Линия, пятно, штрих
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Линия, пятно, штрих
Автор: Коледенко Антон Евгеньевич
МБУДО «Дом детского творчества № 4»КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯЛиния, пятно, штрих.Занятие - творчествоПредмет:Изобразительное искусствоПедагог доп. образованияКоледенко Антон ЕвгеньевичНовокузнецк2018 г.Место проведения: Дом детского творчества № 4Время проведения: 18 сентября, вторник, 15:00Номер группы, возраст и количество детей: 1 группа, 11-15 лет, 7 человек Цель: Формирование навыка передачи объема и материала средствами художественной графики;Задачи: Обучающие:передачи характера линий, формирование навыка выполнения графитными карандашами линий различного характераРазвивающие:развитие наблюдательности, внимательности и пространственного воображенияВоспитательные:воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с использованием простого карандаша. Оборудование: листе бумаги формата А4 графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий. Предварительная работа: Подборка иллюстративного материалаПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯПРИВЕТСТВИЕ. - Приветствие детей с педагогом. - Проверка готовности к уроку.ВВЕДЕНИЕ В МАТЕРИАЛ. Искусство рисунка как и любой другой язык имеет свой образный язык. К основным художественно-выразительным средствам относятся : линия, пятно, штрих, светотень. С помощью этих средств художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное. 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Линия- главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна, она может быть тонкой, изысканной, жесткой, колючей, порывистой, уверенной и неуверенной и т.дЛиния также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственный задачи.Штрих- короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно- пространственные свойства объектов, их фактура.Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт-пятно.Силуэт- плоское цветовое пятно на более темном или более светлом фоне.Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигуры. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию. Рисунок пятном может быть и не силуэтным. В нем могут использоваться градации тона.Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы. Для начинающего наиболее пригоден обычный простой карандаш с графитным стержнем. Карандаш бывают твердыми, мягкими, глянцевыми, матовыми, а также различных силы и цвета.Графитный карандаш хорошо держится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком. При рисовании графитным карандашом на первых этапах рисунок следует вести очень легко, без нажима. Ровное покрытие поверхности листа определенным тоном достигается с помощью штрихов, нанесенных в одном направлении. Чтобы получить плавный переход тона от темного к светлому, штрихи наносят чаще или реже, усиливая или ослабляя нажим на грифель.Графитные карандаши выпускаются различных степеней твердости. Отечественные карандаши имеют 13 степеней твердости, более твердые обозначаются буквой Т (от 1T до 7Т), более мягкие — буквой М (от 1М до 5М). Импортные карандаши обозначаются соответственно Н и В.Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок ТМ, М, 2М —5М. С их помощью можно делать линии различной толщины и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой.Большими выразительными возможностями отличается уголь. Он изготавливается обжигом веточек или обструганных палочек различных пород дерева.Степень мягкости угля обусловливается обжигом и породой дерева.В зависимости от характера заточки угля можно не только получить тонкие, четкие линии, но и закрыть большую плоскость. Техника работы углем разнообразна, она может носить и графический и живописный характер. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Однако уголь легко осыпается, поэтому рисунки следует закреплять специальным фиксатором.Для рисования жидкими красящими веществами (тушь, чернила и пр.) используют металлические перья разных размеров и форм. В старину использовали тростниковые, соломенные и птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи и т.д.), позволяющие легко изменять толщину линии, варьировать методы штриховки. Металлические перья распространились с XIX в.Перо, часто сочетающееся с размывкой или подцветкой, дает богатые возможности для виртуозного каллиграфического рисунка.Система рисунка пером во многом сходна с карандашной техникой, но в отличие от последней рисунки трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Рисование пером хорошо развивает руку и глаз, но требует собранности, внимания, аккуратности и точности.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.На листе нарисовать от руки 6 одинаковых квадратов.В 1-ом квадрате изобразить волнистые горизонтальные линии с разной степенью нажима на карандаш.Во 2-ом квадрате нарисовать дугообразные линии, не поворачивая при этом лист.В 3-ем квадрате изобразить прямые вертикальные линии с разной степенью нажима на карандаш.В 4-ом квадрате нарисовать ломаные линии без отрыва карандаша от листа.В 5-ом квадрате изобразить спираль без отрыва карандаша от листа.В 6-ом квадрате нарисовать штриховые полосы с градацией тона. 7. КОНТРОЛЬНЫЙ ОПРОС ДЕТЕЙ. 1.Какую роль играет рисунок в различных видах ИЗО иск-ва? 2. Расскажите о выразительных ср-вах рисунка. 3. Перечислите худож. материалы для рисунка.