"Удивительные свойства воды".


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Удивительные свойства воды".
Автор: Федорова Ирина Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад» №76 «Здоровейка» города Чебоксары Чувашской республикиКонспект НОДпо познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе«Удивительные свойства воды».Выполнила:ВоспитательФедорова И. Н.Чебоксары 2018Цель: систематизировать знания детей о свойствах воды, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.Задачи:
  • Образовательные:
  • -совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (зрение, вкус, обоняние).2. Развивающие:- развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты.3. Воспитательные:- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Воспитывать организованность, дисциплинированность.Методы и приемы:•Организационный момент;•Художественное слово;•Уточнения, опросы, игровые приемы;•Алгоритмы для составления модели этапов деятельности;•Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.Организация детей: дети свободно располагаются вокруг столов для опытов и исследований.Словесные: вопросы, художественное словоПрактические: физкультминутка, исследование предметов, Д/и «Вода бывает».Словарная работа: невидимый, прозрачный, подсластить, пресная.Индивидуальная работа: закреплять с Палагиной Машей произношение звуков [c ], [п].Оборудование и материалы: фартуки для опытов, глобус, нарисованная голубая капля, 4 синие и4 красные маленькие нарисованные капли, квадратный прозрачный сосуд, круглый прозрачный сосуд, столы для опытов, чайные ложки по количеству детей, трубочки для питья, блюдца, стаканчики, вода кипячённая, сахар в сахарнице, соль в солонке, влажные салфетки.Ход НОД.Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сначала мы поздороваемся глазками, потом – ручками, теперь - словами. Воспитатель: Молодцы! Дорогие ребята!Встанем рядышком по кругу Улыбнемся все друг другу.Если каждый улыбнется-Утро доброе начнется.Послушайте, Катя, Даша и Артём сейчас нам загадают загадку.1 ребёнок:Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг,Снимет грязь с лица и рук?2 ребёнок:Без чего не может мама Ни готовить, ни стиратьБез чего мы скажем прямоЧеловек не может жить?3 ребёнок:Чтобы лился дождик с неба Чтоб росли колосья хлебаЧтобы плыли кораблиЖить нельзя нам без ……Дети: -Воды!Воспитатель: -Правильно, вода. Ребята, а как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи?Дети: (Ответы.)Воспитатель: - Месяц.- А сколько времени человек может обойтись без воды?Дети:(Ответы.)Воспитатель: - Неделю, 7 дней. Ребята, а как вы думаете, много ли воды на земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначена вода?Дети: - Синим.Воспитатель: - Правильно. А суша.Дети: - Желтым. Зелёным. Коричневым.Воспитатель: -Молодцы! А чего больше суши или воды?Дети: -Воды.Воспитатель: - Правильно воды. Но несмотря на то, что водой покрыто ¾ площади Земли, к воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды пригодной для питья на земле не так уж и много. Потому что в морях вода солёная и она не пригодна для использования в хозяйстве.2-ая частьВоспитатель: - А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо» Подойдите к доске. На нем прикреплена большая голубая капля воды.(Дети вместе с воспитателем подходят к доске.) Вы все будете капельками. Одни капельки синие, другие капельки красные. (Раздаю капельки.) Итак, синие капельки должны будут вспомнить, чем полезна вода, чем она хороша? Сказать об этом нам всем и прикрепить свою капельку справа от большой капли, которая изображена на доске. А красные капельки будут вспоминать, чем вода может быть вредна и даже опасна? Они прикрепят свои красные капельки слева от большой капли. Задание вам понятно?Дети: (Ответы.) Воспитатель: Где мы должны приклеить синие капельки? (Если дети затрудняются ответить задать уточняющий вопрос: - Справа или слева от большой капли?Дети: Справа.Воспитатель: А куда мы должны приклеить красные капельки?Дети: Слева.Воспитатель: -Предлагаю вам сначала рассказать, чем полезна вода. Вода - это хорошо, почему?Дети: - Вода нужна для питья.-Умываться и мыть руки.-Готовить еду, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду.-Вода нужна для жизни людей, животных и растений.Воспитатель:- Отлично. А теперь расскажите чем опасна вода. Вода – это плохо, почему?Дети:- Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.- Горячей водой можно обжечься.- Бывают наводнения, которые разрушают дома.- На пролитой воде можно поскользнуться и упасть.Воспитатель: - Молодцы! С заданием справились.3 часть.Воспитатель: Ребята! А теперь я вас приглашаю отправиться в настоящую лабораторию и предлагаю провести настоящие опыты. А что такое «лаборатория?»Дети...Воспитатель: Правильно. А как называют людей, которые работают в лаборатории?Дети...Воспитатель: Правильно, ребята! А вы хотите отправиться в лабораторию? Для этого нам надо одеть специальную форму, возьмите фартуки и одевайте. (Дети надевают фартуки). А теперь всем лаборантам мы повесим специальные бейджики, где написано имя лаборанта. Подойдите ко мне. (Детям закалываются на фартуки бейджики) Какие вы стали красивыми. А я буду руководителем лаборатории.Воспитатель: Уважаемые лаборанты! Перед началом работы в лаборатории мы с вами должны вспомнить правила. Какие правила вы знаете?Дети: В лаборатории нельзя трогать незнакомые предметы без разрешения руководителя.