Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи .
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи .
Автор: Бондарева Оксана Викторовна
Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи . В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны и значимы. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать коммуникативные связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Что может помочь в развитии речи ребенка, его коммуникативных способностей? Еще в 1928 году В.М. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук, на развитие речи. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследование развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем ярче речь, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Применение тренировки движений пальцев рук в повседневной жизни, способствует стимулированию речевого развития. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Так же подойдет и застегивание пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, должны давать ему самостоятельность при одевании: самому застегивать пуговицы на одежде, шнуровать ботинки. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но зато, это послужит благому делу.Следующее приспособление, которое можно использовать – это бельевые прищепки. С их помощью можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от Вашей фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и листочки у дерева, и перья в хвосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ею «кусать» подушечки пальцев, при этом проговаривая четверостишие. Например:Кусается сильно котенок – глупыш,Он думает: это не палец, а мышь.- Но я же играю с тобою, малыш!- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!» Для этого занятия выбирайте прищепки, которые легко открываются и не нанесут травму!Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и по ее контуру выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.Конструировать буквы можно и из пластилина. При работе с этим материалом, следует помнить, что кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатывать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, который хорошо влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь в приготовлении украшений для пирога (это могут быть косички, буквы, цифры, цветочки).В качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички (необходимо предварительно удалить со спичек серу). С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.Для девочек подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Для этой цели можно использовать и макароны, а затем раскрасить такие «бусы». Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупные, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше.Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Однако, стоит помнить о мерах безопасности и эта работа должна осуществляться под контролем родителей.Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Не стоит забывать и про раскраски, контурные картинки, штриховки, различные лабиринты – дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.Развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если Вы не ограничитесь постановкой задачи перед ребенком, а вместе с ребенком возьметесь за ее решение. Ведь когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые задачи даются быстрее и проще. Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет давать результаты, тем проще будет ребенку расти, развиваться и овладевать новыми умениями.