НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Русанова Татьяна Владимировна

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ подготовила: Русанова Т.В., студентка 5 курса Педагогическое образование «Информатика» филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. БуденновскеПричиной недостаточного качества обучения в настоящее время является несоответствие его содержания требуемой системности и универсальности знаний. В то же время, модернизация образования требует повышения качества обучения информатике.Для того, чтобы разобраться в проблеме, что именно давать учащимся на уроках в процессе обучения и чему именно учить, необходимо договориться об основных понятиях информатики.Состояние понятийного аппарата информатики по-прежнему находится на недостаточно высоком уровне, поскольку до настоящего времени не разработано общей теории информационных технологий как системы целостных взаимосвязанных приемов, методов и средств обработки информации. Также не определены основные понятия информационных технологий. [3, с. 4].В дальнейшем определим такие понятия, как: информационные технологии и информационное общество, исходя из понятия информационного процесса. Первое определение, которое мы разберем, будет «информация», т.к. оно связано со всеми представленными выше понятиями.В качестве основы этого определения можно использовать расшифровку, данную С. А. Бешенковым и Е. А. Ракитиой, которые трактуют информацию как содержание» (смысл) сигнала полученного системой из внешнего мира [1, с. 18]. Сформируем из неё следующее определение:Информация - это понимание (смысл, представление, интерпретация), возникающее в аппарате мышления человека после получения им данных, взаимоувязанное с предшествующими знаниями и понятиями [9;45]. Из этих определений следует, что информация передается с помощью данных, где данные - это любые сигналы, получаемые и обрабатываемые либо человеком с помощью органов чувств, либо предназначенным для этого устройством.Определение «информация» напрямую связано с понятием «информационный процесс».Процесс обычно определяют как последовательные изменения состояния системы или явления. Однако добавление прилагательного «информационный» вкладывает в этот термин дополнительный смысл. Информационный процесс - это совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели). [1;57].К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, можно отнести поиск, отбор, сбор, хранение, передачу, кодирование, обработку, защиту информации. [1;60].Информационный процесс представляет собой сочетание двух подпроцессовинтеллектуального и информатического. Соответственно, определяют два вида информационных технологий: интеллектуальные и информатические.Интеллектуальные технологии - это комплекс методов и способов, позволяющих рационализировать интеллектуальные процессы в аппарате мышления.Компьютерные технологии - это часть информатических технологий, в которых электронно-вычислительная машина (компьютер) играет преимущественную роль [14].Разберем понятие «информационная культура», но прежде всего, рассмотрим, что понимается под термином «культура».Проанализировав академический словарь, в котором приведено семь значений этого слова, мы выбрали значение, наиболее подходящее к теме исследования [38].Культура – это уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности.Отсюда можно вывести понятие информационной культуры: это уровень развития логичности мышления, способности к системному анализу и синтезу. Следует дополнить это определение сводом правил, позволяющих значительно повысить уровень информационной культуры:
  • не стоит безусловно верить в положения только потому, что они опубликованы в печати, в электронных изданиях или высказаны авторитетным автором подвергай все сомнению;
  • помни, что событие, произошедшее после другого события, не обязательно является его следствием – используй принцип причинно-следственной связи;
  • ошибаясь, ошибайся логично; необходимо проверять свои действия логикой;
  • давать определения основных понятий, обсуждая что-либо;
  • не следует вводить новые термины или сущности без особого на то основания.
  • Информатическая культура представляет собой уровень развития информатической деятельности с данными, способами их представления человеку для правильного истолкования. Как правило, она проявляется в следующих аспектах:
  • в конкретных навыках по настройке и применению программируемых технических устройств;
  • в способности подбирать и использовать в своей деятельности различные компьютерные технологии, включая разнообразное программное обеспечение;
  • в навыке поиска необходимых данных в различных источниках, в том числе сети Интернет;
  • в умении дифференцировать информатические процессы в профессиональной деятельности и успешно управлять ими;
  • в умении создавать и эксплуатировать элементарные информатические системы [57].
