"Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках"
Автор: Забровская Наталия Александровна

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках  «Метод обучения – это способ организации учителем деятельности учащихся в процессе изучения или определенного предмета. Любой из методов обучения предполагает взаимодействие учителя и учащихся; это способ их совместной взаимосвязанной деятельности».Рациональность методов и приемов обучения определяется тем, насколько они способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, самостоятельности, поддерживают внимание на уроке. Например, особенным для первого класса является – большой объем дидактических игр, упражнений игрового характера на уроке.«С гуманизацией процесса образования вопрос об организации игры стали волновать учителей. За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе. Функции игры значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях».Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету.Занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливает познавательный интерес. Игра и учение – единый умственный процесс, и педагог всегда ведет урок в игровой атмосфере.Обучающие игры имеют ряд правил: они не должны содержать слишком много информации (даты, имена, правила, формулы); не должны поучать, иначе они перестают быть играми; должны расширить мышление детей, поощрять инициативу; не должны создавать ситуацию зависимости от микрокомпьютера или видеомагнитофона; должно быть больше самостоятельности, воображения, творчества. В практике педагогов широко известно использование проблемно-игровых ситуаций, цель которых – развитие у детей творческих способностей.Использование игры в обучении и воспитании – это уже готовность к изменению мышления. Игра в учебно-воспитательном процессе одновременно является и формой, и методом обучения – вполне самостоятельной категорией.Игровая деятельность привычна для ребенка. «Через игру, обучение, его закономерности осознаются быстрее. Обыгрывание наиболее трудных элементов учебного процесса стимулирует познавательные силы маленьких школьников, сближает учебный процесс с жизнью, делает усваиваемые знания привлекательными и понятными». Он охотно и добросовестно выполняет то, что его заинтересовало, стремится довести такое дело до конца, даже если нужно при этом затратить усилия.На уроках чтения и письма дети включаются в игровые ситуации, получив задание «нарисовать» картину, исправить ошибки, допущенные Бармалеем , разгадать кроссворд. В ходе игры выполняются многочисленные упражнения с изучаемым звуком, буквой. «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного творческого поиска и открытия новых знаний, решает вопросы и задания практического характера».Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден совершать предметный перенос знаний, появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей. Для развития индивидуальных возможностей учащихся очень важны такие темы, которые представляют им полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения. Например, «Пусть всегда будет солнце!».Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. «Формирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства».Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие я использую различные методы и приемы.Например:- прием образного сравнения (аналогии). Этот прием, например, используют при составлении загадок, поговорок, пословиц на уроках русского языка и литературы;- метод мозгового штурма. Этот метод коллективного решения проблемы. «Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;метод комбинированного анализа. В основе комбинированного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов)».Например, при изучении речи учащиеся могут сочетать понятия, относящиеся к частям речи и членам предложения. При этом они отвечают на вопрос: «Какой частью речи может выражаться тот или иной член предложения?». Каждая ячейка матрицы представляет сочетание какого-то члена предложения и какой-то части речи.На уроках русского языка я предлагаю следующие задания:Игра «Составьте слова». Слова могут быть такие:О ОО ОООМост мороз молотокТок окно молокоРот остров огородВоз холод болотоИгра в слова «Летает – не летает!»- Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: «Летает!» и поднимаете руки. Если наоборот, то «Не летает!», и руки должны быть опущены.Слова могут быть такие: самолет, башмак, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.Лингвистические «Угадайки»:- угадывание слов по толкованию или по общему признаку;- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;- разгадывание загадок;- игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос - ответ» и др.Известно, что главное в любом деле – заинтересованность. Урок не является исключением. Чтобы получить результат, важно вызвать у учащихся интерес. Опыт показывает, что именно творческие работы позволяют уйти от шаблона, помогают развить у учащихся любознательность. А раз любознательность – значит, осмысленность. Осмысленность, в свою очередь, приводит к глубине и прочности знаний, умений, навыков.На уроках математики проводится работа над формированием вычислительных навыков. Перед учителем встаёт вопрос, как сделать привычную и, казалось бы, однообразную работу интересной и увлекательной.Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые «приёмы, которые позволят учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину». Задание типа “Тучка” дети готовят на перемене сами. На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом.Традиционные перфокарты связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей.Хорошим помощником в проведении устного счёта является игра “Молчанка”, использование которой на уроках традиционно. Предлагаю свои варианты подобных заданий.Активизация познавательной деятельности - важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Не отрицая значимости классических принципов дидактики, следует признать, что сегодня появилась возможность представить эти принципы в новом свете при помощи такого инструмента как компьютер. Использование ИКТ на уроках я считаю особенно важным на стадии мотивации. Психологические особенности ребенка начальной школы выдвигают необходимость представления им информации во всех ее проявлениях. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться? Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Игра для младших школьников – это частица их жизни. «В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряжённый, серьёзный труд занимательным и интересным для учащихся. На начальном этапе формирования познавательных интересов, детей привлекают собственно игровые действия». Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок.Я на уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы.Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть лучше этого?