«Познавательная активность обучающихся средней школы на уроках русского языка и литературы»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Познавательная активность обучающихся средней школы на уроках русского языка и литературы»
Автор: Вилкова Ольга Андреевна
«Познавательная активность обучающихся средней школы на уроках русского языка и литературы»За последние десятилетия в обществе произошли значительные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Эти изменения привели как к положительным, так и к негативным тенденциям, связанным, прежде всего, со сменой ценностных ориентиров. В быстро развивающемся, высокотехнологичном социуме появилась потребность в человеке активном, думающем, обладающем способностью творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и адаптироваться в новых условиях. Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способности.Один из путей, способных решить назревшие проблемы, – развитие познавательной активности учащихся. От того, как ученик относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.Проблема развития, поддержания познавательного интереса, активного отношения учащихся к учению осознавалась педагогами всегда. Хотя называлась эта проблема по- разному: воспитание сознательного отношения к учению, формирование творческой инициативности, учебно- познавательная компетенция. Познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.В настоящее время учебно-познавательная деятельность определяется как одна из ключевых компетенций, которыми должны овладеть учащиеся школы в условиях модернизации образования. Главное отличие учебно-познавательной деятельности от учебной состоит в том, что она направлена на решение социально-актуальной и личностно-значимой для учащегося познавательной проблемы.В основе познавательной деятельности – положительное отношение ученика к процессу учения, уважение человеческой индивидуальности, опора на личностные качества и субъективный опыт воспитанника. Показатели познавательной активности – прилежание, осознанность обучения, творческая инициатива, находчивость в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т. д.Эффективной познавательная деятельность может стать при условии грамотной педагогической поддержки, т. е. взаимодействия учителя и ученика, когда педагог помогает преодолеть нежелание учиться, замечает успех и создает ситуацию успеха. Принципы сотрудничества в учебной деятельности, личностно ориентированного обучения характерны и для моей работы с детьми.Процесс учебно-познавательной деятельности предполагает овладение общеучебными умениями. Необходимо постоянно, из урока в урок учить ребенка учиться, чтобы познакомить его с приемами организации своего учебного труда, анализа собственной деятельности (учебно-управленческие умения), научить находить нужную информацию для решения учебной задачи (учебно-информационные умения). Кроме того ученик должен обладать учебно-логическими умениями, такими как: анализ и синтез, сравнение и обобщение, определение понятий, доказательство и опровержение.Большое внимание в своей работе с детьми уделяю приемам рациональной организации учебной деятельности, развитию навыков культуры умственного труда. Такая работа будет эффективной, если учащиеся ставятся в позицию субъекта, понимающего цель урока. Выстраиваю объяснение нового, неизвестного с опорой на уже знакомое, связывая с изученным ранее материалом. Такие «мостики»-связи чрезвычайно важны в процессе познания, так как формируют представление о системности языка и усиливают мотивацию: а зачем это собственно нужно?Например, на уроке русского языка изучается тема «Краткие причастия». Спрашиваем: какая известная вам часть речи имеет этот признак? А как изменяется краткая форма прилагательных? Ответив на эти вопросы, вполне логично предполагаем, что и краткое причастие может иметь те же признаки. Оформляем наблюдения в виде опорной записи, сравниваем с учебником. Испытываем положительные эмоции: ведь все получилось, сами пришли к правильному выводу, да еще и учителю помогли в объяснении. Без таких связей не обойтись и на уроке литературы. Как можно, например, изучать творчество писателя и не погружаться в эпоху, которая его сформировала? И учитель всегда придумает, как связать творчество А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и А.Н. Островского.