"Всему хорошему во мне я обязан своей матушке."


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Всему хорошему во мне я обязан своей матушке."
Автор: Яшкова Галина Сергеевна

ГКОУ ЦО Самарской области«Центр образования Самарской области» Филиал №4Методическая разработка Всероссийского урокапо литературе, посвящённого 200-летию со днярождения И.С.Тургенева: «Всему хорошему во мнея обязан своей матушке». Учитель______Яшкова Г.С.Ноябрь 2018г.Данное мероприятие запланировано в рамках предметнойнедели по литературе тема выбрана не случайно, а соглас-но КТП и плана проведения предметной недели.Готовя данное мероприятие, я планировала несколько рас-ширить знания учащихся о личности великого писателяИ.С.Тургенева, т.к. в учебнике материал подан достаточнооднобоко, и рассказать историю жизни писателя глазами других авторов, которые занимались изучением его жизни. Особенно мне захотелось рассказать об отношениях материи сына. Во многих источниках говорится, что Варвара Петровна, мать писателя, была жестокой, но сам Иван Сер-геевич писал о матери тепло.Тема: «Всему хорошему во мне я обязан своей матушке».Цели: Познакомить учащихся с малоизвестными страни- цами жизни и творчества И.С.Тургенева, его особого отношения к матери. Развивать кругозор учащихся. Формировать нравственные идеалы в жизни обуча- ющихся. Эпиграф:Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал « добрые чувства», то то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. М.Е.Салтыков-ЩедринФорма проведения: Размышление, диалог.Оборудование: Литературная газета «Тургенев И.С.»,ил- люстративный материал из журнала «Выс- тавка в школе» по творчеству И.С.Тургене- ва, видеоэкскурсия по Спасскому-Лутови- ново, песня о матери, романс на стихи Тур- генева «Утро туманное», романс «Берега» Ход мероприятия1 Оргмомент.Учитель говорит о мероприятии, цели его проведения. Задаёт тональность, говорит о том, что работать сегодня будут, в основном, ученики.2 Новый материал.Ученик: Жизнь и творчество И.С.Тургенева – это своеобраз-ная художественная летопись. Его романы, повести и рассказы запечатлели жизнь России того периода. По ним можно изучать историю России.Ученик: Всю жизнь Тургенев боролся против крепостни-чества. А что это такое, мы очень хорошо понимаем:когда ты всегда не прав, хотя тысячу раз прав. Когда тебя не считают человеком, личностью. Обманывают, унижают и нигде невозможно найти защиты.Ученик: Тургенев явился создателем замечательных обра-зов русских женщин, он раскрыл их высокий нравственный облик.Учитель: У Тургенева написано 6 романов. И во все романывошёл поэтический образ спутницы русского героя – «тур-геневская девушка». Писатель избирает для описания цве-тущий период в женской судьбе (показать образ «тургенев-ской девушки» ).?? Что вы видите в этом образе, и привлекает ли он вас? Чем и почему? Учитель: Не случайно мы начали говорить о женщинах. Женщины играли в его жизни большую роль и занимали важное место. А началом всего была его матушка- ВарвараПетровна.Ученик: Детские годы Тургенев провёл в богатой материн-ской усадьбе СпасскоеЛутовиново, Мценского уезда,Орловской губернии.Лутовиновы жили широко, с размахом, ни в чём себя не ограничивая (зачитать).(А настоящим учителем родного языка стал для Тургеневапоэт…Стр.55).Это были властолюбивые и безудержные натуры. Эти черты унаследовала и мать писателя. От дяди она получила в наследство 5 тысяч крепостных душ и множество огром-ных поместий.Ученик: Отец был человеком малоинициативным, поэтомув доме полновластной хозяйкой была Варвара Петровна, хотя своего мужа она побаивалась.Варвара Петровна была противоречивой личностью: то жестока, то безгранично добра, не в меру. Когда она была не в настроении, то доставалось и любимому Ванечке.Ученик: Будучи ребёнком, Иван Сергеевич обижался на мать, но по мере взросления он стал понимать поступки своей матери. Обиды ушли, а осталось огромное чувство благодарности.Учитель: В усадьбе была великолепная библиотека с ред-кими изданиями книг, относящимися к античной литерату-ре; сочинения французских и немецких классиков; книги поестествознанию, истории, ботанике. Благодаря родитель-ским заботам ,Иван Сергеевич получил блестящее образо- вание.Ученик: В доме было много домашних учителей, гувернёр-ров, крепостных нянек.Мать не ограничивала любимого Ванечку в пользовании библиотекой. И в скором времени библиотека стала дляТургенева любимым местом в доме, где он проводил це-лые дни.Учитель: А как в то время познавали мир? (через книги).Ученик: Отношения Тургенева с отцом были холодными.Мальчик любил и боготворил отца за его утончённость, кра-соту, прекрасное воспитание и образование. Считал его храбрым и честным офицером. Сергей Николаевич был награ-ждён Георгиевским Крестом за Бородинское сражение 1812 года.Но отец был вежливо отстранён. Он никогда не оскорблялВаню и не ограничивал его свободу.