Аграмматическая дислексия
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Аграмматическая дислексия
Автор: Иванова Оксана Алексеевна
Аграмматическая дислексия. 1.11.2018 годВ современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия.Дислексия – расстройство, характеризующееся трудностями в овладении навыками чтения и обусловленное недостаточной сформированностью или нарушением психических функций, которые принимают участие в осуществлении процесса чтения.Актуальность данной темы заключается в том, что у многих учащихся начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессов чтения, развитию словаря и грамматического строя речи. Многие учёные указывают на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающей личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное устранение чтения предупреждает возникновение нарушений письма. Мало кто знает, что 5 октября отмечается Всемирный день знаний о дислексии (World Dyslexia Awareness Day).В последние годы в России количество детей, страдающих дислексией, существенно увеличилось. Результаты исследований свидетельствуют о том, что в общеобразовательных школах число детей с дислексией составляет более 30%, в гимназиях-20%.Выделяют основные виды дислексии:Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи (это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях), несформированностью морфологических (умение владеть приемами словоизменения и словообразовании) обобщений и систаксических (умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении ) обобщений.В процессе чтения, у детей, страдающих аграмматической дислексией, наблюдается: cтoйким нeпpaвильным иcпoльзoвaниeм oкoнчaний в paзличныx пaдeжax и пpoблeмaми вocпpиятия чиcлa пpeдмeтoв; нaпpимep, «из-пoд дepeвьяx (дepeвьeв)», «у дpузьяx (дpузeй)»; нeкoppeктным coглacoвaниeм в cлoвocoчeтaнии poдa cущecтвитeльныx, иx чиcлa или тoгo жe пaдeжa; нaпpимep, «книжкa интepecнoe», «дeтeй вecёлый»;нeкoppeктным иcпoльзoвaниeм чиcлa мecтoимeния: «вcё» — «вecь»;нeкoppeктным упoтpeблeниeм oкoнчaний cooтвeтcтвующeгo poдa: «тaкaя пёc», «книгa нaш»; нeкoppeктным иcпoльзoвaниeм cooтвeтcтвующиx oкoнчaний глaгoлoв тpeтьeгo лицa пpoшeдшeгo вpeмeни: «вeтep пpoмчaлacь», «этoт был cтpaнa». -изменение формы, времени и вида глаголов( “гуляла не пошла”, “облетел хочу”, “объявили-объявляли”, “видит-видел”).Пpичины aгpaммaтичecкoй диcлeкcии Kaждый peбёнoк, кaк и кaждый cлучaй, бeзуcлoвнo уникaлeн. Oднaкo, пpинятo paздeлять вce пpичины нa нeйpoбиoлoгичecкиe и coциaльныe. K нeйpoбиoлoгичecким фaктopaм oтнocятcя: мeньшaя aктивнocть зaднeй чacти лeвoй cтopoны виcoчнoй извилины гoлoвнoгo мoзгa; учacтки пoнижeннoй плoтнocти зaднeй чacти cpeднeй виcoчнoй извилины; пpeoблaдaющaя aктивнocть пpaвoгo пoлушapия в cвязи c ocoбeннocтями функциoниpoвaния мoзгa;нapушeниe paвнoвecия мeжду пoлушapиями пpи функциoниpoвaнии гoлoвнoгo мoзгa; пocлeдcтвия чepeпнo-мoзгoвыx тpaвм; cepьёзныe интoкcикaции (cлучaйныe cильныe oтpaвлeния или злoупoтpeблeния вo вpeмя бepeмeннocти мaтepью (упoтpeблeниe в paннeм дeтcтвe нeпocpeдcтвeннo peбёнкoм) нapкoтикoв, aлкoгoля, тoкcичecкиx вeщecтв); тяжёлыe инфeкции (нaпpимep, мeнингит, cифилиc и т.д.);нapушeния, cтaвшиe пocлeдcтвиeм тяжёлыx poдoв или ocлoжнeний пpи бepeмeннocти (нaчинaя oт тяжёлoй acфикcии плoдa, зaкaнчивaя пepeнecёнными внутpиутpoбными инфeкциями). He мeнee знaчимыми в фopмиpoвaнии диcлeкcии мoгут быть coциaльныe фaктopы. K ним oтнocятcя:чpeзмepныe нaгpузки в paннeм вoзpacтe, cвязaнныe c aктивным paзвитиeм пpaвoгo пoлушapия и oтcтaвaниeм лeвoгo; пoлнoe oтcутcтвиe oбучeния или пeдaгoгичecкaя зaпущeннocть, oтcутcтвиe нaвыкoв coвмecтнoгo чтeния книг, пepecкaзывaния cкaзoк; дeфицит oбщeния, cвязaнный c нeвoзмoжнocтью cлышaть xopoшo cтpуктуpиpoвaнную peчь;cиндpoм изoляции c чacтичнoй или пoлнoй пoтepeй peчи. Coциaльныe фaктopы, чaщe вceгo, cвязaны c нeдocтaтoчным учacтиeм взpocлыx в пpoцecce oбучeния мaлышa. Пpoцecc пpaвильнoгo пocтpoeния и coглacoвaния cлoвocoчeтaний, a из ниx пpeдлoжeний – cлoжный пpoцecc, кoтopый включaeт в ceбя вocпpиятиe и oбpaбoтку дaнныx. Ecтecтвeннo, ecли мaлыш нe пpивык выдeлять пpaвильныe cлoвoфopмы, у нeгo нe былo вoзмoжнocти в дocтaтoчнoй мepe пoзнaкoмитьcя c ними, и пpoцecc диффepeнциaции пoлучaeтcя нeдocтaтoчнo paзвитым. Xужe oбcтoит дeлo, ecли пeдaгoгичecкaя зaпущeннocть идёт нa фoнe ocтpoй бытoвoй зaпущeннocти, пpичём peбёнкa c paннeгo вoзpacтa нaчинaют пpиучaть, нaпpимep, к aлкoгoлю («чтoбы лучшe cпaл и нe мeшaл»). Или жe тoкcичecкиe вeщecтвa пocтупaют в opгaнизм мaлышa вo вpeмя бepeмeннocти пpи упoтpeблeнии иx мaтepью. B этoм cлучae, coциaльныe фaктopы нaчинaю пepeплeтaтьcя c нeйpoбиoлoгичecкими фaктopaми. При устранении аграмматической дислексии основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений.