«Берегите зрение!»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Берегите зрение!»
Автор: Тахтарова Татьяна Геннадьевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области _______________________________________________________________________________________________
Конкурс исследовательских работ
учащихся начальной школы
Знайка-2018
Тема работы: Берегите зрение!
Выполнил: Прасолов Алексей , 4 класс
Руководитель: Тахтарова Татьяна Геннадьевна,
Учитель начальных классов МБОУ лицей №1
2018
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
• Строение глаза
• Причины ухудшения зрения
• Правила бережного отношения к зрению
3. Заключение
Литература
Приложение
Введение: На уроках здоровья я узнал, что до 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза. Но лишь немногие могут похвастаться 100% зрением. Проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду болезней, как среди детей, так и среди взрослых. Я обратил внимание на то, что, действительно в нашем лицее мне встречаются учителя и дети, которые пользуются очками.
Мне стало любопытно: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?
Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Изучить литературу по теме.
2.Выяснить причины ухудшения зрения.
3.Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.
4.Создать буклет Береги зрение!
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: глаза человека как органы зрения
Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
База исследования: учащиеся 4Б класса
Использованы соответствующие методы исследования:
• сбор информации из научной литературы и поиск в сети Интернет
• спросить у взрослых
• провести анкетирование
• урок здоровья, разработанный учителем
Проектный продукт: буклеты-памятки с правилами сохранения зрения для учащихся
1 – 4 классов.
У каждого есть тело и душа,
А зеркало её – твои глаза.
Глаза ценный и удивительный дар природы. Моё знакомство с органом зрения – глаза, началось на уроках окружающего мира. Но захотелось узнать больше об этой удивительной части нашего организма, благодаря которой, мы воспринимаем окружающий нас мир.
Для этого я посетил детскую библиотеку, где мне помогли подобрать материал по данной теме. Много интересного и ценного нашёл на электронных носителях: Моё тело. Как оно устроено, Как устроен человек. Обратился к учителю биологии Абрамян Елене Васильевне. Из беседы с ней выяснил, что глаз - это сложная оптическая система. Так что же это за механизм – глаза, зрение?
Я приглашаю вас всех на медицинский консилиум. Консилиум - совещание врачей одной или различных специальностей. На консилиуме я выступлю в роли врача – офтальмолога. Офтальмолог - врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.
Итак, сначала я ознакомился со строением глаза.
Глаза – самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Глаз имеет округлую форму, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Вес человеческого глаза всего 7-8 г, диаметр глазного яблока 2,5 см. Оно заполнено прозрачной массой - стекловидным телом, которое придает форму глазу и содержит питательные вещества.
Глаз окружён шестью мышцами. Благодаря им человек может смотреть в разные стороны, вращать глазами. У глаз есть свои защитники: брови, веки, ресницы. На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней. Они оберегают глаза от пыли, грязи, ветра, яркого света. В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы для увлажнения поверхности глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно.
Изучив строение глаз, значение зрения в жизни человека, я отправился к Полежак Елене Евгеньевне, медицинскому работнику нашего лицея с вопросом: Каковы основные причины, из-за которых может ухудшиться зрение? Получив от неё информацию, пришёл к выводу: главная причина - неправильный режим дня. Речь идет о больших зрительных нагрузках и отсутствие гигиены зрения.
Причины ухудшения зрения:
• Работа при плохом освещении.
• Чтение при малом расстоянии от глаз до книги, чтение лежа.
• Длительный просмотр телепередач.
• Долгое просиживание за компьютером.
• Неправильное питание.
• Попадание в глаза вирусов, травма глаз.
Но мне хотелось знать не только причины ухудшения зрения, но и как его сохранить. Оказывается проблем, связанных со снижением остроты зрения можно избежать – достаточно соблюдать несколько несложных правил.
Больше двигаться!
Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда мы двигается: гуляем, играем, занимается спортом. Поэтому в нашем плотном расписании школьника предусмотрено время для прогулок.