На уроках учимся сравнивать, сопоставлять явления, используем элементы догадки, прогнозирования. Вот урок «Имена существительные собственные и нарицательные». Замечаем, что часто подсказывает нам информацию корень слова. Это хорошо развивает воображение, образное мышление, приучая детей видеть интересное в обыденном. Важно, когда правило не изучается, а к его формулировке учащиеся приходят самостоятельно в совместной с учителем диалогической работе – от примеров и текста через поиск объединяющих и выделяющих признаков –к формулированию правила «для себя» (в виде схемы, рисунка, короткого словосочетания).Психологи отмечают, что преобразование информации, перевод ее в более наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные схемы, таблицы, опорный конспект. Эту работу можно выполнять вместе с учителем, в диалоге и создавать на уроке атмосферу поиска, маленького открытия.В процессе деятельности вырабатываем систему графических способов выделения информации: условных обозначений, сокращений, подчеркиваний.Необходимо учить детей рассуждать, мыслить, использовать алгоритм для лучшего усвоения правила. Не говорить сразу ответ: в слове «слышит» пишу букву и, а проговорить всю цепочку рассуждений: инфинитив –гласный перед ть –искл.? –спряжение –выбор гласной.Особое внимание обращать на работу с устным и письменным текстом. Умение верно воспринимать и грамотно обрабатывать информацию, правильно излагать собственные мысли становится необходимым не только на уроках и при сдаче экзаменов, но и во всех сферах жизни.В каждом классе серьезно работаем с разнообразными источниками информации, включая СМИ и ресурсы интернета. И здесь важна помощь учителя, который подскажет, где искать точную, проверенную информацию и где ее можно использовать. Если доклад получился несамостоятельным, просим рассказать об этом же своими словами.Как сделать процесс усвоения знаний увлекательным и интересным? Наблюдения над речью учащихся показывают, что им не всегда известны значения слов, с которыми приходится встречаться в речевой практике и при чтении художественной литературы. Это затрудняет правильное понимание смысла художественного произведения, снижает ценность получаемой информации и осложняет общение. Поэтому на своих уроках всегда надо привлекать внимание учащихся к новому слову, понятию, термину. В совместной поисковой деятельности учащиеся видят путь определения понятия. Это учит детей думать над каждым словом, предложением, способствует точной, доказательной речи, совершенствует логическое мышление, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. Например, почему «союз» называется именно так? И что значит название другой части речи –«наречие»?Учителю просто необходимо отказаться от однообразия уроков и приемов обучения. Подготовка к уроку должна начинаться с вопроса: « Чем может быть интересна эта тема? Как привлечь внимание учащихся к этой теме?» При отборе материала стараться использовать разные способы подачи занимательного материала, учитывая возраст учащихся, их интересы, читательский опыт. Это могут быть нестандартные задания, например: составить шуточный текст объявления с приглашением на спектакль. Можно предоставить возможность самому ученику объяснить тему «Образование страдательных причастий настоящего времени», предварительно вспомнив логику объяснения предыдущих тем учителем. Таким образом, ребенок сам думает, как сделать объяснение и наглядным, и эффективным. Можно в соответствии с целью урока использовать такую смену деятельности, как анимацию, звук. Электронные средства обучения дают такую возможность.Использую в своей практике нестандартные уроки: литературные игры (по комедиям «Ревизор» и «Горе от ума»), «Умники и умницы» (по книгам М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна»), праздник инсценированной басни. Театрализация, сочетание индивидуальной и групповой работы дают хорошие результаты. Развиваются коммуникативные навыки, дети учатся высказывать свое мнение, активно вовлекаются в новые для них виды деятельности. На уроках литературы дополняют представление о произведении фильмы-экранизации, после просмотра которых обсуждаем игру актеров, находки режиссера.Другой вопрос: как удержать этот интерес на уроке? Ответ один: вовлекая учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Это прежде всего систематическая работа со словарями и справочной литературой. Учащимся необходимо знать о том, какие существуют справочные пособия, какие сведения в них можно получить, чтобы глубже понять родной язык, усвоить материал, развить свой интеллект.