ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА - ИНВАЛИДА


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА - ИНВАЛИДА
Автор: Демьяненко Наталья Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8»ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯРЕБЕНКА - ИНВАЛИДАкак часть адаптированной образовательной программы(Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 №1897). Старший воспитатель: МДОУ «ДС №8»Н.Н. Демьяненкогород Благодарный Творческая группа:Старший воспитатель: Н.Н. ДемьяненкоПедагог-психолог: Е.С. ДаниловаУчитель-логопед: Н.Н. ДемьяненкоМузыкальный руководитель: Я.В. ИвановаВоспитатель: М.М. СмирноваИнструктор по физическому воспитанию: Е.С. ДаниловаСодержаниеВведение. Цель, задачиГлава №1. Категории детей с инвалидностьюГлава №2. Теоретические и практические аспекты деятельности узких специалистов образовательной организации по индивидуальному сопровождению ребенка с инвалидностью в рамках создания инклюзивной образовательной среды.2.1. Теоретические аспекты: специальные образовательные условия для получения образования детей с инвалидностью (ФГОС ДО).2.3. Практические аспекты деятельности узких специалистов образовательной организации по индивидуальному сопровождению ребенка с инвалидностью в рамках создания инклюзивной образовательной среды.2.4. Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса. Основные принципы коррекционно-развивающей работы.2.5. Основные направления коррекционно-развивающей работы2.6. Этапы и сроки реализации программы2.7. Структура программыГлава 3. Организационный раздел программы3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды ДО в условиях ФГОС 3.2. Взаимодействие специалистов ДОУ3.2.1.Карта координации деятельности специалистов ПМПк по социально-психолого-педагогическому сопровождению с отражением динамики развития ребенка3.2.2.План взаимодействия специалистов по сопровождению детей с инвалидностью Глава 4. Технология оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов4.1. Основные направления4.2. Принципы организации работы с родителями4.3. Формы и методы работы с родителямиГлава 5. Механизмы реализации Программы сопровождения ребенка - инвалида5.1. Социальное взаимодействие 5.2. Кадровое обеспечение5.3.Материально-техническое обеспечение5.4.Информационное обеспечениеГлава 6. Результаты Программы сопровождения ребенка инвалида Заключение.Список используемой литературы.Приложение№1.Индивидуальная траектория развития ребенка-инвалида «Возникает вопрос:можноли прибегать к образованиюглухих,слепых и отсталых, которым из-зафизического недостатка невозможнов достаточной мере привить знания?Отвечаю:изчеловеческогообразования нельзя исключить никого кроме нечеловека»Ян Амос Коменский.Введение.В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным Стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде. Одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья. Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду. По мнению ученых, консолидация всех детей в едином социально-образовательном пространстве позволит решить ряд общепедагогических, социальных и гуманистических задач современного учебно-воспитательного процесса.Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали, что «особый ребёнок» с раннего возраста попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации.Данные факты находят подтверждение не только в трудах зарубежных ученых: педагога - просветителя Иоганна Песталоцци (1746-1827), Самуила Гейнике (1727-1790), основоположника немецкой сурдопедагогики, Александра Бланше (1817-1867), доктора медицины, отоларинголога, педагога-гуманиста Яна Амоса Каменского, но и в теоретических идеях и практических разработках выдающихся российских педагогов, психологов, дефектологов – К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, Э.И.Леонгарда, Н.Д.Шматко, Т.Л.Лещинской, Л.М. Щипициной, М.Л.Семенович, Т.В.Фуряевой, Н.Я.Семаго, Е.А.Ямбурга, С.Г. Шевченко.Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап системы образования в любой стране мира, процесс в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Распространение в нашей стране процесса инклюзии является не только отражением времени, но представляет собой реализацию прав детей с ОВЗ, детей-инвалидов на образование в соответствии с законодательством РФ.Так как в основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося, поэтому обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка с инвалидностью.Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с инвалидностью посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи. Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.Этасистемапредполагаетсодружествопедагоговс различными специалистами в образовательном пространстве образовательного учреждения (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными и медицинскими работниками) в рамках дошкольного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). Консилиум координирует работу профильных специалистов, педагогов по выбору стратегий социально-психолого-педагогического сопровождения детей с инвалидностью, и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. На педагогов, профильных специалистов возлагается ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей.Цель данной программы: Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и поддержки детей с инвалидностью и их родителям (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.Задачи программы:
  • определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • учитывать особые образовательные потребности детей с инвалидностью при освоении ими образовательной программы;
  • осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-
  • педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с инвалидностью с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разработать и реализовать индивидуальный образовательные маршрут;
  • - развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного личностного общения со сверстниками;- реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;- создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности ребенка;-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.Данная программа разработана на основе:-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  • Конвенцией о правах ребенка ООН;
  • Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)
  • Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014)
  • Письма Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
  • Приказа Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
  • Глава 1. Категории детей с инвалидностью
  • Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определен статус ребенка с инвалидностью: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
  • Группа дошкольников с инвалидностью чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями:Слуха Зрения Речи Задержкой психического развития Опорно - двигательного аппарата ИнтеллектаЭмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизмМножественными нарушениями развития1.1. Дети с нарушениями слухаВыделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха:
  • глухие
  • слабослышащие
  • Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения не понимают слова и фразы. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта обязательно. Однако даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь этих детей самостоятельно не развивается, поэтому они включаются в длительную систематическую коррекционно–развивающую работу. Основными направлениями такой деятельности являются: развитие речи (лексической, грамматической и синтаксической структуры), развитие слухового восприятия, в том числе речевого слуха, и формирование произношения. В единстве с формированием словесной речи (в устной и письменной формах) идет процесс развития познавательной деятельности детей и развития всех сторон личности ребенка.Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом).Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития.1.2. Дети с нарушением зренияПо степени нарушения зрения и зрительным возможностям на лучше видящем глазу, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие подкатегории (классификация В.З. Денискиной):
  • Слепые дети. Острота зрения данной подкатегории детей находится в диапазоне от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекциейочками.
  • зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей: - слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет; - ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
  • Слабовидящие дети. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
  • Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
  • 1.3. Дети с тяжелыми нарушениями речи Особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический строй, связную речь. Отечественные специалисты выделяют 3 уровня общего недоразвития речи:
  • I уровень полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения;
  • II уровень – появление искаженных слов и различение некоторых грамматических форм.
  • III уровень – наличие развернутой фразовой речи с элементамилексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное речевое общение затруднено.
  • 1.4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппаратаПонятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: дети с церебральным параличом (ДЦП); с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии; с миопатией; с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы:1. дети с тяжелыми нарушениями;2. дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений;3. дети, имеющие легкие двигательные нарушенияПомимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития: задержку психического развития, умственную отсталость разной степени выраженности, речевые нарушения. Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).1.5. Дети с задержкой психического развитияГруппа детей с задержкой психического развития (ЗПР) была выделена из категории неуспевающих воспитанников. Четыреосновныхвариантазадержек психического развития: конституционального; соматогенного; психогенного; церебрально-органического генеза (по К.С. Лебединской).ЗПР конституционального происхождения: гармоничная незрелость одновременно психики и телосложения (гармонический инфантилизм). При данном варианте задержки, как правило, наблюдается отставание и в физическом развитии ребенка по сравнению с нормой на 1,5 - 2 года. ЗПР соматогенного происхождения: длительная соматическая недостаточность различного генеза, стойкая астения, задержка эмоционального развития в виде соматического инфантилизма, школьные неврозы, своеобразное изменение личности – дети вялые, неинициативные, пассивны, бездеятельны, склонны к повышенной фиксации на своем здоровье.ЗПР психогенного происхождения: неблагоприятные условия воспитания (гипоопеки, гиперопеки). Адаптация в детском коллективе учащихся затруднена из-за присущих им негативных черт характера.ЗПР церебрально-органического генеза: выраженность нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной сферах.
