ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Галицына Яна Юрьевна
УДК 373.3Галицына Я.Ю., студентка 5-го курса Филиала СГПИ в г. БуденновскеПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВВ статье рассматриваются теоретические аспекты применения ИКТ в процессе обучения младших школьников, влияние ИКТ на умственное развитие младших школьников.Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, обучение, умственное развитие, младший школьный возрастGalitsyna, Y. Yu., student of 5th course Branch of Saratov state pedagogical University in BudennovskTHE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF MENTAL EDUCATION OF YOUNGER STUDENTSThe article deals with the theoretical aspects of the use of ICT in the learning process of primary school children, the impact of ICT on the mental development of primary school children.Keywords: information and communication technologies, education, mental development, primary school ageМодернизация образования поставила перед современной школой задачу – воспитать грамотного, творчески мыслящего школьника, поэтому одной из главных задач педагога является развитие познавательных, интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка, его умственное воспитание и развитие.В начальной школе в соответствии со стандартами образования компьютерная технология используется как проникающая (по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач) [2].В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в младшем школьном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес учащихся к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей[4].Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание младших школьников, помогает развивать произвольное внимание.Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с учащимися, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Младшие школьники требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими учащимися.По сравнению с традиционными формами обучения младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ:предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у учащихся огромный интерес;несет в себе образный тип информации, понятный школьникам;движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером является стимулом познавательной активности учащихся;предоставляет возможность индивидуализации обучения;младший школьник сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; в процессе своей деятельности за компьютером младший школьник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (неожиданные и необычные эффекты, полет ракеты);компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание ребенка, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:исследовательский характер; легкость для самостоятельных занятий учащихся;развитие широкого спектра навыков и представлений;высокий технический уровень;возрастное соответствие;занимательность[4].Использование компьютерных программ помогают не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность учащихся; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся[3].Применение информационных технологий в процессе обучения вызывает у детей интерес, активизирует познавательную деятельность, даёт возможность самореализации личности младших школьников, способствует умению общаться, то есть является эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения обучающихся через использования большого спектра наглядных пособий, которыми пополняются медиатеки школ [1].Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.Таким образом, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития младших школьников достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Использование ИКТ позволяет развивать умение младших школьников ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.Список использованной литературы:Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ.ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней. // Вопросы психологии. – 1997. – №1. – С. 3-18.Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Владос, 2010. 320 с.Информационные технологии в образовании: Учебно- методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.