Учитель:?? Как вы думаете, почему отец был равнодушен к своим сыновьям (их было трое).Начало 1827 г. запомнилось И.С. особенно. Семья поехала в Москву, чтобы готовить детей к поступлению в учебные за-ведения. Метод воспитания «кнутом и пряником» даёт свои плоды. Иван Сергеевич с детства знал языки, но отец требовал , чтобы на письме и на словах дети чаще объяс-нялись по-русски (!!!)Ученик: Мать отдала сыновей для подготовки к экзаменам в университет. Сама ежедневно проверяла их успехи. Варва-ра Петровна решила, что её мальчикам недостаточно уделяется внимания и нанимает университетских учителей репетиторами.Учитель: Ну как можно не любить такую мать?! В 15 лет И.С.становится студентом Московского университета. В 1837 году Тургенев окончил филфак. Мать всё время была рядом и курировала сыновей.Ученик: Варвара Петровна поддержала желание Ивана про-должить образование в Берлинском университете. Это была лучшая философская школа того времени. Это времябыло началом его литературной деятельности. Первые произведения построены на любви к природе. Люди турге-невского поколения обожествляли любовь, т.к. видели вней дар свыше.Ученик: Где бы не находился Тургенев, везде он ясно чувствовал поддержку матери. Да, он ненавидел крепост-ное право, но он и понимал, что мать была дитя своего вре-мени, жертвой тех обстоятельств, в которых она находи-лась.Ученик: Летние месяцы он проводил в поместье, на охоте, где встречал прообразы героев своих будущих «Записок охотника».В 1852г он был арестован по надуманной причине, хотя ви-ной всему были «Записки охотника». И опять мать приложила немало усилий, чтобы помочь своему Ванечке.К великой радости матери сын был сослан в родовое поместье.Ученик: Это были интересные и плодотворные 1,5 года. Мать оберегала покой сына и создавала ему все условия для работы. Варвара Петровна переживала, что любимый сын не свил родного гнезда. Наверное, по этой причине все главные герои его романов и повестей несчастны.Учитель: Зачитывает отрывок из повести «Рудин». Попробуем проанализировать данный отрывок.?? Кого вы здесь узнаёте?Как можно себя в этом мире сохранить? (Лишь путём слу-жения Высшим нравственным законам, требующим отречения от чрезмерных земных упований и надежд).??А вам доступна эта мудрость жизни? А кому она доступ-на?(Тем людям, которые живут в единстве с природой).Ученик: В повести «Ася» Тургенев говорит о трагическом смысле любви. Опять мы видим его личное несчастье.Тургенев великий лирик, ведь он стал писать раньше стихи, чем прозу.(Слушаем романс на стихи Тургенева «Утро туманное»)Учитель: Вторая половина 40-х годов. Тургенев знакомится с выдающейся французской певицей Полиной Виардо. Её голосом восхищались, ей посвящали стихи.Ученик: «Я ничего не видел на свете лучше Вас….,- писал Тургенев Виардо спустя несколько лет.- Встретить Вас на своём пути было величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только вместе со мной».( Звучит романс на стихи Б.Окуджавы «Любовь и разлука»).Учитель: Так и случилось. Он умер на устах с её именем. До конца своих дней он остался верен своему чувству, многое принеся в жертву. Мать была крайне недовольна всем этим.Ученик: Нечасто Тургенев бывает в России, но как это случается, мать немедленно едет к нему. Для неё эти встречи были настоящим счастьем.Иван Сергеевич тяжело воспринял известие о смерти матери. Он лишился близкого друга и опоры в дальнейшей своей жизни.Учитель: Став уже маститым писателем, философом Т. понял, сколь сложна и трудна была жизнь его матушки.Она была ярым крепостником. Прожив такую жизнь, она, наверное, и не могла быть другой: жестокость отчима, побег ещё девочкой из родного дома к дяде, неоправдан- ная его грубость – всё это взросло в ней. Надо было как-то выживать.Став после смерти дяди богатой наследницей, она не знала, что ей делать, и полностью копировала поведение дяди.Только став взрослым и поняв жизнь своей матери, Турге-нев бесконечно благодарил её за своё воспитание, образование, заботу и любовь.Учитель: Тургенев очень любил Россию, свой родной русский язык. За год до смерти он пишет стихотворение в прозе «Русский язык» (ученик зачитывает стихотворение).Ученик: «Всему хорошему во мне я обязан своей матушке». Так напишет Иван Сергеевич, став совсем взрослым челове-ком. И нам тоже следует помнить, что родители хотят нам только добра, следует прощать их, если даже они нас где-то обидели. И самое главное: никто и никогда нас не будет любить так, как любят матери.(Романс «Берега, берега» в исполнении А.Малинина).Учитель: Я благодарю всех за подготовку и участие в сегодняшнем мероприятии.Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
  • И.А.Бунин (1870-1953) – в 1933г.
  • Б.Л.Пастернак (1890-1960) – в 1958г.
  • М.А.Шолохов (1905-1984) – в 1965г.
  • А.И.Солженицин (1918-2008) – 1970г.
  • И.А.Бродский (1940-1996) – в 1987г.