  • раннего возраста наблюдается замедленная смена возрастных фаз – запаздывание в формировании статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
  • 1.6. Дети с нарушением интеллектаДети с умственной отсталостью имеют стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.Умственно отсталые дети делятся на 2 категории: детей олигофренов и детей с деменцией (органическое поражение мозга после периода нормального развития ребенка)По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрения делится на 3 группы: 1) Дебильность (легкая степень) – возможно инклюзивное обучение в образовательном учреждении.2) Имбецильность (средняя степень) – возможно обучение в специализированном учреждении по индивидуальной программе.3) Идиотия (тяжелая степень) – необучаемые дети – содержатся в специализированных учреждениях по линии социальной защиты.1.7. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм.Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Характерныепризнаки:трудностикоммуникацииипонимания чувств других людей, социальная наивность, нелепое поведение, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.Речь обычно специфически модулирована, иногда на высоких тонах, иногда монотонная, часто «рубленная» не направлена к собеседнику, в речевом общении отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодическая, интонационная и темповая сторона речи нарушена.1.8. Множественными нарушениями развития.Наличие двух или более выраженных первичных нарушений развития у одного ребенка. Такими нарушениями могут быть: выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; слепоглухота; слепота и тугоухость; умственная отсталость с выраженными нарушениями зрения; слепота и системные нарушения речи и другие сложные дефекты.Таким образом, диапазон различий в развитии детей с инвалидностью достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.Глава 2.Теоретические и практические аспекты деятельности узких специалистов образовательной организации по индивидуальному сопровождению ребенка с инвалидностью в рамках создания инклюзивной образовательной среды.2.1. Теоретические аспекты: специальные образовательные условия для получения образования детей с инвалидностью (ФГОС ДО).Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги-ческой работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др. (Е. А. Екжанова. А. Стребелева). Организация воспитания и обучения дошкольников - инвалидов предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных,Большинству детей с инвалидностью необходим адаптационный период. В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с инвалидностью в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы), следует предусмотреть наличие пандуса; для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.), тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции; в основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места; для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
  • соответствии с возможностями детей с инвалидностью определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. Для более глубокого понимания значения действий, явлений используются наглядно - практические методы; для уточнения знаний о предметах широко применяется письменная речь (таблички), дактилология. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
  • Для детей с инвалидностью целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с инвалидностью, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).Важным компонентом успешного включения ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности. 2.2. Технологии психолого-педагогического сопровождения.Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Технологии опираются на скоординированное взаимодействие субъектов образовательного процесса.Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:
  • Построение адекватной возможностям ребенка с инвалидностью образовательной программы по каждой отдельной компетенции или предмету;
  • Технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения.
  • Технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для задач создания адекватной реабилитации и сопровождения ребенка и его семьи;
  • Технологию оценки внутригрупповых взаимоотношений, для формирования эмоционального принятия и группового сплочения;
  • Технологии развивающей работы с детьми с инвалидностью, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства;
  • Технологии поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и педагогическими ожиданиями.
  • Важным аспектом каждой технологии является ее характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения.2.3. Практические аспекты деятельности узких специалистов образовательной организации по индивидуальному сопровождению ребенка с инвалидностью в рамках создания инклюзивной образовательной среды. В настоящее время в образовательном пространстве нашего дошкольного учреждения обучается 56 детей, из них - 1 ребёнок - инвалид. В ДОУ функционирует 3 групп: младшая, разновозрастная, подготовительная группа.Свою деятельность педагогический коллектив ДОУ по комплексному изучению ребенка, выбору стратегии сопровождения - наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбору содержания обучения с учетом индивидуально психологических особенностей детей с инвалидностью, специалисты социально-психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО) осуществляют на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк).2.4. Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса. Основные принципы коррекционно-развивающей работы: - принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы; -принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
  • принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
  • принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
  • принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с инвалидностью, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
  • принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
  • принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
  • 2.5. Основные направления коррекционно-развивающей работы
  • Диагностическая работа включает:
  • выявление особых образовательных потребностей детей с инвалидностью при освоении основной образовательной программы;
  • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с инвалидностью;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с инвалидностью, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер
  • личностных особенностей детей;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с инвалидностью;
  • системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с инвалидностью (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей).
  • Коррекционно-развивающая работа включает:
  • - реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса детей с инвалидностью с учётом особенностей психофизического развития;- выбор оптимальных для развития ребенка с инвалидностью коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
  • Консультативная работа включает:
  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с инвалидностью, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с инвалидностью;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания
  • приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с инвалидностью.
