"Формирование основ безопасного поведения на улице в разных возрастных группах"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование основ безопасного поведения на улице в разных возрастных группах"
Автор: Кирик Анастасия Сергеевна

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасного поведения на улице в разных возрастных группах» 1 младшая группаНа 3-м году жизни дети могут ориентироваться лишь в привычной для них обстановке. В пределах групповой комнаты они усваивают понятия «близко - далеко», «низко - высоко», «большой - маленький».Поэтому в работе с детьми 1 младшей группы важное значение имеет дальнейшее формирование пространственной ориентировки. Начинать целесообразно на ограниченной плоскости (лист бумаги, стол).В течение года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различными видами транспорта (в зависимости от окружающих условий).Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе должны быть книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Воспитатель учит детей правильно отвечать на вопросы: «Какие машины едут», «Кто управляет автомобилем».Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости».В играх у детей закрепляются представления о направлении «вперед - назад». 2 младшая группаС детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Он организует и постоянно направляет  детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения.Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину.Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальные и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам.На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)».Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями.Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей вопросами. Учитывая односложности ответов детей данного возраста, воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка.Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем.В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения. Средняя группаС детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины.Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход». Старшая группаВ предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:- пешеходам разрешается ходить только по тротуару; идти следует по правой стороне тротуара;- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо; - -- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке; - пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам. Подготовительная группаРаботу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на улице.Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии ( слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:переходить улицу на перекрестках (где нет указателей), в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими, прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности.Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика, пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимновежливыми, ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги).Перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (ПДД)СентябрьТема: «Знакомство с улицей» (что есть на улице, какая она, тротуар и проезжая часть, подземный и надземный переход).Ознакомительное занятие по правилам дорожного движения.Целевая прогулка по улице города, рассказ воспитателя.Просмотр видеофильма «Детям о правилах дорожного движения».Занятие по изодеятельности «Улицы нашего города» - коллективная работа (конструирование из бросового материала, рисование, ).  ОктябрьТема: «Знакомство с улицей» (история улиц города , организация движения, разметка дорог, остановка, правила для пешеходов).Вторая целевая прогулка, рассказ воспитателя об организации движения.Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад».Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».Чтение  на тему «Ребенок и улица».  НоябрьТема: «Нужно слушаться без спора указаний светофора (перекресток)».Знакомство с мини автогородком. Рассматривание макета светофора, рассказ воспитателя о назначении светофора.Конструирование из бумаги «Светофор».Музыкально-спортивное развлечение «На светофоре – зеленый».Дидактические игры: «Собери светофор», «Машины и светофор», «Укрась улицу» и др.  ДекабрьТема: «Мы – пешеходы».Встреча с инспектором  (рассказ о правилах перехода улиц, дорог).Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге.Сюжетно-ролевая игра «Мы по улице идем».Кукольный спектакль «Сказка про Буратино, который не знал правил дорожного движения».  ЯнварьТема: «Мы – пассажиры».Беседа «Как вести себя в ».Прогулка на остановку, наблюдение за транспортом, за пассажирами.Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров.КВН «Юные пешеходы».  ФевральТема: «Где можно играть».Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть.Рассматривание иллюстраций, составление детьми рассказов по серии картин «Улицы нашего города».Рисование на тему «Где можно играть».Музыкальное развлечение «В страну Светофорию».  МартТема: «Будущие водители».Знакомство с дорожными знакамиСюжетно-ролевая игра «Шоферы».Выставка детских работ «В стране Светофории».Чтение художественной литературы.АпрельТема: «Мы соблюдаем правила дорожного движения».Просмотр видеофильма «Детям о ПДД».Сюжетно-ролевая игра «Улица».Музыкально-спортивный праздник «Азбука дорожного движения».Литературный калейдоскоп «Красный, желтый, зеленый».  МайПраздник на улице (с приглашением родителей, инспектора ГИБДД) «Путешествие к сказочным друзьям».Перспективный план работы с родителями по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (ПДД)СентябрьОбщее родительское или групповые собрания с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).ОктябрьАнкетирование родителейНоябрь1. Консультация для родителей - «Безопасность детей - забота взрослых».2. Листовка – обращение о выполнении ПДД зимойДекабрьВстреча с работниками ГИБДД (Профилактика детского травматизма на дорогах города).