Опытно-экспериментальная работа в ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опытно-экспериментальная работа в ДОУ
Автор: Коробенкова Оксана Викторовна
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста(семинар-практикум)Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения; расширить знания педагогов по теме «детское экспериментирование в ДОУ», развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.Материал: , стикеры, листы, ручки, ватман, кубик, мандарин, соль, 2 банки с водой, сахар – рафинад, блюдце, краситель, стакан с водой.Ход проведения:Упражнение «Возьми салфетку».Руководитель передает по кругу пачку салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».После того как все участники взяли салфетки, руководитель просит сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.Упражнение «Хочу все знать!»Участникам предлагается подумать и написать на листочках разного цвета, что они хотят узнать и чему научиться на мероприятии:Хочу знать – желтыйХочу научиться – розовыйЗатем листочки прикрепляются к лучикам солнышка.Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.ТезариусОпыт – единство и (умений), приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.Совокупность Значение слова Опыт по словарю синонимов:Опыт = экспериментЭкспериме́нт (от experimentum — проба, опыт), служит для проверки гипотезы, установления причинных связей.Эксперимент или опыт, - особый вид наблюдения организованный в специально созданных условиях.Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:- опыты с растениями;- опыты с животными;- опыты с объектами неживой природы;- опыты, объектом которых является человек.2. По месту проведения опытов:- в групповой комнате;- на участке и т. п.3. По количеству детей (форма организации):- индивидуальные (1—4 ребенка);- групповые (5—10 детей);- коллективные (вся группа).4. По причине их проведения:- случайные; специальной подготовки не требуют и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса проводятся на участке или в уголке природы.- запланированные проводятся на выраженном предмете, объекте; подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения целей и задач.- поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.5. По характеру включения в педагогический процесс:- эпизодические (проводимые от случая к случаю);- систематические.6. По продолжительности:- кратковременные (от 5 до 15 минут);- длительные (свыше 15 минут).7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:- однократные;- многократные, или циклические.8. По месту в цикле:- первичные;- повторные;- заключительные и итоговые.9. По характеру мыслительных операций:- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);- обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).10. По характеру познавательной деятельности детей:- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);- решение экспериментальных задач.11. По способу применения в аудитории:- демонстрационные;- фронтальные.Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:Организованная образовательная деятельность (занятие);Совместная деятельность взрослого с детьми;Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.Свободная самостоятельная деятельность детейФормы работыЗанятия;Эксперименты и опыты;Дидактические игры;Беседы;Труд;Экскурсии;Работа в лаборатории.5. МетодыМетоды, повышающие познавательную активность. Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнить и углубить свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его. Наиболее эффективными методами этой группы являются сравнение, моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний (элементы новизны, проблемно-игровые приёмы), сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.Методы коррекции и уточнение представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение, метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли детей в содержании сообщаемых им знаний).6. Подготовка и проведение экспериментаНеобходимо определить алгоритм проведения экспериментирования и структуру эксперимента.Предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма. Вам необходимо определить его последовательность.Примерная структура эксперимента () ПроблемаПостановка задачиВарианты решенияПлан экспериментаВыбор оборудованияПравила безопасностиЭксперимент ВыводСвязь с жизньюОбобщения 7. Практическая частьРабота в подгруппах 1 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал. 2 подгруппа (задание в конверте) схема эксперимента, материал.Согласно структуре эксперимента проведите эксперимент. Правила проведения: В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:- Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций;- Не сдерживайте инициативы детей;- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;- Не спешите с вынесением суждений;- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связь между предметами, событиями и явлениями;б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования: анализа и синтезирования, классификации, обобщения информации. Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория) (Приложение 2). Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.«Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». П.П. БлонскогоДомашние задание:Провести опыт (согласно структуре), зафиксировать его (2 -3 фото) и презентовать.Рефлексивный кубикУчастники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика и отвечают на него.Трудно ли вам было отвечать?Было ли для вас что-то новое?Считаете ли вы полезным упражнение…Открыли ли вы что-то новое для себя…Как вы себя чувствуете...Какие у вас сейчас ощущения…Где я мог бы применить полученные знания…Самым важным для меня было…Я узнал, что…Литература:Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004. – 64.