  • Информационно-просветительская работа предусматривает:
  • информационную поддержку образовательной деятельности детей с инвалидностью, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъясненение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с инвалидностью;проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально особенностей различных категорий детей с инвалидностью. 2.6. Этапы и сроки реализации программы.1.Этап подготовительный (сентябрь-октябрь)Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк ДОУ. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими инвалидность. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей.Промежуточные результаты:
  • Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).
  • Разработка индивидуальной программы сопровождения.
  • Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.
  • Повышение качества комплексных мероприятий;
  • Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми-инвалидами.
  • Этап основной (в течение года)
  • Обеспечение дифференцированных условий (посещение дополнительных (платных и бесплатных) кружков и секций на базе ДОУ) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями. Промежуточные результаты:
  • Успешная социально - психологическая адаптация детей с инвалидностью в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;
  • Расширение участия детей-инвалидов в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.
  • Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.
  • Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, мероприятий, в работу родительского комитета.
  • Этап аналитико-обобщающий (апрель-май)
  • Период осмысления результатов деятельности сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся.Промежуточные результаты:
  • Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими инвалидность.
  • Перспективное планирование.
  • Корректировка программы.
  • 2.7. Структура программы:
  • Психологический блок
  • Социальный блок
  • Логопедический блок
  • Предметно — образовательный блок
  • - Лечебно-оздоровительный блок Психологический блокЦель: Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (ДОУ, в семье).Ответственные: Педагог-психологСоциальный блок Цель: Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и ДОУ.Логопедический блокЦель: Организация эффективного комплексного сопровождения воспитанников с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода.Ответственный: учитель-логопедПредметно – образовательный блокЦель: Организация обучения детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Ответственные: педагоги (воспитатели, узкие специалисты)Вовлечение детей-инвалидов с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям.Глава 3.Организационный раздел программы3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОСОбразовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
  • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
  • в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
  • Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.
  • 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность материалов предполагает:
  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности,
  • том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
  • Вариативность среды предполагает:
  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает:
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
  • 3.2. Взаимодействие специалистов ДОУПрограмма обеспечивает системное сопровождение детей-инвалидов в образовательном процессе специалистами разного профиля: педагог-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей-инвалидов специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи разными специалистами;- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики, логопедии, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Использование распространенных и современных форм организованного взаимодействия специалистов: консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, позволят предоставлять многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.Взаимодействие специалистов образовательного учреждения по системному сопровождению воспитанников с инвалидностью обеспечивается деятельностью психолого-педагогического консилиума, в который входят заместитель заведующего (председатель консилиума), музыкальные руководители, инструктор по ФИЗО, инструктор по плаванию, учителя-логопеды, педагог-психолог. В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума обсуждаются проблемы определения и порядок предоставления специализированной квалифицированной помощи детям-инвалидам, определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, выработка согласованного решения по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута ребенка.3.2.1.Карта координации деятельности специалистов ПМПкпо социально-психолого - педагогическому сопровождению
  • отражением динамики развития ребенка
  • (разработка стратегии сопровождения)Фамилия и имя воспитанника_____________Группа____дата рождения _________Решение ПМПк:____________________________________________________________________________________________________________________________________Взаимодействие специалистов ПМПк по проблеме дошкольника на период учебного года.Направления деятельности специалистов сопровожденияВыводы по итогам проведенной работы (оценкаэффективности, отражение динамики развития ребенка)Воспитатели____________________________________________________Учитель-логопед _________________________________________________Педагог-психолог _________________________________________________Инструктор по ФИЗО______________________________________________Музыкальный руководитель________________________________________Общий вывод по взаимодействию специалистов ПМПк (по итогам психолого- педагогического сопровождения)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • данной карте отражено взаимодействие специалистов ПМПк, которые осуществляют индивидуальное социально - психолого-педагогическое сопровождение ребенка с инвалидностью. Это позволяет проследить координацию деятельности педагогов, узких специалистов по разработке и реализации стратегии сопровождения ребенка с инвалидностью и семьи и отслеживать результаты успешности обучения и развития ребенка.
