Формировании экологического сознания дошкольника
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формировании экологического сознания дошкольника
Автор: Подорова Оксана Николаевна
Тема: «Роль детской литературы в формированииэкологического сознания дошкольников»Из опыта работы – Подорова Оксана НиколаевнаДекабрь Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит».Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней.Н. А. Рыжова «Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Следовательно, первой ступенью экологического образования выступает экологическое сознание».Особое внимание при работе с детьми для закладывания элементов экологического сознания следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Это проходит через разные виды деятельности, но художественная литература, на мой взгляд, служит могучим, действенным средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на организацию обучения детей дошкольного возраста экологическому воспитанию. С помощью художественной литературы происходит знакомство детей с природными особенностями человека, знакомство с различиями живого и неживого. Формирование представлений о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, развитие ответственного, бережного отношения к миру природы, создание условий для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды. Окружающая детей предметно - развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность детей. Очень важно, чтобы книги, которые мы используем при планировании работы в чтение художественной литературы и в совместной деятельности с детьми, были доступны ребятам и находились в их свободном пользовании. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогают художественные произведения писателей - классиков. Литературные произведения помогают закрепить знание детей о характерных приметах времен года, закономерностях природы; воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познавать её тайны. Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес к жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудную минуту. Показать землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызывать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранение жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома. Приобщение детей к малым формам русского народного творчества - это ключ к познанию окружающей среды. Русский народный фольклор во взаимосвязи с экологией – тема, несомненно, очень интересная. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям! Например, когда долго идет дождик мы проговариваем закличку, чтобы выглянуло солнышко, а дождик приглашаем, когда долго засуха, Потешки и прибаутки проговариваем, что бы поднять друг другу настроение и т.д. Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе, т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. (сказки В. Бианки, которые являются самоучителем любви к природе: «Хвосты», «Чей нос лучше?») Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Сказки Б. Заходера «Собачкины огорчения», В. Бианки «Лесные домишки», Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый», Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк» , Л. Толстого «Котёнок», М. Пришвина «Курица на столбах» помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают глубже понять детские интересы и их направленность. На литературной гостиной «Сказки леса» дети не только учатся решать проблемные ситуации главных героев, но и находят выход из запутанных ситуаций, «Дятел лечит деревья вместе со своими друзьями от насекомых», или «Мышка начинает дружить с огурчиком, а не грызть его». Придумывая новые сюжеты или концовки сказки, помогают героям. Например, «Гадкий утёнок», смог найти себе друзей в лесу, и диким зверям неважно было, как он выглядит, они просто помогали друг другу во всём. При чтении, сочинении или пересказе обращала внимание детей на то, что только доброе отношение к природе помогает принести полноценную радость человеку, а зло может только разрушать. Поэтому «Муху» в зимнем лесу, дети с удовольствие поселили в тёплую берлогу к медведю, а «Ёлочку» на Новый год нарядили для всех зверей на лесной полянке. Таким образом для развития экологического воспитания следует отбирать ту художественную литературу, которая наиболее точно описывает красоту и особенности окружающего мира, помогает сохранить и сберечь природу.