Проблема воспитания дисциплины на уроках физической культуры и пути ее решения.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблема воспитания дисциплины на уроках физической культуры и пути ее решения.
Автор: Дмитришина Оксана Ростиславовна

Иванков Ч.Т.доктор педагогических наук, профессор,Московский педагогический государственный университетIvankov CH.T. doctor of pedagogical sciences, Professor, Moscow State Pedagogical University Дмитришина О.Р.магистрант, Московский педагогический государственный университет Dmitrishina O.R. undergraduate, Moscow State Pedagogical University Воспитание дисциплины на уроках физической культурыParenting discipline on the lessons of physical cultureАннотация. В работе показана целесообразность построения взаимоотношений педагога с учащимися при проведении уроков физической культуры на основе гуманистического и демократического стиля. Систематическое, совместное планирование учебного материала и результатов деятельности позволяет достичь основной задачи образования: воспитание всесторонней, гармонично развитой личности.Ключевые слова: учитель, педагог, дисциплина, поведение, воспитание, урок, физическая культура. Annotation. The paper shows the feasibility of building a relationship between a teacher and students when conducting physical education classes based on humanistic and democratic styles. Systematic joint planning of educational material and results of activities allows you to achieve the main objectives of education: education of a comprehensive, harmoniously developed personality. Keywords: teacher, discipline, behavior, education, lesson, physical culture. Введение. Одной из ведущих моральных норм, характеризующих отношение человека к своему поведению, является сознательная дисциплина. Дисциплина, как моральная норма общественного поведения, требует соответствия поведения человека моральным требованиям общества. Сознательная дисциплина основывается на силе общественного мнения и личной убежденности каждого члена общества. В воспитании у ребят дисциплины школа исходит из требований нашего общества. Безнравственными являются поступки учащихся, которые нарушают общественный порядок, моральные требования, принятые нашим обществом. Основную роль в воспитании дисциплины у школьников играет коллектив, отношения в котором строятся на взаимном доверии и уважении друг к другу, взаимопомощи и товариществе. В таком коллективе дисциплина воспринимается ребятами не как что-то навязанное, а как необходимость для нормальной, интересной жизни коллектива.     В процессе воспитания сознательной дисциплины у школьников я добиваюсь того, чтобы дисциплина стала внутренним моральным стимулом, чтобы каждый учащийся в своем поведении руководствовался внутренним убеждением в необходимости правильного морального поведения.     Дисциплина - это умение школьников управлять своим поведением в соответствии с моральными требованиями общества и коллектива. В процессе длительной и систематической работы с учащимися на основе школьной дисциплины у учеников формируется дисциплинированность. Дисциплинированность, как моральное качество, характеризуется тем, что человек в любой ситуации всегда сумеет выбрать наиболее правильное поведение.Полезной привычкой поведения ученики овладевают более успешно на положительном эмоциональном фоне. Объект исследования - процесс формирования дисциплины на уроках по физической культуре в школе.Предмет исследования - пути и средства формирования дисциплины на уроках по физической культуре.Цель исследования - научно обосновать и определить эффективные средства формирования дисциплины на уроках физической культуры.Задачи исследования:
  • Изучить научно-методическую литературу по формированию дисциплины на уроках в школе.
  • Определить причины нарушения дисциплины на уроках по физической культуре.
  • Разработать практические рекомендации по формированию и воспитанию дисциплины на уроках по физической культуре.
  • Научная новизна исследования заключается в следующем:
  • определены причины нарушения дисциплины на уроках по физической культуре;
  • разработаны интегрированные уроки по физической культуре, соревновательные игры, теоретические занятия, упражнения.
  • Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры, учителями других предметов, а также студентами педагогических училищ и вузов. Методы и организация исследования.
  • Анализ научно-методической литературы;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Педагогический эксперимент.
