Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию естественнонаучных представлений. «Волшебница – вода». Старшая группа.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию естественнонаучных представлений. «Волшебница – вода». Старшая группа.
Автор: Мягкова Наталья Борисовна
Конспектнепосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию естественнонаучных представлений.«Волшебница – вода».Старшая группа. Задачи:Продолжать развивать элементарные знания детей: об условиях, необходимых для жизни и деятельности людей ; о практической ценности воды.Закреплять у детей элементарные понятия: о свойствах воды (прозрачная, чистая, без цвета, запаха, вкуса); о различных природных явлений (дождь, роса, снег, иней, туман).Формировать у детей понятия о значимости сохранения и укрепления своего здоровья. Продолжать воспитывать гуманное отношение к объектам природы, воспитывать чувства удовлетворения от общения с природой.Закреплять правила поведения в природе.Предварительная работа:1.Схемы-модели: «Как человек использует воду», «Какой бывает вода», «Вода друг человека».2.Цикл наблюдений, опыты, занятия по изо-деятельности, чтение экологических сказок, рассказов, стихов, пословиц, поговорок:Средства:1.Схемы-модели: «Кому в природе нужна вода», «Как человек Использует воду».2.Слайды-шоу: «Заводские трубы», «Вода в природе».3.Импровизированное озеро.4.Материал для опыта фильтрации воды.Воспитатель: (загадывает загадку)Очень добродушнаяМягкая, послушная,Но когда я захочуДаже камень источу (вода)Сегодня мы с вами поговорим о воде.Давайте вспомним свойства воды (без цвета,без запаха ,без вкуса).Чем отличается чай от воды? (имеет цвет,запах, вкус).Мы знаем,что вода не имеет вкуса ,а если в неё что-то добавить тогда она будет иметь вкус.Что можно добавить, чтобы вода имела вкус? (сахар)Что произошло с сахаром в воде? (он растворился).Какая будет вода, если в неё добавить соль? (солёная).Давайте вспомним, как мы с вами используем солёную воду (полощем рот, горло).Для чего мы используем эту процедуру? (чтобы не было микробов во рту и не болело горло).Что произойдёт с водой, если мы в неё добавим лимон? (она будет кислая, будет с запахом).Итак, мы знаем, что вода приобретает вкус, цвет. Запах, если в неё что-тоДобавить.Мы все любим чай с лимоном. В каких случаях, особенно рекомендуютУпотреблять чай с лимоном? ( В период простудных заболеваний, во времяБолезни, в нём много витаминов «С»).Воспитатель: Ребята, представьте, что произойдёт с водой, еслипоставить эту баночку с водой в холодное место, например в холодильник.Расскажите.(вода сделается холодной).Расскажите, что произойдёт, если поставить воду на плиту (вода нагреется,будет тёплой, а потом горячей).Расскажите о том, какой температуры воды мы с вами пьём и почему? (мыпьём тёплую воду или комнатной температуры, чтобы не обжечься ичтобы не заболеть).Воспитатель: Ребята, мы говорили о воде в домашних условиях. Поговоримо воде в природе. Где в природе встречается вода? (в реке, озере,ручье, море).Мы знаем, что вода бывает в разном состоянии, давайте вспомним(дождь, снег, туман, иней ,лёд ;вода ,выпадает в виде осадков).Воспитатель: Получается, что вода как волшебница умеет превращаться.Отчего зависит, что вода бывает то снегом, то дождём? (от времени года)Во что может превратиться вода зимой? (в снег, иней, лёд).Назовите свойства льда (твёрдый, гладкий, прозрачный, холодный, на холоде не тает, можно держать в руках).Какую пользу дают осадки зимой? (земля покрывается снежным покрывалом ,предотвращая корни деревьев и растений от замерзания,защищает живые существа ,которые находятся в зимней спячке).Воспитатель: В виде каких осадков появляется вода летом? (дождь, роса, туман).Какую пользу дают осадки летом? (летний дождь освежает растения, воздух становится чище, даёт рост деревьев, растениям, плоды которых мы употребляем в пищу).Воспитатель:Давайте сделаем вывод, кому нужна вода (человеку, животным, растениям, птицам и т.