  • 3.2.2.План взаимодействия специалистов по сопровождению детей с инвалидностьюГлава 4.Технология оптимизации детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей-инвалидов.4.1. Основные направленияОсновной целью в работе с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, является оптимизация детско-родительских отношений.Задачи:Оказать квалифицированную поддержку родителям.Помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребѐнка семейную среду.Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребѐнка.Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и ихдетьми.Для выполнения задач создана и внедрена программа «Вместе дружная семья», которая имеет основные направления организации взаимодействия семьи и учреждения:1.Направление «Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей» предполагает: проведение исследования с целью изучения выявления отношений родителей к ребенку, особенностей общения с ним; для определения содержания форм организации работы с родителями.2.Направление «Психолого-педагогическое просвещение семьи» предполагает: создание «просвещенной культуры» родительства и создание максимально благоприятных условий отношений союза, единства психолога и родителей, педагогов - родителей - важный исток качества знаний и развития ребенка.
  • Направление «Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми» предполагает:
  • сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей; проведение совместных с детьми занятий, тренингов, мероприятий, на которых родители являются активными участниками.4.Направление «Ознакомление родителей с содержанием коррекционно- воспитательного процесса» предполагает:- определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и развитию ребенка;- непосредственное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс;
  • присутствие родителей на занятиях;
  • периодическое выполнение ими «семейных заданий»;
  • обсуждение проблем, связанных с воспитанием детей.
  • родители выступают как субъекты целостного коррекционно-образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.
  • 5. Направление «Анализ промежуточных и конечных результатов совместной коррекционно - воспитательной деятельности» предполагает:
  • подведение итогов взаимодействия и сотрудничества, эффективности индивидуальной и коллективной работы с родителями;
  • выяснение организационных проблем существующих в родительских коллективах и как их преодолеть, своевременно внеся коррективы;
  • определение качеств, которые стремятся родители воспитать в своих детях, какими методами они предпочитают пользоваться, какие трудности испытывают;
  • непосредственное участие в разработке и принятии решений по дальнейшей работе.
  • 4.2. Принципы организации работы с родителямиДля успешной реализации целей и задач программы работа с родителями строится с опорой на следующие принципы:
  • комплексность;
  • единство диагностики и коррекции;
  • гуманное отношение к ребенку и его близким;
  • конфиденциальность;
  • оказание помощи семье на разных возрастных этапах жизни ребенка с отклонениями в развитии;
  • интегративное использование психолого – педагогических и психотерапевтических методов и приемов;
  • личностно ориентированная помощь;
  • единство воспитательного воздействия семьи, образовательного учреждения и специалистов ДОУ.
  • 4.3. Формы и методы работы с родителямиФормы и методы работы определялись особенностями личности родителей, их мотивацией, готовностью к сотрудничеству. Использовались как индивидуальная, так и групповая формы работы.Консультативно-рекомендательная работа. В ходе первичного приема обращается внимание на позицию матери по отношению к ребёнку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др.), учитывается также состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы или поиск путей решения проблем). Во время беседы, как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки, или сочувствия, или получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, или совместного составления плана дальнейших действий и т.д.Лекционно-просветительская работа проводится для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам воспитания и обучения детей. Посещая эти занятия, родители приобретают не только знания, но и поддержку друг друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, придает родителям спокойствие, снимает напряжение. К лекционно-просветительской работе относится и проведение тематических родительских собраний. Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, где в занимательной форме собрана вся полезная информация.Практические занятия для родителей. Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия – тематические лекции и семинары, причем темы практических занятий соответствуют лекционным.Организация «круглых столов», родительских конференций. Беседы или «круглые столы» проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы.Индивидуальные занятия с родителями. Во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком.Подгрупповые занятия. На завершающем этапе работы с родителями проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются дети и их родители. Организуются подобные занятия лишь после того, как удаётся сформировать сотрудничество мамы со своим ребёнком на индивидуальных занятиях.Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными – релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, проигрывание игр. Наиболее эффективным направлением работы с детско-родительской группой, является игровая деятельность.5.1. Социальное взаимодействиеПрограмма коррекционной работы реализуется всеми участниками образовательного пространства учреждения: педагогическим коллективом, родителями (законными представителями) и предполагает организацию социального взаимодействия со сторонними организациями.Целью социального партнёрства является формирование у воспитанников представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.Взаимодействие с государственными и общественными структурамиРаботники перечисленных учреждений вовлекаются в образовательную деятельность через проведение совместных мероприятий, праздников, заочных и очных конкурсов.5.2.Кадровое обеспечениеВ штатном расписании для коррекционной работы с детьми-инвалидами численность педагогических работников составляет 8 человек, из них 1 учитель – логопед, 4 воспитателя, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре, 1 музыкальный руководитель. Общая укомплектованность педагогами согласно штатному расписанию – 100%. 5.3.Материально-техническое обеспечениеНовое современное здание предусматривает наличие достаточного количества дополнительных помещений для коррекционной работы с детьми-инвалидами.Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в МДОУ «ДС №8» создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми-инвалидами, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей. Для коррекционно-образовательной деятельности в дошкольном учреждении используются следующие объекты:5.4.Информационное обеспечение
  • образовательном учреждении созданы условия для широкого доступа родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов.