Слушать инструкцию руководителя.Не шуметь. Не толкаться.Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите на столы. Какие цифры видите на них. Дети... 1. 2. 3. 4.Воспитатель: Правильно. Мы сегодня с вами будем проводить четыре опыта. Пройдите к столу под номером 1.Опыт №1.Какой формы вода?Воспитатель: Какой формы вода? На столе стоят две посуды. Ребята, а какой они формы? (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для того, чтобы узнать и правильно ответить на этот вопрос мы с вами проведём небольшой опыт. Сначала нальём воду в квадратную посуду. (наливает) Посмотрите, какую форму приняла вода?Дети: ...Воспитатель: Правильно. Вода стала квадратной формы. Перельем эту воду в круглую посуду. (Переливает) А теперь какую форму вода приняла?Дети:...Воспитатель: Правильно. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Какой вывод мы можем сказать?Дети: Вода не имеет форму. Принимает форму того сосуда, в котором находится.Воспитатель: Правильно. Вода не имеет формы. (Вешает на доску карточку)Опыт №2. Какого цвета вода?Воспитатель: Какого цвета вода? (выслушиваю ответы детей) Перед вами стоят два стаканчика: один с чистой водой, а другой с молоком. Возьмем карточки с цифрами и с буквами и поставим на них стаканчик с чистой водой. Нам сквозь воду видны буквы и цифры? (ответы детей) Какие буквы вы видите? А какие цифры? (Ответы детей) А теперь поставим на картинку стакан с молоком. Что мы обнаружили? (Ответы детей)Воспитатель: Какой вывод мы с вами можем сделать?Дети: (Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы.) Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. (Вешает на доску карточку)Воспитатель: У лаборантов очень ответственная работа. Поэтому им нужен отдых. Давайте прогуляемся на свежем воздухе, встанем в круг и расскажем стихотворение «Выросли деревья в поле».Дети: Выполняют задание.Выросли деревья в поле.Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)Каждое старается,К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)Вот подул веселый ветер,Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)Даже толстые стволыНаклонились до земли. (Наклоны вперед)Вправо-влево, взад-вперед –Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)Он их вертит, он их крутит.Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)Ветер стих. Взошла луна.Наступила тишина. Воспитатель: Молодцы! Хорошо стало на поле, тишина. Но нам надо вернуться в нашу лабораторию. Я вас приглашаю к столу №3.Опыт №3.«У воды нет запаха».Воспитатель: Как вы думаете, есть у чистой, пресной воды запах?Дети...Воспитатель: Я вам предлагаю выяснить это опытным путём. Перед вами стоят стаканчики с чистой водой. Возьмите их и понюхайте. (Дети выполняют) Чем она пахнет? (Дети нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Однако, можно подчеркнуть, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают её специальными веществами, чтобы она была безопасной для здоровья.)Дети...Воспитатель: И так, какой мы с вами сделаем вывод?Дети: Вода не имеет запаха.Воспитатель: Правильно. Мы с вами выяснили, что вода не имеет запаха. (Вешает на доску карточку.)Опыт№4.«У воды нет вкуса».Воспитатель: Уважаемые лаборанты! Предлагаю перейти вас к четвёртому столу. Выберите каждый себе рабочее место. Что вы видите перед собой? Дети. Два стаканчика с водой. Два сосуда с сыпучим веществом. Ложки. Я вам предлагаю взять ложечки и попробовать воду в стаканчиках. (дети пробуют воду.) Попробовали. А теперь ответьте пожалуйста: Есть у воды вкус?Дети. Нет.Воспитатель: А теперь ложечкой добавьте в первый стаканчик вещество с одного сосуда и перемешайте, а во второй стаканчик со второго, не забудьте перемешать. (Дети выполняют.)Воспитатель: Что случилось с белыми веществами, когда они попадали в воду?Дети: Растворились.Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать воду с обоих стаканчиков поочерёдно. Что изменилось?Дети: Вода стала солёной. Вода стала сладкой. Воспитатель: А как вы думаете, что вы сделали водой, чтобы она стала солёной?Дети: Пустили соль. Растворили соль.Воспитатель: Правильно. Но об этом можно рассказать, используя только одно слово. А какое это слово?Дети: Посолили. (Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает.)Воспитатель: Маша, что мы сделали с водой?Маша: Посолили.Воспитатель: Молодцы! Что вы сделали, чтобы вода стала сладкой?Дети: Пустили сахар. Растворили сахар.Воспитатель: Правильно. А как можно рассказать об этом, используя одно слово? Кто ответит. Дети: ... . (Если дети затрудняются ответить. Воспитатель подсказывает.)Воспитатель: Уважаемые лаборанты! Вы воду подсластили. Давайте все вместе скажем.Дети: Подсластили.Воспитатель: Маша. Что мы сделали?Маша: Подсластили.Воспитатель: (Предлагает повторить это слово ещё 2-3 детям)Воспитатель: Итак, в ходе этого опыта мы с вами что выяснили?Дети: У воды нет вкуса. В воде растворяется соль, сахар.Воспитатель: Молодцы! (Вешает на доску карточку)Воспитатель: Уважаемые лаборанты. Вот и закончили мы свои исследования. Подойдите к доске и посмотрите на наши карточки. Какие исследования мы проводили на этот раз в нашей лаборатории?Дети: ... .Воспитатель: А какие свойства воды мы обнаружили в ходе опытов?Дети:...(Воспитатель выслушивает всех детей.)Воспитатель: Молодцы, уважаемые лаборанты. За проявленную любознательность, смекалку и трудолюбие я, как научный сотрудник вручаю вам дипломы лаборантов.Награждения.