д.) Вода нужна всем, всему живому на земле. Вода нужнав любом состоянии, независимо от времени года. Вода нужна для употребления чистая.Ребёнок: Чистый воздух и вода наши лучшие друзья.Чтобы долго, долго жить мы должны их сохранить.(Стук в дверь) Почтальон принёс письмо. Воспитатель читает его.Воспитатель: Ребята, с нашим озером случилась беда. Она погибает.Черепаха просит помочь ей. Люди загрязнили её озеро: воду теперь нельзя пить, в озере нечем дышать. У черепахи испачкался панцирь, она не может управлять озером, потому что ничего не видно в грязной, мутной воде. Растения увяли, птицы улетели,рыбки заболели. Только мы можем помочь им. Давайте подойдём к озеру. Спросим у черепахи. Что мы можем сделать.Дети с воспитателем идут к импровизированному озеру и видят там черепаху перепачканную грязью. В озере плавают пустые банки. Бутылки и прочие отходы.Черепаха: В речке чистой я жила И красавицей слыла. А теперь краса угасла Из-за дизельного масла. Я сегодня изменилась, Будто двести лет не мылась, В пятнах краски чешуя… Ох, не выживу здесь я. (черепаха плачет)Черепаха обращается к детям: Я охраняю родники И мускулы мои крепки, Но люди извели меня – Боюсь теперь их как огня! Когда приходят отдыхать, Покоя мне уж не видать. Они идут своей тропою, А я от горя плачу, вою, Ногами грозно топочу, «Не загрязняйте!» - вслед кричу.Да.ребята. Вот недавно только ушли отдыхающие с берегов нашего озера. Видите, сколько всего оставили (показывает на мусор).Воспитатель: Как мы можем вам помочь?Черепаха набирает банку грязной воды (эту воду можно заранее приготовить и оставить на краю озера), приносит и отдаёт её детям.Черепаха: Эта банка волшебная. Если вода в ней грязная, значит и в озере вода грязная. А если вода в банке станет чистой, тот и озеро очистится. Но для того, чтобы это произошло, нужно выполнить одно условие: грязную воду должны очистить вы, все вместе. Если не очистит один человек, например, ваша воспитательница, волшебства не будет.Возьмите немножко грязной воды и очистите её, а потом все вместе сольёте воду в волшебную банку и вернётесь ко мне. А я потом ещё дам вам задание. И тогда наше озеро станет совсем чистым.Воспитатель: Ребята. Мы пойдём сейчас в лабораторию очисти воду из волшебной банки и вернём её черепахе уже чистую.Дети с воспитателем идут в лабораторию, где уже всё готово для очистки воды. Воспитатель наливает в стаканчик каждому ребёнку немного грязной воды из банки. Дети очищают её при помощи фильтров, сливают обратно в банку.Воспитатель обращает внимание на детей, как изменилась вода. Затем все возвращаются к озеру и отдают чистую воду черепахе.Черепаха: Спасибо, ребята, вы спасли меня! Смотрите, как я изменилась! Я же говорила. Что банка волшебная. Как только вы налили в неё очищенную воду. Так сразу чёрные кувшинки стали белыми, а мой панцирь заблестел (показывает)В воде опять хорошо вижу. За порядком слежу, всем команды отдаю. Рыбки мои выздоровели, утки прилетели, озеро ожило почти.Ожило, но не совсем. Видите. Сколько ещё мусора здесь плавает. Моё второе задание: очистите озеро от мусора, чтобы наш дом стал совсем таким же, как прежде. А вы всегда будите моими любимыми гостями (дети убирают, банки, бутылки из озера).Проводится игра « Волшебный напиток». (питьё фито чая).Дети произносят «волшебные слова», изготавливая «волшебный напиток». Предлагается определить вкус « волшебного напитка», почувствовать аромат, определить, с чем его можно сравнить.Итог: Люди часто не задумываются о своём отношении к рекам, обижают их, неправильно ведут себя во время отдыха на их берегах, уничтожают водных жителей. Мы, люди, должны быть благодарны рекам за чистую воду, которую они нам дают, и платить им тем же – хорошим бережным отношением.Правила поведения в природе: содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы. Ребёнок: Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и вкусная вода!