  • Глава 6. Результаты.Программы сопровождения ребенка - инвалидаРезультатом реализации указанных целей и задач программы является создание комфортной развивающей образовательной среды:
  • обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей - инвалидов;
  • способствующей достижению целей специального коррекционного образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для детей - инвалидов, их родителей (законных представителей)В результате Программы сопровождения ребенка - инвалида:
  • будут определены особые образовательные потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • будет выстроена система индивидуально ориентированной социально-психолого- педагогической и коррекционно-логопедической помощи детей-инвалидов с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.
  • Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется по итогам обследования детей на заседаниях городской психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) г. Благодарного.Заключение.Ратификация Россией Конвенции ООН о правах инвалидов свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов.Диапазон различий в развитии детей-инвалидов достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности.Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития.Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает гуманизацию общества и принятие права лиц с инвалидностью на качественное совместное образование.Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Она нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям особого ребенка (Проф. Ульф Янсон).Развитие инклюзивного образования предполагает не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом. Образовательная инклюзия – системный подход в организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям Обязательным условием развития инклюзивного образования является создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие.Системный подход к проблеме включения детей с особенностями в социум осуществляется при междисциплинарном взаимодействии команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, работающих в едином «ключе». Социально - психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса.Создание в нашем ДОУ психолого-медико-педагогического консилиума, способствует осуществлению системного подхода к включению детей с особенностями в развитии в образовательную среду ДОУ совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет разрабатывать и реализовывать программы индивидуального сопровождения ребенка с инвалидностью для успешной адаптации в условия современного социума.Список используемой литературы.1.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.2.Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012. 3.Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.4.Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.5.Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.6.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.7.Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классеер. с англ. Н.В.Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.8.Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. 9.Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.10. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru11. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.12. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.13.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»// 14. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»// 15. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.16.Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.17.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит. изхд. центр ВЛАДОС, 2003.18.Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.19.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.20.Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.21.Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.22.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.23.Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.24.Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М. ., 2013 с.95-99.25.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.26.Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. №273 ФЗ.Приложение№1ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯРЕБЕНКА-ИНВАЛИДА(20____- 20____учебный год)УТВЕРЖДАЮЗаведующийМДОУ «ДС №8»_________Г.П. РезанцеваИмя Фамилия ребенка:_____________________________________________Учебный год:___________________________________________________Содержание
  • Пояснительная записка
  • Этапы реализации ИТР
  • Сведения о родителях и семье
  • Медицинская карта здоровья
  • Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут в рамках - психолого - педагогического сопровождения
  • Психологическое сопровождение (педагог - психолог)
  • Логопедическое сопровождение (учитель - логопед)
  • Социально - правовое сопровождение (старший воспитатель)
  • Лечебно - оздоровительное сопровождение (медицинский работник)
  • Педагогическое сопровождение:
  • Воспитатели групп
  • Музыкальный руководитель
  • Инструктор по физической культуре
  • Взаимодействие ДОУ и семьи
  • Рекомендации специалистов ДОУ
  • Приложения
  • Приложение 1 Содержание коррекционно - развивающего сопровождения педагога - психологаПриложение 2 Содержание коррекционно - развивающего сопровождения учителя - логопедаПриложение 3 Содержание социально - правового сопровождения старшего воспитателя (социального педагога)Приложение 4 Содержание лечебно - оздоровительного сопровождения Приложение 5 Содержание педагогического сопровождения воспитателей группыПриложение 6 Содержание педагогического сопровождения музыкального руководителяПриложение 7 Содержание педагогического сопровождения инструктора пофизической культуре1.Пояснительная запискаНа современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей-инвалидов психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условии для достижения успеха в образовании всеми детьми.