  • Результаты исследования и их обсуждение. Основные правила поведения я закрепляю на каждом уроке: вовремя являться на урок, не разговаривать в строю, четко подходить к снаряду и отходить от него, не допускать разговоров при выполнении основных упражнений товарищами, анализировать их ошибки. Совершенствование осуществляю на основе сознательного усвоенного требования: например, требую не разговаривать во время выполнения подготовительных упражнений, я объясняю, что разговоры сбивают дыхание, затрудняют вдох и выдох. Во время урока стремлюсь исключить отрицательные эмоции у детей, внимательно отношусь к каждому учащемуся с учетом его индивидуальных особенностей, забочусь об активности самого ученика в закреплении правильного поведения, учу каждого контролировать свои действия. Критерий воспитанности человека-поступок наедине с собой. Во время урока часто приходится проводить упражнения игровыми и соревновательными методами, используя при этом их воспитательные возможности. Воспитательные возможности подвижных игр на уроке физической культуры трудно переоценить, и, несмотря на то, что с поступлением ребенка в школу основным видом деятельности становится учение, игра по-прежнему продолжает занимать значительное место в его жизни. Еще П.Ф.Лесгафт писал: "Игры - это упражнения, при посредстве которых ребенок готовится к жизни, где он вырабатывает свои привычки и обычаи, игра оставляет у него глубокий след и то, к чему он здесь приучается, всегда резче проявляется в жизни". [1, с. 46].Ни в каких других занятиях не виден так ярко нрав ребенка, его темперамент и тип, его умение управлять собой, как во время игры". Игра доставляет радость от достижения цели, от победы, от творчества. Игровая деятельность детей всегда связана с возникновением и развитием между ними определенных взаимоотношений. Подвижная игра способствует тесному общению детей, установлению контакта между ними. Активность, особенно в первое время, не у всех одинаковая, есть очень замкнутые и стеснительные ребята. Но именно через игру легче, чем через учение, включить учащихся в совместную деятельность, помочь им закрепить свое положение в коллективе сверстников. Поэтому подвижные игры занимают значительное место на уроках во всех классах.     Таким образом, проводя подвижные игры на уроке, я получаю возможность влиять на воспитание чувства товарищества, коллективизма, умение прийти товарищу на помощь, подчинять личные интересы интересам коллектива.     Для того, чтобы реализовать возможности подвижных игр в практике работы на уроке, готовясь к нему, я думаю над тем, какую игру проводить буду и какие воспитательные задачи буду решать через нее. Участвуя в игре, дети испытывают чувство радости, гордости или огорчения, обиды, зависти, связанные с успехом или поражением команды. Поэтому, подводя итоги игры, я всегда анализирую нравственную сторону отношений между учениками, оцениваю не столько результат игры, сколько усилия команды, согласованность действий игроков.Мне кажется, ученикам можно предлагать что-либо для выполнения лишь после того, как они осмыслили, зачем и для чего им это нужно. Повторю: понять задание, и осознать, и принять его — совсем не одно и то же.     Ученик может понять, что от него хотят, но не принять задание как необходимое ему. А для успешной работы нужно именно принять задание. Другими словами, не только требования учителя должны быть ясны ученику, но в этих требованиях школьнику необходимо помочь отыскать свое, нужное ему. Тогда только можно надеяться, что произойдет смена режимов работы — с чистого исполнительства на сотрудничество с учителем, а впоследствии появится и самостоятельность. Поэтому помимо накопления методических приемов, которые способствуют освоению учащимися учебного материала, педагогу очень важно обращать внимание на то, как осуществляется его взаимодействие с учениками. Такой анализ явится одной из предпосылок повышения педагогического мастерства.   Давая детям задание, учитель должен не забывать о следующем. Во-первых, чтобы дети задание поняли. Этот совет не настолько тривиален, как может показаться поначалу, особенно если речь идет о младших школьниках. Кому не приходилось наблюдать учителей, бушующих в гневе на бестолковых учеников, которые делают совсем не то, что им было сказано. Однако зачастую дети здесь ни в чем не повинны. Они слушали педагога, но поняли его по-своему. Это он не удосужился проверить, что в детском сознании после его объяснения осталось. Отсюда и недоразумения. К слову сказать , лучше не начинать общение с ребенком с замечания, даже если он, по вашему мнению, его заслужил. Не редкость, когда учитель, выяснив причины, попадает в неловкое положение оказывается, ребенок просто не понял, чего от него требовали.    