"Кризис трёх лет - шаги к преодолению"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Кризис трёх лет - шаги к преодолению"
Автор: Кондратьева Тамара Александровна

«Кризис трёх лет – шаги к преодолению»Я веду своих детей со второй младшей группы. В этом году мы столкнулись с такой проблемой в воспитании детей, как кризис трех лет. Она стала для нас актуальной и поэтому, пришлось искать пути правильного преодоления кризиса.Кризис 3-х лет – это становление личности. Он представляет собой перестройку взаимоотношений, существовавших до сих пор между ребенком и взрослым. К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке. Он становится непослушным, капризным, упрямым. Послушный и спокойный ребёнок внезапно превращается в неуправляемого и яростного «разбойника». Любимый малыш проверяет на прочность нервную систему родителей, устраивает их терпению и любви настоящие испытания. Такое поведение сводит взрослых с ума.Умиление на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и раздражения.Кризис трех лет можно распознать по проявлению следующих симптомов:Упрямство – ребенок настаивает на своем решении;Негативизм – не выполнение определенных требований;Строптивость – протест;Протест, бунт – проявляется в частых ссорах с родителями;Своеволие – стремление к самостоятельности замысла.А сейчас я хотела бы предложить способы коррекции симптоматики кризиса трех лет.Во-первых организовывать деятельность детей так, чтобы они как можно больше были заняты в течении дня, а также проявляли свою самостоятельность.К примеру, научить детей КГН: мыть руки, умываться, делать это самостоятельно, а родители наблюдают за правильностью исполнения. ребенок должен самостоятельно убрать за собой посуду после еды. Можно применять сюжетно-ролевые игры, к примеру: с/р.и. “Дом”. Ребенок сначала наблюдает за педагогом, учится действовать с предметами, а затем я предлагаю: “Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть”. Здесь используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность в одевании. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т.д.Во-вторых - через игры-драматизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. “Злой волчище рычит, хочет испугать поросят (предлагаю ребенку порычать). Громко стучит в дверь, топает ногами”. С помощью таких не сложных действий снимаем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее. И к тому же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько детей ведут себя агрессивно, то вовлекаем их в игру. «Ребята, к нам в группу пробрался пират - злодей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели не играли, а плакали. Давайте выгоним его». Предлагаю «закидать» пирата мешочками с песком, комочками из бумаги. В качестве пирата используем игрушку или картинку.Корректировать проявление негативных черт можно используя лепку. К примеру, вылепить другого героя: «Ребятки давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она получилась злая, хитрая, на лапках острые когти. А теперь поменяем сюжет сказки, и слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту злую лисицу мы выгоним. Скомкаем пластилин, будем крепко на него нажимать, чтобы злая лиса скорее убежала и появилась добрая».Помогает сбросить агрессию закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями. На большом листе бумаги рисуем любого отрицательного героя и предлагаем закрасить или замазать его полностью: «Закрась волка, который съел маленьких козлят!».Сюжетно-ролевая игра отражает социальные связи, правила и нормы поведения в обществе, способы взаимодействия с людьми. Эта сфера интересна ребёнку на данном возрастном этапе, и родители смогут использовать её как инструмент обучения и воспитания.Порой взрослые, чтобы избежать конфликтов, уступают ребёнку и подчиняются его желаниям. Но это путь ведёт в никуда. Малыш привыкнет к такому положению вещей и будет ожидать, что все в этом мире должно быть так, как он захочет. Чтобы это вы не были разочарованы в будущем, лучше сразу установить разумные ограничения, чтобы ребёнок понимал, что каждый человек – это личность со своими потребностями и желаниями.Когда родители не справляются с ситуацией самостоятельно, то лучше обратиться к психологу. Он поможет найти правильные действия в конкретных случаях, и наладить контакт с ребёнком.От детских капризов не застрахована ни одна семья. Истерика возникает, где есть запреты и ограничения. Но растить детей во вседозволенности тоже нельзя. Есть ситуации, когда ребёнку лучше сразу сказать «нет!». Масштабы реакции на отказ могут быть самые разные: от непродолжительного плача до катания по полу. Поэтому родители должны быть внимательными и уметь предугадывать провоцирующие ситуации, стараясь избегать их.Если истерика уже началась, можно придерживаться следующих рекомендаций:
  • Родители должны сохранять спокойствие и не заострять внимание ребёнка на истерике.
  • Нельзя кричать на ребёнка и бить его. От этого он не успокоится, а наоборот, истерика усилится.
  • Не стоит обращать внимание на косые взгляды окружающих людей. Как бы это не выглядело со стороны, такое поведение для маленького ребёнка – норма.
  • Если есть возможность, лучше уединиться с ребёнком. Посторонние люди очень любят советовать, как поступить, или могут попытаться помочь маме успокоить малыша, тем самым вызвать еще больший всплеск эмоций у ребёнка.
  • Не приказывать малышу успокоиться. Лучше проговорить спокойным и уверенным тоном его эмоциональное состояние: «Я вижу, как ты расстроен, потому что я не разрешила тебе… Ты сильно злишься из-за этого» и т.д.
  • Если обстановка позволяет, лучше дать малышу полностью прожить свои чувства и не блокировать их – только так он научится их понимать и управлять ими.
  • Но бывают ситуации, при которых ребёнку лучше помочь успокоиться. Тогда можно попробовать переключить внимание малыша, например, на какой-нибудь яркий объект, который сможет заинтересовать ребёнка. Если не получается, нужно просто переждать, пока ребёнок успокоится или попытаться вместе найти компромиссное решение.Когда истерика пройдёт, обязательно нужно обсудить с малышом случившуюся ситуацию, спросить, что он чувствовал в этот момент, показать ему, как можно выразить эмоции другим способом.Так как эта проблема очень сложная, одному воспитателю с ней не справиться. Нужна помощь родителей. Родителям, которые более или менее просвещены в плане воспитания детей, которые понимают, что такое кризис трех лет, можно посоветовать самостоятельно почитать литературу, предложенную воспитателем. А с теми, кто своим воспитанием обостряет кризис, не замечает его проявлений, путает симптомы кризиса с непослушанием, нужно проводить индивидуальные беседы.Мы, педагоги, показываем работу, которую проводим с детьми в группе, советуем почитать литературу. Обращаем внимание на ребенка, на его внутренний мир, стараемся сблизить ребенка и родителей.Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами: игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п.Только совестные усилия воспитателя и родителей дадут положительные результаты.