ЯнварьДень открытых дверей: «Светофория встречает гостей».ФевральКонсультация для родителей «Взрослый – пример для ребенка: ошибки взрослых при переходе улиц и дорог».МартПривлечение родителей к оформлению выставки «ПДД – наши лучшие друзья».АпрельУчастие родителей в проведении Всероссийской недели безопасности:Конкурсы рисунков. Участие в детских праздниках. Подготовка фотоматериалов «Улицы города». Экскурсия « Пешеходный переход».МайУчастие в подготовке и проведении детского праздника «Посвящение в пешеходы».ИюньКонсультация для родителей: «Ребенок в автомобиль».Июль1. Папка-передвижка «Советы родителям в осенне-зимний период».2. Совместная неделя безопасности «Осторожно, дети!». Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А главное, внимание! Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым, придется при несравненно большой интенсивности автомобильного движения. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Актуальность выбранной темы также обусловлена следующим: • у ребёнка несоизмеримо меньший опыт передвижения по улице, чем у взрослого, не полностью сформировано чувство опасности, страха, ориентации в пространстве, дети подвижны и нетерпеливы • нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; • быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; • процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; • потребность в движении преобладает над осторожностью; • стремление подражать взрослым; • недостаток знаний об источниках опасности;• переоценка своих возможностей. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому машины слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми, более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8—1 секунда. Ребенку требуется для этого 3—4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей. Шаг ребенка не такой ДЛИННЫЙ, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, — во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие. Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Если мы научим этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше. Беспечность детей на дороге зависит от нас — взрослых. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Работа по обучению детей правилам безопасного поведения является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, прогулок, игр. Во время прогулок мы обращаем внимание детей на движение пешеходов, транспорта, разъясняем понятия "пешеход", "светофор", "подземный и надземный переход" и т.д. (во время прогулки играем в вопросы и ответы: "Сейчас мы будем переходить дорогу. На какой свет идти нельзя, а на какой можно? Правильный ответ - приз". Знания, полученные на занятиях, закрепляются в играх.. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым", - подчеркивал Я. Корчак. "Игра есть путь детей к познанию мира", — говорил М. Горький. Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей (СМ. Мартынов). Самое главное — создать в группе эмоциональный настрой. Эмоциональный положительный настрой к изучению правил безопасного поведения формируют и игры — дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Подбирать такие, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь пример отца и матери — основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и родителей, несомненно, даст свои положительные результаты. Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя на улице! Главная задача нас, воспитателей, доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы ознакомления донести до детей смысл опасности несоблюдения этих правил. Детей необходимо знакомить не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Знакомить с этими правилами надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Согласно новым требованиям - организация образовательной деятельности по ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения может быть включена в следующие образовательные области: «Познавательно – коммуникативное развитие»; «Физическая культура»; «Познавательное развитие»; «Развитие речи»; «Художественно- эстетическое развитие» Воспитывая дошкольников, мы, педагоги, должны применять такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Мы должны воспитывать детей постоянно:- в процессе игр,- прогулок,- специальных упражнений, которые развивают двигательные навыки, -в непосредственно образовательной деятельности с использованием дорожной лексики,- при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций. В процессе непосредственной образовательной деятельности необходимо сформировать у детей определенные знания, умения и навыки. Очень интересной формой профилактики детского дорожно- транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада и экскурсии, которые закрепляют знания о пешеходном переходе, о правилах пешехода, идущего по тротуару, через дорогу, включаются упражнения на развитие глазомера и бокового зрения для формирования умения чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде. Дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и др. Важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными. На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.). Только наше терпение и ответственность за жизнь, и здоровье детей поможет нам воспитать у них навыки и привычку безопасного поведения на улице! Везде и всюду правила Их надо знать всегда Без них не выйдут в плаванье Из гавани суда. Выходит в рейс по правилам Полярник и пилот. Свои имеют правила Свои имеют правила, Шофер и пешеход. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «ЦРР детский сад № 105 Лесозаводского городского округа» «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице» Составила воспитатель: Долейко Е.Н. Первая квалификационная категория. Лесозаводск 2015г.