учащихся в отношении ен(профильному) образованию. ^ Профессиональное самоопределение - самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в контексте социализации личности в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе и своих способностей, и соотнесение их с требованиями профессии. Основные виды элективных учебных курсов предпрофильной подготовки. Ориентационные элективные курсы – создаются для оказания помощи учащемуся в его профильном профессиональном и социальном самоопределении, помогают ему увидеть многообразие видов деятельности; оценить собственные способности, склонности и интересы и соразмерить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда; выстроить, в первом приближении, проект своей профессиональной карьеры; помогают освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории. Пробные элективные курсы - создаются для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности. Имеют два подвида: · предметно-ориентированные пробы: дают возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают условия для подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего профиля); · профессиональные пробы ориентированы на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; в гуманитарных областях - работа с архивными документами, оригинальными текстами, в лингвистике – с аспектным переводом и пр. Профессиональные пробы могут также проводиться на базе предприятий (организаций, учреждений) – социальных партнёров школы. В практике ряда общеобразовательных школ разработаны и реализуются такие профессиональные пробы, проводимые на базе различных типов предприятий, организаций и учреждений). Оценка качества и утверждение программ элективных учебных курсов. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов [3] . Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур: согласование программ на школьных методических объединениях, внутреннее рецензирование, рассмотрение (согласование) программ элективных учебных предметов на методическом или педагогическом совете школы; утверждение директором школы; внешнее рецензирование, если программа авторская. В ходе внутреннего рецензирования, которое проводят наиболее квалификцированные учителя школы, оценивается: степень новизны для учащихся; мотивирующий и развивающий потенциал программы; здоровьесберегающие характеристики; полнота содержания; связность и систематичность изложенного материала; соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля; методы обучения; система оценивания и зачёта результатов освоения программы элективного курса; реалистичность с точки зрения ресурсов; формальная структура программы. Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно-методического обеспечения элективных курсов широко освещается в различных предметных научно-методических журналах («Математика в школе», «Биология в школе», «Физика в школе» и других), а также в учрежденном Российской академией образования журнале «Профильная школа» и т.д. Организация ведения элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы могут иметь различный объем: от 12-20 до 68-70 и более часов. Рекомендуемый объем элективного учебного предмета 34-68 часов. В ходе предпрофильной подготовки ориентационные элективные курсы изучаются в течение учебного года; пробные элективные курсы – как правило, в течение одной четверти. Элективные курсы профильного обучения могут иметь продолжительность от одной четверти до двух лет. Школа должна обеспечить школьникам реальную возможность выбора элективных курсов. Набор обучающихся на элективные учебные курсы осуществляется с помощью анкетирования. На основании анкетирования формируются группы для изучения элективных учебных предметов. Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть образования в профильной школе, требует новых подходов к их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективных курсов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Они предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Как правило, крайне нежелательным является организация ведения предпрофильных и профильных элективных курсов (исключая репетиционные) на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения. Практика показывает, что наиболее эффективными для элективных курсов являются следующие педагогические технологии: · ^ Технология учебных проектов. Учебный проект - метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Основной тип учебного проекта - практико-ориентированный. Критерии оценки учебного проекта: актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект; глубина изучения проблемы; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы. · ^ Технология учебного исследования. Главная особенность исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде. Основные критерии оценки учебного исследования: научная значимость темы; обоснованность выбора методов исследвания и грамотность их использования; глубина и грамотность анализа полученых результатов. · Другие современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность учащегося и субъект-субъектное взаимодействие (игровые, тренинговые и др.). Оценивание учебных достижений при освоении элективных курсов рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями, изложенными в Инструктивно-методическом письме «Об оценивании совокупности индивидуальных образовательных достижений учащегося старшей школы». ^Элективные курсы могут выполнить еще одну важную функцию - явиться полигоном для создания и экспериментальной проверки нового поколения учебных материалов.Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.2) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.3) Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Приведем возможные примеры таких курсов; «Биология и компьютер», «Пищевые технологии» и др.5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы. Примерами таких курсов могут быть «Как делаются открытия», «Математические модели и методы в естествознании и технике», «Основы методологии и методики биоэкологических исследований» и др.6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история биологии).7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач ( биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе биологического эксперимента.II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Примерами таких курсов естественнонаучного профиля могут быть: «Основы космонавтики», «Физика Космоса», «Элементы астрофизики», «Естествознание», «Элементы биофизики», «Элементы химической физики», «Биохимическая физика» и др.Межпредметные курсы типа «Естествознание» могут проводиться в основной школе, с целью предпрофильной подготовки - оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах. В профильной школе такие курсы могут выполнять двоякую функцию:- быть компенсирующим курсом для классов гуманитарного и социально-экономического профилей:- быть обобщающим курсом для классов естественнонаучного профиля. Примером такого обобщающего элективного курса может быть: «Эволюция естественнонаучной картины мира».III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.Это курсы, посвященные психологическим, социальным, психологическим культурологическим, искусствоведческим проблемам («Проблемы экологии»)Надо отметить, что эти курсы не связаны рамками образовательных стандартов и какими-либо экзаменационными материалами. Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают. В связи с этим появляется возможность на примере учебных пособий по элективным курсам отработать условия реализации мотивационной функции учебника. Но нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики - обеспечения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Таким образом, современная школа не должна отказываться от ЗУНов, но считать приоритетным направлением деятельности - способствовать развитию школьников, научить его решать учебные и жизненные проблемы, научить учиться. И ожидания учащихся в большинстве случаев будут связаны с достижением некоторых метапредметных результатов (например, с освоением способов анализа информации, способов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, навыков решения проблем и т.д.). В учебниках по элективным курсам возможно и весьма желательно использовать аппарат обращения к внешкольным источникам информации (включая компьютерные сети) и к образовательному опыту, приобретенному вне рамок школы (дополнительное образование, самообразование, социально-творческая деятельность).Элективные курсы должны вводиться постепенно с чередованием, что обеспечит обдуманное изучение и возможность осознания обучающимися необходимости или ненадобности данных курсов. Ребёнок должен избегать «навязывания» школьного профиля обучения и отдельных элективных курсов. Обучающиеся должны иметь право выбора и постоянного поиска своего пути. Причём нужно это делать раньше, чем начинается предпрофильная подготовка.