Учитывая проявления и механизмы аграмматической дислексии, логопедическая работа по профилактике этих нарушений ведётся в следующих направлениях: - уточнение и усложнение структуры предложения; - развитие функции словоизменения; - формирование навыков словообразования; - развитие умений морфологического анализа слова; - работа над однокоренными словами; - закрепление грамматических форм в письменной речи. Рекомендуются следующие задания на словоизменение: 1. Образование множественного числа существительного по данной форме единственного числа с помощью предметных картинок и самостоятельно. Игра “Один-много”. 2. Образование формы родительного падежа множественного числа с наречием “много”. Составьте словосочетания со словом “много”. Картинки: тетради, цыплята, полотенца, кресла, тарелки, карандаши, деревья, стулья. 3. Согласование существительного и прилагательного в роде, числе и падеже. Назовите предмет и его цвет. Картинки: Желтое солнце, желтый лимон, желтая юбка, желтые одуванчики. Зеленое ведро, зеленый огурец, зеленая шапка, зеленые кофты. 4. Согласование количественных числительных с существительными. Составьте словосочетания при помощи картинок и цифр. Картинки: 1 клетка, 2 совы, 4 велосипеда, 5 ласточек, 7 самолетов. 5. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида в импрессивной и экспрессивной речи. Покажите на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается. Картинки: Девочка рисует бабочку.- Девочка нарисовала бабочку. Дедушка поднимается по лестнице.- Дедушка поднялся по лестнице. Бабушка пишет письмо.- Бабушка написала письмо. Мальчик пьет сок.- Мальчик выпил сок. 6. Согласование существительного и глагола прошедшего времени в роде и числе. Прочитайте слова-действия и подберите к ним слова-предметы. Слова-действия: полз, улетела, шагал, болело, висело, играли. Картинки: ухо, дети, ворона, мальчик, яблоко, паук. 7. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций. Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно. Положите книгу на стол. Положите карандаш на книгу. Положите ручку под тетрадь. Положите линейку под пенал. 8. Употребление различных предложных конструкций при обозначении действия. Логопед выполняет действие: кладет ручку под книгу. Дети должны сказать, куда логопед положил ручку. 9. Составление предложения с предложными конструкциями по специально подобранным картинкам. Составьте предложения по картинкам. Картинки: котенок на столе, котенок под столом, котенок около стола. 10. Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Дополните предложение по картинке. На столе стоят (часы). По озеру плывет (утка). По дороге едет (автобус). 11. Вставка пропущенных слов в предложении. Вставьте пропущенные слова. Курица ________ зерно. В поле выросли ________ васильки. Сегодня ________ светит солнце. 12. Детям даются предложения с правильными и неправильными грамматическими формами слов и предлагается среди двух предложений определить правильное. Из двух предложений выберите и прочитайте правильное. В магазине продается много платьев. В магазине продается много платьях. В классе на стульев сидят дети. В классе на стульях сидят дети. Пение соловьев раздается по всему лесу. Пение соловьех раздается по всему лесу.. 13. Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенном падеже. Ответьте на вопросы полным предложением. На каком дереве растут желуди? В какое время года желтеют листья? Когда на небе появляются звезды? 14. Составление предложения по опорным словам, данным вразбивку. Предлагаемые слова даются в начальной форме. Составьте из отдельных слов предложение. В, дети, песочница, играть Спать, будка, собака, в Стена, висеть, картина, на При формировании функции словообразования рекомендуются следующие задания: 1. Образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного по опорным словам, по картинкам. Игра “Назови ласково”. Посмотрите на картинку и назовите этот предмет ласково. Картинки: корзина, юбка, сумка, солнце. 