Всем учителям, и особенно работающим в начальных классах, важно добиваться от учеников «обратной связи» на свои указания, замечания. Намного чаще, чем мы порой предполагаем, они не так понимают слова учителя. Например, мальчик делает кувырок и не выполняет группировку. Учитель снова и снова указывает на ошибку, но тот упорно продолжает свое: перекатывается через голову в упор присев и лишь тогда обхватывает голени руками* прижимается грудью к коленям. Причины этого в исследуемой нами ситуации оказались в следующем. Положение группировки ученик принимал первоначально из положения упора присев. Поэтому в его представлении «группировка» сочеталась именно с этим положением. Последующие упражнения — перекаты в группировке, группировка лежа на спине — воспринимались им уже как нечто иное, к группировке напрямую не относящееся. Поэтому-то, работая с младшими школьниками, мало ограничиваться односторонними указаниями, а надо еще наладить обратную связь, спрашивать  самих занимающихся, чтобы знать, как они поняли учителя. Итак, во-первых, каждое задание должно быть понятно школьникам. Во-вторых, будучи понятым, каждое задание должно быть ими принято. А это возможно в том случае, когда ученики сами будут ставить перед собой задачи. Что значит самому ставить перед собой задачи? Не берусь ответить на этот сложнейший вопрос полностью, но попробуем вместе хотя бы приблизиться к его пониманию. Например, учитель рассказал учащимся о пользе длительного бега для здоровья и для развития выносливости, рекомендуя от урока к уроку увеличивать продолжительность бега.   Ученики задание поняли и внешне охотно его выполняют. Одни бегают, лишь бы учитель не приставал к ним, но, пользуясь удобными моментами, отлынивают от занятий бегом. Другие, заботясь об отметке, демонстративно усердствуют на глазах педагога. Третьи вообще никак не относятся ни к бегу, ни к учителю, хотя они и бегают вместе со всеми, но нацелены они на что-то, к физкультуре не относящееся. Есть и четвертые, и пятые, и у всех свои проблемы.  Часто замечания учителя не срабатывают, потому что дети не осознают, что они делали что-то не так. Поэтому простые указания педагога: «Встань в строй! Не вертись! Не бери мяч!...» часто бывают бесполезными. Если этим заниматься весь урок, учитель может превратиться в пастуха. Эффективнее попросить расшалившегося или провинившегося повторить задание, выяснить, выполнял ли он его, попросить объяснить, почему учителю пришлось обратить внимание на его поведение, и т. п. Как правило, подобные вопросы, произнесенные спокойным тоном, выводят детей из так называемого полевого состояния, в которое они иногда впадают, помогают им разобраться в том, что происходит на уроке, понять свое место в учебном процессе, и прочие.     Словом, важно не заставлять и принуждать детей бездумно выполнять наши требования, а стараться с возможной полнотой раскрывать перед ними то, что им предлагается. Это касается как освоения учебного материала, так и введения различных правил и требований, регламентирующих поведение учащихся, взаимодействие их с учителем, и также других вопросов. [5, с. 3].    Приведу пример с наличием у детей спортивной формы. Конечно, заниматься лучше в спортивной форме — это гигиенично, практичнее и удобнее, менее травмо опасно. Но ведь зачастую занимающиеся не осознают всего этого. Учитель, безусловно, говорит, почему на уроках физической культуры необходима спортивная форма. [6, с. 22]. Однако одно дело — знать, другое — осознавать. Может быть, для достижения этой цели и нужно иногда разрешать кое-кому из забывших форму заниматься на уроке. Но при этом использовать соответствующие ситуации, показывая школьникам преимущества спортивных трусов в сравнении с брюками во время приседаний и взмахов ногами, прыжков и бега в кедах по сравнению с прыжками и бегом в сандалиях. И ни в коем случае, используя на уроках отрицательные примеры, нельзя обижать тех учеников, на примере действия которых вы что-либо демонстрируете. Всегда надо обставить дело так, чтобы предметом обсуждения были не ученики, а какие-то действия, ситуации. Чтобы ребенок не выставлялся на посмешище перед классом.    Необходимо также видеть, чувствовать, готовы ли учащиеся к восприятию того или иного сообщения им. На практике же, к сожалению, бывают и такие случаи, когда учитель что-либо сообщает детям, заранее уверенный, что его сообщение в данный момент не принесет пользы, не будет усвоено учащимися, так как они не готовы слушать педагога или же им мешают какие-либо другие обстоятельства. Однако педагог, считая, что он выполняет свой долг, что он обязан сделать то или иное сообщение, глаголет в пустоту. Поэтому подчас лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. У учащихся должно сложиться убеждение, что, если учитель взял слово, нужно его слушать, ибо обязательно узнаешь что-то интересное, полезное, важное. [2, с. 110].