  • группе детей с инвалидностью относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа дошкольников с инвалидностью не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
  • На сегодняшний день, педагогами и специалистами ДОУ составляется индивидуальная траектория развития ребёнка с инвалидностью, которая:- даёт представление о видах трудностей, возникающих у ребёнка при освоении основной общеобразовательной программы;- раскрывает причину, лежащую в основе трудностей;-содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения, задания для коррекции. ИТР разрабатывается на основе следующих документов:- заключения ПМПК;- индивидуальной диагностической карты ребенка по освоению основной образовательной программы учреждения; - карты психолого-педагогического сопровождения детей, отражающей наиболее типичные трудности; причину возникновения данной трудности, комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению трудностей.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСоставлена на основе: основной образовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду», разработанной в учреждении самостоятельно, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО); адаптированной образовательной программой (указывается наименование коррекционно - развивающей программы, в зависимости от рекомендации ПМПК, индивидуальных потребностей ребенка с ОВЗ)Участники сопровождения:Педагог – психолог:_____________________________________________Воспитатели:____________________________________________________Музыкальный руководитель: ___________________________________Инструктор по физической культуре: _____________________________Медицинский работник: _______________________________________
  • процессе работы с ребенком возможны внесения корректировок в ИТР, что дает возможность использовать методы и формы коррекционно - развивающей работы с учетом индивидуально - психологических особенностей
  • состояния здоровья дошкольника.
  • Обоснование разработкиИТР:позаключениюрайоннойПМПКрекомендовано: специальная (коррекционная) программаЗаключение ПМПК:№ _____ от «_______» г.ЦельИТР:коррекциянедостатковразвития,оказаниепомощипо усвоению основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, преодоление и ослабление недостатков развития дошкольника.Задачи:
  • Создание специальных условий для обучения, воспитания и развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, для успешной социальной адаптации и интеграции.
  • Преодоление психологических трудностей в процессе усвоения основной образовательной программы ДОО, развитие познавательных психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, формирование эмоционально-волевой сферы, развитие моторики).
  • Коррекция и профилактика речевых нарушений, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий.
  • Формирование общей культуры личности, расширение общего кругозора развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
  • Условия работы с ребенком: составление и реализация индивидуальной траектории развития в рамках посещения ребенком группы общеразвивающей направленности.
  • Этапы реализации ИТР
  • Сведения о родителях и семье
  • Статус* семьи по кол. детейСтатус* семьи по составу (полная, неполная)
  • Психолого - педагогическая характеристика
  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заключение по результатам комплексного обследования ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________
  • Медицинская карта здоровья
  • ВесРостГруппа здоровьяГруппадлязанятийпофизкультуреХронические заболеванияАллергические реакцииПротивопоказанияКол-во пропусков по болезни
  • Индивидуальный график коррекционно - развивающей деятельности
  • 6.1 Психологическое сопровождение (педагог-психолог)6.2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)6.3.Педагогическое сопровождение инструктора физической культуре6.4. Педагогическое сопровождение музыкального руководителя6.5..Педагогическое сопровождение воспитателей6.6. Лечебно-оздоровительное сопровождение(медицинские работники)КонсультационноеСоциально-правовое7.1.Карта участия ребенка и его семьи в мероприятиях ДОУ
  • Лист динамики развития на конец 20______ учебного года
  • Примечание:
  • положительная динамика развития
  • волнообразная динамика развития
  • частичная динамика развития
  • динамика развития отсутствует
  • Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Уровень готовности к школе 20____- 20_____г.г.ВысокийсреднийнизкийФизическаяИнтеллектуальнаяЭмоционально-волеваяМотивационнаяОбщий вывод