Как воспитывать готовность к послушанию детей младшего возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как воспитывать готовность к послушанию детей младшего возраста
Автор: Ярёменко Мария Владимировна

Как воспитывать готовность к послушанию детей младшего возраста.«Радуйтесь мелочам, поскольку однажды оглянувшись, вы, возможно, поймете, что это были далеко не мелочи» (Р. Браул). Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться невозможна никакая дисциплина. Детское послушание организуется через любовь к ребенку, добротой родителей.Послушание можно начинать воспитывать с того времени, как ребенок станет понимать требования окружающих. Однако есть родители, которые считают, что человека красят самостоятельность и инициатива, а не слепая готовность подчиняться чужой воле.Безусловно, самостоятельность и инициатива необходимы, но они хороши тогда, когда направлены на достижение разумных целей, разумных не только с точки зрения ребенка, но и окружающих людей. То есть инициатива должна регулироваться нормами общественной морали. А эти нормы успешно усваиваются лишь в том случае, если ребенок умеет прислушиваться к мнению взрослых и выполнять их требования.Послушание не противоречит и воспитанию воли. Сила воли как раз и заключается в том, чтобы уметь подчинять свои желания определенным требованиям. Ребенку недоступно еще понимание многих моральных принципов, поэтому если в своем поведении он не находит опоры в твердой воле старших, он вырастает своевольным человеком!Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко писал: «Ребенок в младшем возрасте должен слушаться родителей, ибо если он непослушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 - 8 лет».Послушного ребенка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, что плохо, вырабатывать у него привычки нравственного поведения. Наверное, все, кто читает эти строки, согласятся с этим. Однако слепое послушание нас удовлетворить не может. Настоящее активное послушание – это сознательное, разумное подчинение авторитету взрослых, основанное на том, что ребенок признает справедливость предъявленных ему требований и с желанием их выполняет.Воспитание послушания требует от родителей, прежде всего, спокойствия и терпения. Больше чем где-либо здесь могут принести вред возбуждение, нервное и нетерпеливое поведение. Нельзя постоянно порицать, упрекать ребенка. Не всякая шалость приводит к тому, что ребенок становится плохим. Когда же он действительно совершает проступок, то проявите строгость, но не теряйте самообладания. При воспитании послушания важно считаться с индивидуальными особенностями ребенка, с его интересами, запросами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности. Выслушивать внимательно его вопросы, серьезно и умело отвечать на них, проявлять такт в обращении с ребенком. Психологи отмечают, что надо научиться смотреть на ребенка как на человека пусть еще слабого, нуждающегося в помощи, защите, но все-таки человека, притом человека будущего. Опыт и наблюдения показывают, что дети легко подчиняются только в том случае, если они не возбуждены, если у них хорошее настроение. Нельзя также забывать о том, что отрицательную реакцию ребенка нередко вызывают непосильные требования взрослых. И чтобы избежать этого, от ребенка надо требовать то, что он может наверняка сделать: содержать в чистоте и порядке игрушки, аккуратно складывать свои вещи и т.п.Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. В результате у ребенка вырабатывается устойчивая привычка послушания (можно подчеркнуть, что воспитатели группы всегда договариваются о едином подходе к детям, особенно к тем, кто непослушен).Беседы с ребенком (иногда очень короткие) помогают сформировать у него осознанное отношение к своему поведению. Чтобы вызвать у ребенка желание выполнить требование следует обращаться к нему спокойным ровным, а порой ласковым тоном. Но помните, каждый конкретный случай должен соответствовать индивидуальной особенности ребенка. Правильно организованный контроль предупреждает уклонение детей от выполнения требований и развивает у них чувство ответственности за свои поступки. Допустим, ребенок не послушался в первый раз, следует повторить еще раз, но уже более категорично. Если и в этом случае ребенок не послушался, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдет к вам со своими делами, обратится к вам с вопросом, вы спокойно требуете исполнения своей просьбы, и пока он ее не выполнит, не общайтесь с ним. При этом не нужны длинные объяснения, нравоучения, а непреложное, категоричное требование исполнить то, о чем я прошу. «Но это так трудно, - нередко говорят родители, - может подойти время еды, прогулки и т.д.». Трудно, но надо тренировать себя и перестраивать свое отношение к ребенку, заставив его считаться с вашими требованиями. Пусть он на этот раз не поест вовремя, но зато поймет, что со взрослыми, их заданиями, требованиями надо считаться.Дети, как правило, выражают много различных желаний, и в этом проявляется их стремление к самостоятельности. Хорошее желание ребенка – довести начатое дело до конца, помочь маме в уборке квартиры, сделать что-нибудь приятное бабушке и пр. – надо всемерно поддерживать и поощрять. Некоторые желания детей бывают по разным причинам не выполнимы. Запрещая, надо быть твердыми, настойчивыми – ребенок должен научиться подчиняться слову «нельзя».Но и недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Запретили, значит, объясните причину запрета. Тогда запрет станет более убедительным. У ребенка будет развиваться способность сдерживать свои желания.Правильно организованный день, насыщенный полезными делами, нормализует поведение ребенка, способствует формированию положительных привычек, усвоению правил поведения. Дети по своей природе активны, деятельны. И очень важно, чтобы эта активность нашла применение в полезной деятельности. Привыкнув ежедневно убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т.п., ребенок делает это без принуждения с охотой. Участвуя в поддержании чистоты, уюта, ребенок учится заботиться о родителях, братьях, сестрах. Жизненный опыт детей еще незначителен, они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки родителей. Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям.Итак, какие вы будете использовать методы и приемы воспитания, во многом зависит от вас, но всегда необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Важно также помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если своим собственным поведением вы не будете подтверждать того, что требуете от детей.