В последнее время в теории и практике физической культуры и спорта можно встретить суждения о несостоятельности и неэффективности существующей системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, еще более усложнилась ситуация с введением Федеральных государственных образовательных стандартов. Итак, слабую эффективность существующей школьной системы физического воспитания при реализации ФГОС специалисты видят в следующих результатах функционирования данной системы. Слабая эффективность существующей школьной системы физического воспитания Таблицы №1.Предположение, что это происходит по ряду причин. Во-первых, низкое качество физического воспитания имеет место из-за непонимания учителями всей важности реализации целевых установок предмета «Физическая культура». Результаты бесед и анкетирования более 600 учащихся. И пришли к результату, что учащиеся средних и старших классов в 90% случаев не могут однозначно объяснить практическую значимость физической культуры, особенно физических упражнений, которые изучаются или используются на уроках физической культуры. Приведем пример высказываний учащихся, полученных при анкетировании: «У нас нередко возникает вопрос: зачем нужны те или иные упражнения?», «Насколько будут полезны в жизни изучаемые упражнения?», «Какова необходимость изматывать себя физическими упражнениями?» и т.п. Помимо сказанного выше, практиками нарушаются еще и принципы физического воспитания, как общепедагогические, так и специфические (практической направленности, сознательности и активности, индивидуализации, систематичности и последовательности и ряд других). [7, с. 153] Ко всему прочему, нельзя не оставить без внимания и требования к изучению предметной области «Физическая культура» Федерального государственного образовательного стандарта. Требования к изучению предметной области «Физическая культура» предполагают следующие предметные результаты освоения данной дисциплины, которые в свою очередь должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:
  • формирование и развитие установок активного, <…> здорового <…> образа жизни;
  • развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и в показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.
  • Выводы и рекомендации. Отсутствие в деятельности специалистов физической культуры четких целевых установок, включая целый комплекс задач и универсальных учебных действий, и оптимальной технологии формирования у учащихся устойчивой потребности в систематическом использовании ценностей физической культуры и здорового образа жизни, включающей общепедагогические и специфические принципы; рациональные методы и средства воспитания; гуманные и демократические педагогические приемы, а также система оценки качества как успеваемости учащихся, так и качества своей деятельности, незамедлительно негативно сказывается не только на уровне физической культуры отдельно взятого школьника, как результата физического воспитания, но и на культуре учебного труда, быта, отдыха, стиле жизни, отношении к здоровью вообще и снижает в целом личностное развитие учащихся. Только переориентация на системно-деятельностный подход в организации уроков физической культуры, переход на гуманистический и демократический стиль построения взаимоотношения с учащимися, систематическое детальное планирование учебного материала и результатов деятельности позволит достичь основной задачи образования: воспитание всесторонней, гармонично развитой личности, обладающей крепким физическим, духовным и психическим здоровьем. Литература Учебное пособие: 1. Шеенко Е.И., Полынцев С.В., Сундин А.В. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;2.  И. Жук Основы педагогики: учеб. пособие /. - Минск: Авэрс, 2003. 3. Кенеман А.В. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.; 1985.4. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. / Б.Т. Лихачев - М.: Юрайт, 1999.5. Мальгинова Г. Д. ««Час здоровья» в системе физического воспитания школьников», Холмск, 19986. Степаненкова Э.Я.,- Методика физического воспитания. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника»Интернет источники: 7.URL: (дата обращения: 02.12.2018).8. Как наладить дисциплину на уроке физкультуры: 9. Воспитание сознательной дисциплины на уроках физической культуры: 10. 11.