  • Общество во все времена своего формирования являлось информационным, т.к. человек - это мыслящее существо, живущее и общающееся с себе подобными. Обычно, когда говорят об информационном обществе, в первую очередь подразумевают уровень развития общества. Информационное общество - общество, полноценно использующее все свои ресурсы, включая информационные (интеллектуальные и информатические), на благо каждого члена этого общества и достигшее за счет этих ресурсов высокого уровня благосостояния [30].С точки зрения оснащения общества средствами обработки данных будет идти речь уже об информатическом обществе.Отсюда следует, что процессы, происходящие в сфере интеллектуальной деятельности, принципиально отличаются от тех процессов, которые происходят в искусственных системах, уровнем формализации. Формализация - это приведение некоторого содержания (содержания текста, смысла научной теории, воспринимаемых сигналов и пр.) к выбранной формеапример, оглавление книги - это формализация ее содержательных частей, а сам текст можно рассматривать как формализацию посредством языковых конструкций мыслей, идей, размышлений автора) [60]. Проанализировав содержания понятия «информация» в современной информатике, познавательных возможностей учеников, времени, предусмотренного на усвоение данного понятия учебной программой, можно сформулировать следующие требования к знаниям учащихся об информации к моменту окончания школы:
  • знание определения информации в соответствии с содержательным и кибернетическим (алфавитным) подходами;
  • знание единиц измерения информации и того, как они определяются;
  • знание основных видов информации и признаков, отличающих один вид информации от другого;
  • знание того, какие существуют носители информации (бумажные, электронные, визуальные, аудиальные, тактильные, вкусовые), умение приводить примеры информации из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
  • понимание ЭВМ как универсального средства для работы с информацией, знание принципов структуры организации информации в памяти ЭВМ;
  • знание информационных моделей как информации об объекте моделирования;
  • понимание алгоритма как управляющей информации;
  • знание основ прикладного использования информации с помощью ЭВМ;
  • знание основных связей понятия «информация» с другими понятиями, а также формул (если они есть), выражающих эту связь [38].
  • Данные требования определяют тот уровень, до которого должно быть сформировано понятие «информация» у учеников к моменту окончания средней школы после всего процесса изучения информатики. Зная этот уровень, учитель будет целенаправленнее развивать формирование анализируемого понятия у своих учеников, четче определять основные «узловые точки» его дополнения.Разберем все этапы развития понятия «информация» в процессе изучения школьного курса информатики, где это понятие является в нем центральным.Понятно, что в каждой рассматриваемой теме курса школьной информатики затрагиваются различные варианты представления информации, причем даже в двух аспектах:
  • «компьютерном» - рассмотрение информации без привязки к ПК (с общих позиций, по отношению к природе, обществу, человеку). Изучаются вопросы по определению и измерению информации, информационные процессы, информационные модели, процессы управления в природе и обществе;
  • «бескомпьютерном» - изучение информационной стороны компьютера в рамках ЭВМ, компьютерных технологий работы с информацией, программирования.
  • Вывод:В заключение первой главы мы пришли к выводу, что общая методика в процессе обучения школьной информатике на начальном этапе в общеобразовательной школе имеет следующую последовательность:
  • Начальный раздел - введение в мир компьютера.
  • Основной раздел (синтаксический и семантический аспекты) - изучение основ информатики и вычислительной компьютерной техники.
  • Раздел естественнонаучной ориентации - основы компьютерного подхода к решению поставленных задач.
  • Раздел гуманитарной ориентации - освоение информатики и ИТ.
  • Заключительный системообразующий этап обучения информатике - формирование системно-информационной картины мира.
  • Таким образом, методики обучения информатике естественнонаучной и гуманитарной ориентации представляют собой взаимосвязанные этапы всего школьного обучения.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Активная информационная система вуза в информационно-образовательной среде / Г.М. Цибульский, М.В. Носков, Р.А. Барышев и др. // Педагогика : журнал . — 2017 .— №3 .— С. 28-33.
  • Афанасьева, Н. Ю. Вычислительные и экспериментальные методы научного эксперимента / Н.Ю. Афанасьева. - М.: КноРус, 2016. - 336 c.
  • Балдин, К. В. Информатика / К.В. Балдин, В.Б. Уткин. - Москва: Высшая школа, 2013. - 304 c.
  • Баранова, Е.К. Основы информатики и защиты информации / Е.К. Баранова – Инфра-М, 2013. – 192 с.
  • Богус, М.Б. Развитие умственных способностей у младших школьников / М.Б. Богус. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 98 с. : ил. - Библиогр.: с. 58-61.
  • Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.
  • Гагарина, Л. Г. Введение в теорию алгоритмических языков и компиляторов / Л.Г. Гагарина, Е.В. Кокорева. - М.: Форум, 2015. - 176 c.
  • Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере. Учебное пособие / С.Е. Гасумова. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 312 c.
  • Гашков, С.Б. Занимательная компьютерная арифметика. Быстрые алгоритмы операций с числами и многочленами / С.Б. Гашков. - М.: Либроком, 2015. - 224 c.
  • Голицына, О.Л. Информационные технологии: Учебник / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2013. - 608 c.
  • Русанова Т.В. 2018 г.