Телевизор - чем меньше, тем лучше.
Мы, младшие школьники можем проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше - всего 15 минут.
Соблюдение правил чтения книг.
С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 30 - 35 см.
Режим сна.
Школьник должен, как следует высыпаться. Для детей до 10 лет норма сна – не меньше 10 часов в сутки.
Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую передышку во время выполнения домашних заданий. Десятиминутный подвижный перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, - отличная разгрузка.
Рабочее место должно правильно освещаться.
Днём – ярким, естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши - справа, чтобы во время письма он не загораживал сам себе свет.
Большое место в профилактике проблем зрения занимает витаминная диета.
Для здоровья глаз очень полезны витамины группы А – морковь, группы В - орехи, печень, рыба и С - плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, яблоки. Особо востребованы нашим глазам - калий, который присутствует в мёде, бананах, и цинк помогающий глазам адаптироваться к яркому свету, он находится в креветках, мясе, грибах.
Одной из главных рекомендаций по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога - специалиста в области глазных болезней.
Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы, выполнять гимнастику для глаз. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью лечебной гимнастики для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:
• Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.
• Подремать - закрыть глаза на минутку и расслабиться.
• Крепко зажмурьте на 3-5 секунд, а затем откройте глаза на 3-5 секунд (7 раз) Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
• Перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу — по часовой стрелке и против, вправо-влево, вверх вниз восьмёркой) Если глаза открыты, то при движении взгляда обращайте внимание на окружающие предметы. Укрепляет мышцы глаза.
• Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век (3 раза) Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
В результате изучения литературы, я выяснил причины ухудшения зрения, научился бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении, но
мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Я предложил Татьяне Геннадьевне провести анкетирование Как я забочусь о своих глазах для ребят нашего класса. (Приложение 1)
По результатам анкетирования, видно что 70 % (это большая часть) ребят превышают допустимое время работы за компьютером и просмотра телевизионных передач. Кроме того, мало кто уделяет внимание гимнастике для глаз, которая является необходимой мерой профилактики, следят за посадкой при письме. Перечисленные факторы могут стать причиной снижения зрения. На основе полученных результатов мы с Татьяной Геннадьевной решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.
Заключение: Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила. Результаты исследования и информацию, полученную из различных источников, я бы хотел донести до ребят 1-4 классов. Для этого мною с помощью руководителя проекта создан буклет - памятка Берегите зрение! для учащихся начальной школы с правилами сохранения зрения. Перечисленные в буклете способы тренировки глазных мышц подойдут как детям, так и взрослым. Подобные занятия улучшают состояние зрения, помогают справиться с утомлением.
Подводя итог медицинскому консилиуму, очень хотелось бы, чтобы мое исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Теперь я знаю, потерять зрение легко, а сохранить сложно, а вам советую, твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можете позаботиться только вы сами.
Берегите своё зрение! Будьте все здоровы!
Всем спасибо за внимание!
Литература
1. Ревин А.И. Специфика зрения человека.- М.: Медицина, 2003.
2. Глушкова Е. К., “Береги зрение”, Медицина, 1987
3. Человек. Энциклопедия для детей. Т. 18. – М.: Аванта+, 2001.
4. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: АСТ, 1996. – с.229-232
Интернет - ресурсы
1.
2
3.
4.
Приложение 1
Анкета Как я забочусь о своих глазах
Вопросы
ДА
НЕТ
1. Всегда читаю сидя.
25
0
2. Делаю перерывы во время чтения.
13
12
3. Слежу за посадкой при письме.
14
11
4. Делаю уроки при хорошем освещении.
20
5
5. Делаю гимнастику для глаз.
9
16
6. Часто бываю на свежем воздухе.
21
4
7. Употребляю в пищу растительные продукты.
19
7
8. Смотрю только детские передачи по телевизору.
7
18
9. Долгое просиживание за компьютером.
18
7
10. Каждый год проверяю свое зрение у врача
3
22