Работу по обогащению своего словаря и по привитию навыков исследовательской деятельности нужно поддерживать постоянно. В десятом классе провожу урок по теме «Вселенная в алфавитном порядке», используя групповые формы обучения. Каждая группа получает свое задание, для выполнения которого нужно выбрать определенный вид словаря или справочного пособия и решить задачи, связанные с пониманием текста и исправлением неточностей в речи. Примеры таких заданий:1)Объясните выделенные слова:На запад от Торжка идет гужевой тракт к городу Осташкову.2)Есть ли общее между происхождением слов почва и подошва?3)В каком значении употреблено выделенное слово у А.С. Пушкина?Смиренный грешник…Господний раб и бригадир,Под камнем сим Вкушает мир.4)Используя словарь, исправьте ошибки в предложениях:- Проект имеет две ахиллесовы пяты.- Сначала Гамлет верил в народ, но потом разоблачился.Начиная с пятого класса, мы ведем тетради-справочники, где наряду со схемами и таблицами есть разделы по лексике, например: «Устаревшие слова», «Диалектные слова», «Фразеологизмы» и др. Эти разделы самостоятельно пополняются в течение нескольких лет. Учащиеся выступают с сообщениями об этимологии слов, об истории происхождения крылатых выражений, фразеологических сочетаний, некоторых трудных с точки зрения написания наречий. В работе по организации самостоятельной деятельности использовать проблемные задания, которые направляют развитие ребенка на опережение, на «завтра». Такие задания, достаточно трудные, готовят учащихся к предметным олимпиадам и просто побуждают мыслить:- Почему в слове «следующий» есть ю, а в слове «будущий» нет?- Какое минимальное количество букв может иметь причастие? - Почему в слове искусство пишется две буквы СС, а в слове искусный –одна?Эффективен в познавательной деятельности метод учебного проекта. Например, можно провести успешный проект по презентации книги В. Тендрякова «Весенние перевертыши» (урок внеклассного чтения в восьмом классе). Класс поделить на несколько творческих групп, каждая из которых готовит такие задания:1)газету с устной презентацией о жизни и творчестве писателя;2)проект обложки к книге «Весенние перевертыши»;3)викторину по книге;4)отзыв о прочитанной книге;5)инсценировку эпизода.Занятия такого рода вызывают отклик у учащихся, желание поделиться впечатлениями о прочитанном.Большое внимание, конечно, необходимо уделять интегративным связям между предметами. Это, конечно, взаимосвязь уроков русского языка и литературы со смежными видами искусств: музыкой, живописью. Сопоставление разных по настроению текстов, музыкальных картин развивает эмоциональный мир, повышает общую культуру, расширяет знания о мире.Познавательная деятельность приоткрывает таланты детей, раскрывает творческий потенциал ребенка. Для развития творческих способностей учащихся необходимо речевое творчество, ведь у ребенка сильно стремление к самовыражению. Создание собственных небольших произведений разных жанров помогает фантазировать, смотреть на привычные вещи под новым, необычным углом зрения, не бояться «творить, выдумывать, пробовать». Нестандартные темы, возможность выбора вызывают познавательную активность: «Как много времени у глагола», «Рассказ о глаголе, потерявшем лицо», «Это мечтательное наклонение», «Наклонение, привыкшее повелевать» (тема «Глагол» в шестом классе). Мы можем стать свидетелями удивительного приобщения ребенка к речевому творчеству.В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания –трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Вспомним слова Я.А.Коменского, мечтавшего о том времени, когда школа изобретет такой метод, при котором учителя меньше бы учили, учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха. Литература:1.Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности// Педагогика, 1998,№ 82.Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Народное образование.- 1964.- № 13.Русский язык в школе.- № 5, 2005, № 6, 20064.Сенько Ю. В. , Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. – М., 19895.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003, № 86.Хуторской А.В. Современная дидактика. –СПб: Питер,20017.Широкий Е.Н. Развитие мыслительной активности учащихся // Педагогика, 1990, № 108.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М., 1989