2. Образовать прилагательное от существительного с помощью картинок и лото “Из чего сделано?” К названию предмета подберите слово, отвечающее на вопрос “какой?” или “какая?” Например: шапка из меха-меховая, шкаф из дерева-деревянный, чашка из стекла-стеклянная, дом из кирпича-кирпичный, грелка из резины-резиновая. Картинки: шапка, шкаф, чашка, дом, грелка. 3. Образовать глаголы с различными приставками с помощью картинок. Составьте предложения по картинкам. Картинки: Девочка открыла кран.- Девочка закрыла кран. Змея вползла в комнату.- Змея выползла из комнаты. Машина въехала в гараж.- Машина выехала из гаража. Пчела залетела в улей.- Пчела вылетела из улья. 4. Выбрать однокоренные слова среди слов, сходных по звуковой структуре. Игра “Третий лишний”. Найдите лишнее слово. Желток, железо, желтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть, час. Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк. Логопедическая работа над предложением учитывает сложность структуры, последовательность появления различных типов предложения в онтогенезе. Она проводится в следующем порядке: 1. двусоставные предложения, включающие существительное+согласованный глагол 3-го лица настоящего времени (Дерево растет); 2. другие двусоставные предложения( Это дом. Дом большой); 3. распространенные предложения из 3-4 слов: А) существительное+глагол+прямое дополнение( Девочка моет куклу); Б) именительный падеж существительного+согласованный глагол+винительный падеж существительного( прямое дополнение)+дательный падеж существительного(косвенное дополнение) (Бабушка дает ленту внучке); В) именительный падеж существительного+согласованный глагол+винительный падеж существительного( прямое дополнение)+творительный падеж(со значением орудия действия) (Девочка гладит платок утюгом); Г) именительный падеж существительного+согласованный глагол+падежно-предложно-падежная конструкция, обозначающая место действия( Дети катаются на горке); Д) именительный падеж существительного+согласованный глагол+наречие( места, времени, образа действия)(Солнце светит ярко). Полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета( Бабушка дает внучке ленту. Бабушка дает внучке красную ленту. Дети катаются на горке. Дети катаются на снежной горке). В дальнейшем предлагаются предложения более сложной структуры. При построении предложения детьми большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам( фишкам) на материале 1-2 предложений. Например, предлагается картинка “Девочка рвет цветы”. С помощью вопросов определяется субъект( кто?), предикат(что делает?), объект действия(что?). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки кладутся на картинку, т.е. соотносятся непосредственно с предметами и действием, изображенным на картинке. В дальнейшем выкладывают схему предложения под картинкой. Затем те же фишки соотносятся с изображениями на других картинках ( “Мальчик рисует дом”. “Корова щиплет траву”.) По каждой картинке с опорой на фишки дети составляют предложение самостоятельно. В дальнейшем предлагаются различные графические схемы: 1. из трех элементов, соответствующие предложениям: Девочка читает книгу. Мальчик гладит собаку. 2. из четырех элементов, соответствующие предложениям: Девочка гладит платье утюгом. Мальчик рисует дом карандашом. Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графических схем: 1. Подбор предложений по данной графической схеме. 2. Запись предложений под соответствующей схемой( предлагаются две схемы). 3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме. 4. Составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме. Предложения “Девочка бежит”. “Мальчик рисует” можно свести к одному обобщенному смыслу “Кто-то выполняет какое-то действие”. Используются и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений. В процессе работы над предложением необходимо давать аналогичные предложения и для чтения. Каждое прочитанное предложение анализируется с помощью вопросов, уточняются и закрепляются грамматические связи между всеми словами предложения. Таким образом, аграмматическая дислексия обусловлена рядом причин. Поэтому работа над ее коррекцией должна проводиться по всем вышеуказанным направлениям.При устранении дислексии необходимо учитывать, что дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее, обуславливают нарушения как устной так и письменной речи. Поэтому преодоление этого недостатка может быть успешным при комплексном воздействии на весь комплекс речевых и психических нарушений. Работу с ребенком должны вести в комплексе логопеды, психологи, учителя, медицинские работники и родители.